КАЛКИДИЙ

КАЛКИДИЙ (Calcidius, встречается также Chalcidius) (кон. 4 – нач. 5 в.) – латинский философ-платоник. Сохранились его перевод платоновского диалога «Тимей» и комментарий к нему. Источники «Комментария» – Платон, Аристотель, Нумений, Адраст, Порфирий, а также Филон Александрийский, Ориген. Тематика «Комментария» задана «Тимеем». Калкидий выделяет 27 тем, из которых откомментированы лишь 13 (до Tim. 53с). Основные темы: о происхождении и устройстве мира в сочетании с учением о душе (мировой и человеческой), о судьбе, демонология. Здесь же Калкидий рассуждает о происхождении человеческого рода; о подобии человека миру (макрокосм–микрокосм). В основе тварного мира лежат три начала: бог–материя–образец (dem–Silva–exemplar). Все начала просты, бескачественны и вечны. Бог отождествляется с высшим благом, он лежит за пределами бытия, природы, ума. Бог предшествует миру как причина, а не во времени, поэтому мир одновременно и «создан» (factus), и «вечен» (aeternus). Тварный мир – живое существо, он состоит из мировой души и тела. Мировая душа создана богом (также причинно и вне времени), это – «третья субстанция». Она – нечто промежуточное между делимой и неделимой субстанцией, вечна, поскольку самодвижима. Мир пронизывает жизненное начало; центр жизни не совпадает с центром мира, землей, но находится в вечно движущемся солнце.

Большую часть «Комментария» занимает учение о материи (In Tim. 47е-53с), предваряемое историческим обзором предшествующих теорий (евреев, досократиков, эллинистических авторов). Традиционно материя – ни телесна, ни бестелесна, скорее она потенциально и телесна, и бестелесна; нескончаема во времени (perpetua); беспредельна (infinita); не имеет форм и качеств. Особенность трактовки Калкидия в том, что материя – одновременно изменчива и неизменна, подлежит и не подлежит воздействию (что близко воззрениям Порфирия). Взаимодействие идей, форм (species) и материи описывается в платоновских терминах отец–сын–отпрыск. Все сущее – это продукт деятельности бога, природы или человека – художника, подражающего природе. Здесь природа-космос – это ипостась, следующая после ипостасей традиционной неоплатонической триады (бог–ум–душа).

Важно также учение Калкидия о судьбе и ее соотношении с провидением. Провидение – это или сам бог, или ум бога. Судьба (fatum) действует на уровне Мировой души, она рассматривается и как субстанция (substantia), и как действие (actus). Калкидий признает наличие свободной воли человека и случайности. Он критикует стоическое учение о судьбе за фатализм.

Раздел о человеческой душе образует маленький самостоятельный трактат. Вслед за Порфирием Калкидий отвергает аристотелевское определение души как энтелехии [ЭНТЕЛЕХИЯ]тела, предпочитая ему платоническую трактовку души как разумной самодвижущейся субстанции. Подробнее, чем в «Тимее», разработана демонология. Калкидий выделяет пять видов демонов: высшие (ангелы), эфирные, воздушные, водные, земные (последние – человеческие души).

Работы Калкидия использовались средневековыми авторами (до 12 в.), в частности, Иоанном Скотом Эриугеной, Хукбольдом из Сен-Амана, Гонорием Августодунским.

Сочинения:

1. Timaeus a Calcidio translatus commentarioque instructus (ed. J.H.Waszink). L.-Leiden, 1975.

Литература:

1. Лосев Α. Φ.. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. 1. М., 1992, с. 102–140;

2. Waszink J. Η. Studien zum Timaioskommentar des Calcidius, I. Die erste Hälfte des Kommentars (mit Ausnahme der Kapitel über die Weltseele). Leiden, 1964;

3. Van Winden J.С.M. Calcidius on Matter. His Doctrine and Sources. A Chapter in the History of Platonism. Leiden, 1959;

4. Den Boeft J. Calcidius on Fate. His Doctrine and Sources. Leiden, 1970;

5. Calcidius on Demons (Commentarius, ch. 127–136). Leiden, 1977;

6. Gersh S. Middle Platonism and Neoplatonism. The Latin Tradition II. Indiana, 1986.

M.С.Петрова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me