ЛЕОНТЬЕВ

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25) января 1831, с. Кудиново, Калужской губ. – 12(14) ноября 1891, Троице-Сергиева лавра] – русский философ, писатель, публицист. В 1850–54 обучался на медицинском факультете Московского университета. Участвовал в Крымской войне. В кон. 1850-х – 60-е гг. на дипломатической службе. В 1871 смертельно заболев, обратился к религии и оставил службу. С 1880 Леонтьев вновь на государственной службе в качестве цензора Московского цензурного комитета. В 1887 по состоянию здоровья вышел в отставку и обосновался в Оптиной пустыни. В 1891 тайно постригся в монахи; вскоре он покинул Оптину пустынь и переселился в Троице-Сергиеву лавру, но по дороге простудился, заболел воспалением легких и скончался.

Оригинальный характер философских воззрений Леонтьева определяется его учением об эстетике жизни, центральная идея которого – выделение двух основных родов бытия: восходящей жизни («цветущей сложности») и нисходящей («вторичное смесительное упрощение»). Развивая эту идею, Леонтьев утверждает, что надо всем сущим, в т.ч. и над историческими образованиями, властвует триединый закон фаз жизненного цикла от «первичной простоты» к «цветущей сложности» и «вторичному смесительному упрощению». Леонтьев дал оригинальную социально-философскую интерпретацию триединого закона, связав восходящую фазу жизненного цикла с деспотическими общественными формами («принципом византизма»), а нисходящую – с торжеством демократических начал в общественной жизни. Выступая, подобно Ф.Ницше, за восходящую жизнь, против упадка жизни и разложения, Леонтьев, естественно, отдавал предпочтение деспотическим, а не демократическим формам общественной организации. Демократические общества – менее «красивые», менее «сложные» и «противоречивые» образования, чем общества деспотические. По Леонтьеву, усложнение элементов, составляющих общество, требует особой деспотической интеграции.

Деспотический принцип общественной жизни, т.е. «принцип византизма», есть совокупность принудительных начал, характеризующихся в государственном отношении как самодержавие, в религиозном – как истинное византийское православное христианство, в нравственном – как отрешение от идей обретения земного благополучия и счастья. К византийским началам относятся также неравенство, иерархия, строгая дисциплина, смирение и послушание. Именно на фундаменте этих начал и возможно, по Леонтьеву, создание истинно прочных и «красивых» общественных форм.

Религиозные воззрения Леонтьева характеризовались противопоставлением истинного аскетического византийского православия и неистинного «розового» христианства. По Леонтьеву, все положительные (т.е. истинные) религии открыли и усвоили ту истину, что в жизни неизбежны зло, страдания, трагедия. Однако в новоевропейской культуре выработалось ложное представление о том, что «возможно улучшение жизни для всех», т.е. идея либерально-гуманистического прогресса, которая проникла в некоторые трактовки христианства, исказив тем самым его сущность. Как и идея прогресса, искаженная трактовка христианства («розовое христианство») есть «ложный продукт демократического разрушения старых европейских обществ».

Политические воззрения Леонтьева в целом консервативно-охранительные. Главную миссию России он видит в противодействии «исторической экспансии» Запада – ибо только в этом случае у России появляется шанс на самосохранение. В этой связи Леонтьев выдвигает идею культурно-политического союза России с Востоком против Запада (впоследствии эта идея оказала серьезное влияние на евразийцев). Российскому самодержавному государству Леонтьев в первую очередь предписывает охранительные цели во внутренней и внешней политике. Основные пункты внутриполитической программы: практическая и идеологическая защита самодержавия, авторитета государя, Православной церкви, борьба с западным просвещением, с либерально-гуманистической и социалистической идеологиями. Своих политических единомышленников Леонтьев призывает «учиться делать реакцию», «властвовать беззастенчиво».

Сочинения:

1. Соч., т. 1–9. М., 1912;

2. Цветушая сложность. Избр. статьи. М., 1992;

3. Восток, Россия и славянство. М., 1996.

Литература:

1. К.Н.Леонтьев: Pro et contra, кн. 1–2. СПб., 1995.

Архив:

1. РФ ГЛΜ, ф. 196, оп. 1.

С.И.Бажов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Леонтьев — ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831—1891) — писатель-публицист. Родился в старинной дворянской семье. Работал врачом (1854—1863), дипломатом на Ближнем Востоке (1863—1873), журналистом и цензором (1880—1887). Последние годы жизни провел в монастыре. Литературная энциклопедия
  2. Леонтьев — I Лео́нтьев Алексей Леонтьевич (1716, Москва, — 12.5.1786, Петербург), один из первых русских китаеведов. Родился в семье церковного служителя. Окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. Большая советская энциклопедия
  3. ЛЕОНТЬЕВ — 1. Алексей Леонтьевич (1716 — 12.V.1786) — один из основателей рус. китаеведения. Окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1739-42 учился в школе кит. яз. Азиатского департамента МИД, в 1743-55 — ученик 3-й пекинской духовной миссии. Советская историческая энциклопедия
  4. ЛЕОНТЬЕВ — см. ЛЕДИН Словарь русских фамилий
  5. ЛЕОНТЬЕВ — ЛЕОНТЬЕВ (Leontief) Василий Васильевич (р. 1906) — американский экономист, член РАН (1991; иностранный член с 1988). Родился в России, с 1931 в США. Разработал в 30-е гг. Большой энциклопедический словарь
  6. Леонтьев — Леонтьев геодезист, исслед. Ледовит. океана 1767—1771 гг. {Венгеров} ♦ Леонтьев сост. историч. запис. 1 жел.-дор. батал. (1902). {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  7. ЛЕОНТЬЕВ — • ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) — советский психолог, профессор (1932), доктор педагогических наук (1941), академик АПН РСФСР (1950), основатель (1965) и декан психологического факультета Московского университета (по 1979). Новейший философский словарь