МАТЕРИАЛИЗМ ФРАНЦУЗСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ ФРАНЦУЗСКИЙ − основное направление философии французского Просвещения 18 в.

Первым представителем философии французского Просвещения, осуществившим оригинальный синтез картезианства [КАРТЕЗИАНСТВО], учения Гассенди [ГАССЕНДИ]и янсенизма, явился Б.Фонтенель (1657–1757), творчество которого составило необходимое звено перехода от французской философии 17 в. к просветительской мысли 18 в. Составной частью философии французского Просвещения был деизм [ДЕИЗМ], представители которого, напр., Вольтер, исходили из абсолютного дуализма материи и движения, разделяли теорию врожденных идей [ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ], идею субстанциальности души и др. Отвергая средневековую схоластику, разоблачая фанатизм и нетерпимость католической церкви, деисты рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию»– в качестве социального регулятора исторического процесса. Утверждаемая ими теория общественного договора [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ]строилась на представлении о неизменной сущности абстрактного человека.

Другим философским течением французского Просвещения был открытый материализм, сформировавшийся в процессе критики деизма на базе естественнонаучных идей Коперника [КОПЕРНИК], Галилея, Декарта, Ньютона. Систематическое изложение основных идей французского материализма 18 в. было дано в сочинении П.Гольбаха «Система природы»(1770), где было развито учение о материи как объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и воздействующей на наши органы чувств, о материальном мире как целостной системе, о движении как атрибуте несотворенной материи. Отстаивая принципы материалистического сенсуализма, Гольбах подверг критике субъективный идеализм Дж.Беркли, учение Декарта о врожденных идеях, гилозоизм и представления о субстанциальности души. К.А.Гельвеций в сочинении «Об уме» (1758), признавая объективное существование внешнего мира, считал природу множеством различных образований, а материю – не субстанцией, а совокупностью свойств, важнейшие из которых – протяженность, плотность, непроницаемость и движение. Отвергая теологическую и спиритуалистическую концепцию общества и человека, Гельвеций развивал идеи утилитаризма, согласно которым правильно понятый личный интерес составляет основу общественной жизни.

Применение принципов материалистического сенсуализма к изучению истории привело целый ряд просветителей (Вольтер [ВОЛЬТЕР], Тюрго, Кондорсе [КОНДОРСЕ], Руссо, Гельвеций) к признанию закономерного характера исторического процесса, к понятию исторической эволюции и теории исторического прогресса. Представления об уровнях организации материи, содержавшиеся в трудах французских материалистов 18 в., были связаны с наметившимися у них идеями о развитии живой природы. Атеистическое наследие французского материализма не ограничивалось рационалистической критикой религии, а содержало аргументированное опровержение креационизма и телеологии, деистических доказательств существования Бога.

Литература:

1. Богуславский В.М. У истоков французского атеизма и материализма. М., 1964;

2. Век Просвещения. М.–Париж, 1970;

3. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981;

4. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983;

5. Gusdorf G. Les principes de la pensée au siècle des Lumieres. P., 1971;

6. Hazard P. La pensée européenne au 18 siècle de Montesquieu à Lessing. P., 1964.

E.Г.Ям

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me