ВОЛЬТЕР

ВОЛЬТЕР (Voltaire), наст. фамилия – Аруэ (Arouet) Франсуа Мари (21 ноября 1694, Париж – 30 мая 1778, там же) – французский философ, писатель, публицист. Родился в семье парижского нотариуса. С 1713 обучался в иезуитской коллегии Людовика Великого в Париже. Уже в 12-летнем возрасте он был введен аббатом де Шатонефом в «Тампль», кружок парижских вольнодумцев. По окончании коллегии в 1717 на 11 месяцев был заключен в Бастилию за сатиру на герцога Филиппа Орлеанского. После скандальной ссоры с кавалером де Роганом и краткосрочного заключения в Бастилию в 1726 был выслан из Парижа. В 1726–29 жил в Англии, где изучал философию, прежде всего английскую, и ньютоновское естествознание. К этому времени относятся его первые исторические работы («Генриада», «Опыт о гражданских войнах во Франции»). Вернувшись в Париж, публикует в 1734 «Философские письма» (Lettres philosophiques sur les Anglais), принесшие ему огромную известность и осужденные парижским парламентом на сожжение, как «противные религии, добрым нравам и уважению к власти». В 1734–49 (с перерывами) живет в замке Сире на границе с Лотарингией. Здесь он пишет «Метафизический трактат»(Traité de métaphysique, 1734), «Основы философии Ньютона» (Eléments de la philosophie de Newton, 1738). Будучи вызван в Париж благодаря усилиям м-м де Помпадур, назначается на должность придворного историографа Людовика XV, избирается во французскую Академию наук. В 1750–53 в Пруссии при дворе Фридриха II. В 1758 покупает на границе Швейцарии и Франции имение Ферне, где и живет последующие 20 лет. Сотрудничает в «Энциклопедии»Дидро и д’Аламбера, пишет «Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе законов» (Essai sur l’histoire générale et sur tes moeurs et l’esprit des nations, 1755–69), «Философию истории» (La philosophie de l’histoire, 1765). Приезд его в 1778 в Париж стал триумфом «фернейского патриарха». В философии Вольтер осуществил синтез основных положений деизма [ДЕИЗМ], исходя из существования непознаваемого Бога как первопричины материального и идеального миров. Утверждая объективную реальность божественной субстанции, Вольтер считал ее принципиально отличной от потенциальной бесконечности природы. Опираясь на открытый И. Ньютоном 1-й закон движения, Вольтер рассматривал природу наподобие часового механизма, где все формы неорганической и органической материи движутся благодаря внешней силе, давшей миру 1-й механический толчок.

В «Метафизическом трактате» Вольтер подверг критике идею движения как атрибута материи, утверждая существование нематериального принципа действия. В сочинении «Dieu et les Hommes, oeuvre théologique, mais raisonnable» (1769, рус. пер.: «Бог и люди», т. 1–2, 1961) Вольтер совершает логическую формализацию деизма, приближая его к строгой ньютонианской схеме, согласно которой Бог действует по всеобщим законам механического движения. Отрицая развиваемую Мальбраншем [МАЛЬБРАНШ]концепцию причинности в духе окказионализма [ОККАЗИОНАЛИЗМ], Вольтер признает существование в природе единого разумного мирового начала – Бога как первопричины материального мира и происходящего в мире движения. Целесообразность и совершенная гармония мира есть результат целеполагания разумного существа. В области теории познания Вольтер был одним из первых во Франции сторонников материалистического сенсуализма Дж.Локка [ЛОКК]. Критически относясь к рационалистическим построениям Декарта [ДЕКАРТ], Спинозы, Лейбница, он считал опытное исследование природы наиболее адекватным методом ее познания. Излагая историю христианства, Вольтер развивал идеи представителей французской исторической школы, создавших образ исторического Христа в качестве основателя нового социального и морального учения. Христианство Вольтер истолковывал как учение, охраняющее институт частной собственности и моральные устои европейской цивилизации 18 в. С именем Вольтера связана одна из первых попыток создания философии истории. В «Философии истории», в «Опыте о всеобщей истории и о нравах и духе народов», рассматривая человеческую историю как последовательное движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, Вольтер подчеркивал важную роль в этом движении просвещения, науки, трудовой и творческой деятельности человечества. Дав острую критику феодальных порядков, основанных на деспотической форме правления, Вольтер противопоставил им идею просвещенной конституционной монархии как наилучшей формы государственного устройства. Он отрицательно относился не только к коммунистическим идеалам Мелье [МЕЛЬЕ], но и к умеренному эгалитаризму Руссо, предполагающему возможность установления народовластия.

Вольтер проявлял огромный интерес к истории и культуре России. Полемизируя с Руссо, он высоко оценивал преобразовательную деятельность Петра I. Идеи Вольтера вызвали к жизни широкое просветительское движение 18 в.– вольтерьянство [ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО].

Сочинения:

1. Oeuvres complètes, v. 1–52, P., 1877–82;

2. в рус. пер.: Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1–2. М.–Л., 1931;

3. Избр. произв. М., 1947;

4. Философские повести. М., 1978.

Литература:

1. Державин К.И. Вольтер. М., 1946;

2. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965;

3. Он же. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978;

4. Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М, 1978;

5. Ям К.Е. Вольтер и генезис французского деизма XVIII в. – «Вопросы научного атеизма», вып. 23. М., 1978;

6. Brumfitt F.H. Voltaire historian. L., 1958;

7. Naves R. Voltaire. P., 1962;

8. Waid J. The intellectual development of Voltaire. N.Y., 1969.

К.Е.Ям

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Вольтер — ВОЛЬТЕР Мари-Франсуа (Marie-Francois Voltaire, 1694—1778) (настоящая фамилия Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший») — один из крупнейших французских «просветителей» XVIII... Литературная энциклопедия
  2. ВОЛЬТЕР — (Voltaire) (псевдоним; наст. имя — Франсуа Мари Аруэ (Arouet)) (21.XI.1694 — 30.V.1778) — франц. писатель, публицист, историк и философ, один из крупнейших деятелей франц. бурж. просвещения 18 в. Род. Советская историческая энциклопедия
  3. Вольтер — (Voltaire) [псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж, — 30.5.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член французской академии (1746). Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. Большая советская энциклопедия
  4. вольтер — ВОЛЬТЕР а, м. Voltaire. Вольтеровское мягкое кресло. Она <�дочка> уже спала, когда пришла моя почта; я не могла оставить ее в твоем вольтере, где она обыкновенно спит, а взяла ее к себе в постелю, зная наперед... Словарь галлицизмов русского языка
  5. Вольтер — (наст. имя и фам. Мари Франсуа Аруэ; 1694–1778) – франц. писатель, философ, историк. Лирика молодого В. проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: филос. пов. Энциклопедический словарь псевдонимов
  6. Вольтер — Вольтер (Voltaire) (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (1694—1778), французский писатель и философ-просветитель, деист. Иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1746). Большая биографическая энциклопедия
  7. ВОЛЬТЕР — ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694-1778) — французский писатель и философ-просветитель, деист, иностранный почетный член Петербургской АН (1746). Большой энциклопедический словарь
  8. ВОЛЬТЕР — ВОЛЬТЕР (Voltaire), настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ (Arouet) (1694-1778) — французский философ, писатель, историк, представитель французского Просвещения. Историограф Людовика ХУ во второй половине 40-х 18 в. Избран в Академию наук Франции (1746). Новейший философский словарь