КОГЕН

КОГЕН (Cohen) Герман (14 июля 1842, Косвиг (Анхальт) – 4 апреля 1918, Берлин) – немецкий философ, глава Марбургской школы неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО]. Учился в иудейской богословской семинарии, затем в университете в Бреслау и Берлине. В 1865 закончил университет в Галле. В 1873 защитил диссертацию в Марбурге, где преподавал с 1876 по 1912.

От спора с философией Канта он переходит к созданию своей философской системы. В центре его книги «Кантова теория опыта» (Kants Theorie der Erfahrung, 1871) проблема трансцендентального метода, который должен выявить условия возможности науки, отождествляемой с математикой. Главным вызовом трансцендентальной философии стало во 2-й пол. 19 в. появление новых теорий в геометрии, сама возможность многих геометрий, использование в проективной геометрии мнимых и бесконечно удаленных элементов, никак не связанных с созерцанием. Если для Канта пространственное созерцание – необходимое условие всякого знания, тот способ, которым субъект созерцает предмет, а пространство отождествляется с евклидовым пространством, то создание неевклидовых геометрий и исчисления бесконечно малых, казалось бы, разрушает обоснование Кантом научно-теоретического знания.

Коген, настаивая на том, что объектом философии должен стать факт науки, переосмысляет понятие опыта, понимая его как создание предмета, осуществляемое во всякой подлинной науке, всякой деятельности и культурном творчестве. Предмет не может быть познан за пределами априорного опыта. В связи с этим Коген переосмысливает понятие априорности, ликвидируя различие между априорными формами чувственности и рассудка. Его задача, следовательно, состоит в том, чтобы представить пространство [ПРОСТРАНСТВОвремя [ВРЕМЯ]как априорные принципы активности субъекта (наряду с категориями). Коген обращается к кантовскому принципу о конструктивном характере знания. Предмет не существует, а становится, конструируется активностью субъекта, в т.ч. и воображением. Пространство и время рассматриваются как то, что создается мышлением. Предмет интерпретируется идеалистически, и понятие вещи-в-себе оказывается излишним. Пространство мыслится как принцип связи и взаимного расположения элементов конструкции, а время – как последовательность элементов конструкции. Выбор геометрии предполагает одну из конкретизации пространственных отношений, которая зафиксирована в аксиоматике и используется как логическая форма, или правило, конструирования. Коген, следовательно, дает совершенно иную, чем Кант, трактовку пространства и времени, иное определение реальности [РЕАЛЬНОСТЬ], как синтеза сообразно условиям пространства и времени. Это означает: реально то, что создано мыслью в соответствии с априорными правилами, фиксирующими отношения рядоположенности и последовательности, т.е. то, что может быть построено по правилам математического естествознания, а именно геометрии в любых ее формах, арифметики и динамики.

Крайне низкая оценка Когеном чувственного созерцания была реакцией на позитивизм [ПОЗИТИВИЗМэмпириокритицизм [ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ], которые пытались свести все знания к чувственно данному. Предмет знания (объект исследования), по Когену, не дается, а создается. Предмет – результат мыслительной активности. Чтобы вывести содержание знания из активности самой мысли, Коген вводит понятие генетического конструирования, порождающего акта (Ursprung), который определяет первоэлемент конструируемого предмета (в математике – точка, бесконечно малая величина, член ряда). Каждый из них, будучи элементом целого, содержит в себе принцип порождения целого. Член ряда предполагает закон построения всего ряда. Точка понимается как бесконечно малая величина, указывающая направление дальнейшего движения. Развертывание целого инициируется порождающим актом. Коген определяет этот изначальный синтетический акт как сохранение объединения в обособлении и обособления в объединении. Система Когена охватывает логику чистого познания, этику чистой воли и эстетику чистого чувства. Принцип порождающего акта значим и в этике и выражен в принципе свободы. Этика – это логика воли. Мышление и воля проистекают из одного источника – некоей прамысли. Чистая воля – безостановочное движение вперед, вечный труд. Ядро религии – этика. Бог – центр всех идей, идея истины и блага. В эстетике религия связана с идеей любви. Эстетика основана на чистом чувстве, на чистой любви к природе человека, являющейся частью природы. Истинная религия основывается на истине, выраженной в систематической философии, а истинная религиозность – на ясности систематического познания.

Сочинения:

1. Kants Begründung der Ethik. В., 1877;

2. Das Prinzip der Infinitesemalmethode und seine Geschichte. В., 1883;

3. System der Philosophie, Bd. 1. Logik der reinen Erkenntnis. В., 1902;

4. Bd. 2. Ethik des reinen Willens. В., 1904;

5. Bd. 3. Ästhetik des reinen Gefühls. В., 1912;

6. Der Begriff der Religion im System der Philosophie. В., 1915;

7. Kleine philosophischen Schriften, 2 Bde. В., 1926.

Литература:

1. Яковенко Б. О теоретической философии Г.Когена. – «Логос», 1910, кн. 1;

2. Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тб., 1960;

3. Гайденко П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве Марбургской школы. – В кн.: Кант и кантианство. М., 1978;

4. Natorp P. H.Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. В., 1918.

Г.Б.Гутнер, А.П.Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Коген — I Ко́ген (Cohen) Герман [4.7.1842, Косвиг (Анхальт), — 4.4.1918, Берлин], немецкий философ-идеалист, глава марбургской школы неокантианства (См. Неокантианство). Профессор в Марбурге (1876—1912) и Берлине (с 1912). Большая советская энциклопедия
  2. Коген — См. Священники. Энциклопедия иудаизма
  3. КОГЕН — КОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918) — немецкий философ, основоположник марбургской школы неокантианства. Стремясь преодолеть кантовский дуализм... Большой энциклопедический словарь
  4. КОГЕН — КОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918) — немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: «Теория опыта Канта» (1885), «Обоснование Кантом этики» (1877), «Обоснование Кантом эстетики» (1889)... Новейший философский словарь