ЛУКАЧ

ЛУКАЧ (Lukacs) Дъёрдь (Георг) (13 апреля 1885, Будапешт – 4 июня 1971, Будапешт) – выдающийся венгерский философ, эстетик, литературовед, политический деятель. Сын крупного банкира, учился праву и философии в университетах Будапешта, Берлина, Гейдельберга. С 1906 по 1915 жил в Германии, за исключением периода с сентября 1911 по май 1912, когда жил во Флоренции. Его взгляды сложились под влиянием В.Дильтея, Г.Зиммеля [ЗИММЕЛЬ], М.Вебера [ВЕБЕР М.]. В эти годы завязалась его дружба с Э.Блоком, состоялось знакомство с К.Мангеймом. В 1915 возвратился в Будапешт, где вокруг него в «Воскресном товариществе» объединилась радикально настроенная интеллигенция, считавшая необходимым полный разрыв со старым обществом. Лукач принял участие в антивоенном движении, разделяя взгляды Э.Сабо – видного деятеля венгерского рабочего движения. Для него оказались неприемлемы теория и практика социал-демократии. В эти годы он усиленно изучал Гегеля. Октябрьскую революцию в России воспринял как «страшный суд» над миром капитала, как очищающую процедуру, а пролетариат как мессию, призванного избавить мир от отчуждения [ОТЧУЖДЕНИЕ]. В 1919 вступил в КПВ, стал членом ее ЦК, в период венгерской революции был наркомом просвещения, комиссаром Красной армии, затем эмигрировал в Вену, где участвовал в работе журнала «Коммунизм», ставшим рупором левых сил в западноевропейском коммунистическом движении. В 1929 приезжал в Москву, где до лета 1931 был сотрудником ИМЭЛ, затем был послан в Германию. В 1933 вернулся в Москву, где прожил до 1945, сотрудничал с журналами «Литературный критик», «Интернациональная литература», работал в Институте философии АН СССР, где защитил докторскую диссертацию о творчестве молодого Гегеля (1938). В 1945 вернулся в Венгрию, где стал профессором эстетики, философии в Будапештском университете, академиком ВАН, лауреатом премии им. Кошута, ряда международных премий. В октябре 1956 вошел в состав правительства И.Надя, был исключен из партии, в 60-х гг. восстановлен. Свои философские труды Лукач писал на немецком языке.

Творчество Лукача, получившее широкое международное признание, можно разбить на два периода: ранний, домарксистский с 1909 по 1930 и марксистский период с 1930 по 1971. В центре творчества молодого Лукача – озабоченность за судьбы культуры. Наиболее известны работы этого периода «Душа и форма» (A Lelek és formák) и «Теория романа» (Die Theorie des Romans). Наибольшую известность получила его работа «История и классовое сознание» (Geschichte und Klassenbewusstsein. Studien über die marxistische Dialektik. В., 1923), в которой дается философское осмысление сущности революционных событий тех лет. В центре книги – проблема отчуждения, которое отождествляется с овеществлением, опредмечиванием. Снятие отчуждения равнозначно преодолению предметности.

Второй период творчества Лукача начинается с его знакомства с «Экономическо-философскми рукописями 1844 г.»К.Маркса, которые оказали решающее воздействие на все последующее его творчество. В 30-е гг. в фокусе его внимания находятся проблемы эстетики. В философском аспекте большой интерес представляет его книга «Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества» (Der junge Hegel und die Probleme der kapitalistischen Geselltschaft. Zürich–Wien, 1948; рус. пер. M., 1987), в которой философия Гегеля рассматривалась как многоголосое эхо Французской революции и промышленной революции в Англии в условиях отсталой Германии. В эти же годы Лукач приступил к исследованию тех философских течений, которые использовались в идеологии фашизма [ФАШИЗМ]. По этой теме им написана работа «Разрушение разума» (Die Zerstörung der Vernuft. Der Weg des Irrationalismus von Schelling bis Hitler, В., 1954), где философия иррационализма предстает как идеологическая подготовка фашизма. В 1963 Лукач закончил книгу «Своеобразие эстетического» (Die Eigenart des Ästhetischen. В., 1963; рус. пер. тт. 1–4. М., 1985–1987). В своем последнем незаконченном труде – «К онтологии общественного бытия» (Zur Ontologie des gesellschaftlichen Seins, Bd. 1–3. Darmstadt–Neuwied, 1971–73) Лукач поставил задачу реконструировать взгляды Маркса на общественное бытие и показать, что, несмотря на все изменения в мире, отчуждение не преодолевается. Это была попытка онтологического обоснования субъективности в рамках марксизма.

Сочинения:

1. К истории реализма. М., 1939;

2. Литературные теории XIX в. и марксизм. М., 1937;

3. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991;

4. Frühschriften. Neuwied–В., 1968;

5. Frühe Schriften zur Ästhetik, Bd. 1–2. Darmstadt–Neuwied, 1974;

6. Goethe und seine Zeit. В., 1947;

7. Der russische Realismus in der Weltliteratur. В., 1948;

8. Zur philosophischen Entwicklung des jungen Marx. В., 1948.

Литература:

1. Бессонов Б.Н., Нарский И.С. Дьёрдь Лукач. М., 1989;

2. Хевеши М.А. Из истории критики философских догм II Интернационала. М., 1977;

3. Lukacs Today. Dordrecht, 1988.

M.A.Хевеши

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Лукач — (Lukács) Дьёрдь (13.4.1885, Будапешт, — 4.6.1971, там же), венгерский философ и литературный критик, член Венгерской АН. Философское образование получил в Будапеште, Берлине и Гейдельберге. Был близок к Г. Зиммелю (См. Зиммель)... Большая советская энциклопедия
  2. ЛУКАЧ — ЛУКАЧ (Lukacs) Дьердь (1885-1971) — венгерский литературовед и философ. Ученик Г. Зиммеля. От неокантианства перешел к гегелевской философии ("Теория романа", 1920) и затем к марксизму ("История и классовое сознание", 1923)... Большой энциклопедический словарь
  3. ЛУКАЧ — ЛУКАЧ (Lukach) Дьердь (Георг) (1885-1971) — венгерский философ, эстетик, политический деятель. Философское образование получил в Будапеште, Берлине, Гейдельберге. Находился под влиянием Зиммеля и М. Вебера. Затем изучает работы Гегеля и Маркса. Новейший философский словарь