МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА – наиболее влиятельное, наряду с Баденской школой [БАДЕНСКАЯ ШКОЛА], направление неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО]. Основные представители: Г.Коген [КОГЕН], П.Наторп [НАТОРП], Э.Кассирер [КАССИРЕР], А.Либерт [ЛИБЕРТ](некоторое время Н.Гартман [ГАРТМАН Н.]). Свою задачу школа видела в очищении кантовской философии от остатков догматизма и дальнейшем развитии ее из собственного ее принципа. Речь идет т.о. о понимании Канта в духе сформулированного самим Кантом идеала познания, т.е. исторически «нечистому» Канту противопоставляется здесь «чистый» Кант, что дало возможность главе школы Когену обозначить свою интерпретацию Канта как «ревизию» (Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. В., 1918, S. 784). Когеновская интерпретация стала фундаментальной для всех последующих разработок марбургского неокантианства. Ревизии подвергается прежде всего кантовская «вещь сама по себе» (см. Вещь в себе [ВЕЩЬ В СЕБЕ]), «досадное наследие средневековья» (К.Форлендер), губительная двусмысленность которой для всей критической философии была в полной мере осознана еще современниками Канта и нашла классическое выражение в парадоксе Якоби: «Без предпосылки аффицирующей вещи самой по себе нельзя войти в «Критику чистого разума», с ней невозможно там оставаться» (Jacobi F.H. Über den transzendentalen Idealismus – Werke, Lpz., 1812, Bd. 2, S. 301f). В ревизии Марбургской школы парадокс Якоби решается не менее парадоксальным образом: без вещи самой по себе можно войти в «Критику чистого разума», с ней необходимо там оставаться. Последовательное обоснование этого положения приводит к абсолютному «логическому идеализму», каковым видит себя Марбургская школа. Краткая цепь преобразований выглядит следующим образом: Кант, как известно, различает два ряда элементов познания: чувственность и рассудок. «Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся» (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 124). «Оставить в таком виде дуализм факторов познания, – комментирует Наторп, – совершенно невозможно, если мы серьезно придерживаемся кантовской идеи трансцендентального метода» («Кант и Марбургская школа». – В сб.: «Новые идеи в философии», вып. 5. СПб., 1913, с. 104). Это значит: аффицирующая вещь элиминируется, но тогда вместе с ней приходится отказаться и от данности ощущений как материи познания, а стало быть, от форм созерцания (трансцендентальная эстетика) и от рассудочного синтеза, апперцепции (трансцендентальная аналитика), «короче, почти всех и каждого из положений Канта» (там же). Вход в систему Канта без «вещи самой по себе» мыслим т.о. только на почве абсолютного идеализма. Иными словами: вход в систему Канта без «вещи самой по себе» невозможен без... Гегеля. «Мы начинаем с мышления. Мышление не может иметь никакого начала вне самого себя... Чистое мышление само по себе и только оно само должно порождать чистое познание» (Cohen H. Logik der reinen Erkenntnis. В., 1902, S. 12). Но и Гегель, в свою очередь, подвергается Когеном острой критике за метафизически беспредметную логику, так что если Кант здесь и исправляется Гегелем, то лишь после того, как сам Гегель уже был исправлен Кантом (ср.: Яковенко Б. Теоретическая философия Германа Когена. – «Логос», кн. 1. М., 1910, с. 201 сл.).

Характерным для марбургского неокантианства является т.о. радикальное устранение из кантовской философии всех элементов материализма и сведение ее к чистому учению о методе, целью которого является построение mathesis universalis. Можно обозначить в этой связи следующие основополагающие принципы, в которых исчерпывается вся философская специфика школы: 1) Заданность (нет иной данности, кроме заданности мышлению мышлением же собственного предмета). 2) Проблематичность (построение системы наук как последняя проблема философии состоит из цепи проблем, ставимых мышлением самому себе). 3) Непрерывность (проблематичность знания фундирует непрерывность логических связей, благодаря которым только и возможна определенность логики). 4) Методологичность (научная истина равна научному методу, если сама наука мыслится не как факт науки, а как ее становление). 5) Относительность (знание есть всегда знание отношения и отношение знания; функциональное мышление заменяет субстанциальное). 6) Гипотетичность (в основе знания лежат ипотесы как чисто мыслительные основоположения, обусловливающие объективность и достоверность знания). 7) Бесконечность (логика первоначала конструируется Когеном по модели бесконечно-малого).

Свою философскую систему Марбургская школа предваряет не только интерпретацией Канта, но и историей философии вообще (в особенности работы Наторпа: «Descartes' Erkenntnistheorie», 1882; «Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Altertum», 1884; «Platos Ideenlehre», 1903 и фундаментальное исследование Кассирера «Das Erkeimtnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit», 4 Bde, 1906–57), вследствие чего последняя часто выглядит не иначе, как курсом пропедевтики к усвоению «логического идеализма». Распад школы сразу после Первой мировой войны был ознаменован не только внешним отпадением от нее ряда ее адептов (вроде Н.Гартмана), но и переосмыслением ее оснований изнутри. Характерно в этом отношении 2-е издание книги Наторпа о Платоне (1921), где в большом «Метакритическом дополнении» идеи Платона трактуются уже не только как логические ипотесы, а как «выражение праконкретного, живого» (Natorp Р. Piatons Ideenlehre. Lpz., 1921, S. 869f). Последним мыслителем большого ранга, пытающимся сохранить верность принципам школы в разработке универсальной философии культуры, был Кассирер.

Литература:

1. Гайденко П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургской школы. – В кн.: Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М., 1978.

См. также лит. к ст.: Кассирер [КАССИРЕР], Коген [КОГЕН], Наторп [НАТОРП], Неокантианство [НЕОКАНТИАНСТВО].

К.А.Свасьян

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА — МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА — англ. Marburg"s school; нем. Marburger Schule. Направление в неокантианстве (Э. Кассирер, Г. Коген, П. Наторп), исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения И. Канта, отождествляющее предмет познания с понятием о нем. Социологический словарь
  2. Марбургская школа — Направление в неокантианстве (См. Неокантианство) конца 19 — начала 20 веков в Германии. Основателями его явились профессора Марбургского университета Г. Коген и П. Наторп. Предшественником М. ш. был Ф. А. Ланге; к М. ш. принадлежали А. Бухенау... Большая советская энциклопедия
  3. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА — МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА — направление в неокантианстве кон. 19 — нач. 20 вв.; главные представители — профессор Марбургского университета (Германия) Г. Коген и П. Наторп, а также Э. Кассирер и Н. Гартман. Большой энциклопедический словарь