ЭНТЕЛЕХИЯ

ЭНТЕЛЕХИЯ (ἐντελέχεια) – понятие древнегреческой философии, означающее действительность и завершенность всякой вещи, прежде всего живого существа, а также то, что приводит вещь из потенциального состояния к действительному существованию и удерживает ее в бытии, т.е. форму или душу. Слово представляет собой неологизм, составленный, вероятно, Аристотелем (впервые появляется именно у него). Древние авторы предлагают две этимологии слова «энтелехия»: от ἐντελῶς ἔχειν, т.е. существовать в состоянии полноты и завершенности, и от τέλος ἐν ἑαυτῷ ἔχειν, т.е. содержать в себе свою цель и свое завершение (греч. «телос» означает и цель, и конец).

Термин принадлежит прежде всего контексту аристотелевского учения об акте и потенции [АКТ И ПОТЕНЦИЯ], которое в свою очередь составляет важную часть аристотелевской метафизики: учения о сущем, о форме и материи [ФОРМА И МАТЕРИЯ] и о движении. Энтелехия, по Аристотелю, во многом тождественна энергии и есть реализация заложенных в данном сущем способностей и возможностей (в первую очередь – способности к бытию; у живого существа – к жизни); и энтелехия, и энергия противопоставляются потенции (δύναμις) и могут означать, во-первых, процесс реализации, во-вторых, состояние реализованности (τὸ ἐντελεχείᾳ ὄν – действительно сущее), в-третьих, реализующее начало, форму («материя есть потенция, а форма – энтелехия».– «О душе», 414а16). Энтелехия как действительно сущее предшествует потенциальному («потенциально сущее возникает благодаря сущему реально», букв. энтелехийно сущему – ἐντελέχείᾳ ὄντος. – «История животных», 734а30; «действительный человек создает человека из потенциально существующего человека». – «Физика», 202а11).

В «Метафизике» и «Физике» Аристотеля энтелехия выступает в большинстве случаев как синоним энергии. Употребляется этот термин чаще всего применительно к форме и движению (под движением Аристотель понимает не только перемещение, но и изменение, рост, возникновение и уничтожение): форма есть энтелехия материи (как душа – энтелехия тела); движение есть энтелехия подвижного, поскольку оно подвижно; движение есть энтелехия потенциально существующего; и даже: движение есть энтелехия материи. В том, что форма и движение определяются через энтелехию одинаково, нет противоречия: аристотелевская «форма» как целевая причина вещи есть и причина ее движения, прежде всего движения в бытие – возникновения; а первая форма – т.н. вечный двигатель – есть причина движения и, следовательно, бытия всего на свете. Однако не всякое движение есть энтелехия, а только то, которое содержит свою цель в самом себе, как мышление, жизнь, созерцание, радость, счастье; напротив, движение, цель которого в достижении чего-то иного, нежели оно само, как ходьба, строительство, лечение, учение и т.п., не есть энтелехия («Метафизика», 104b18–36). По этой же причине не могут существовать как энтелехии искусственные предметы, поскольку их создали не ради них самих, а также природные неорганические вещества – строго говоря, они, по Аристотелю, не вполне тела, ибо полнота бытия тела – его энтелехия – это его душа (не энтелехией, но формой обладают, согласно Аристотелю, не разрозненные неорганические предметы, но каждый из четырех элементов физической природы в своей совокупности, т.е. весь огонь или вся вода в мире; здесь также обладание формой неразрывно связано с обладанием собственным «естественным» движением).

Особое значение понятие энтелехии приобретает в психологии Аристотеля. Душа, или жизнь (то, в силу чего живое существо живо), определяется как первая энтелехия природного органического тела, способного к жизни («О душе», 412а27). Как форма и двигатель своего тела душа не может быть телесна; она не есть ни определенное вещество, как полагал Демокрит, ни смещение всех веществ, как говорил Эмпедокл, ибо два тела не могут занимать одно и то же место. Однако душа не может быть и бестелесна; она не есть ни гармония тела, как учили пифагорейцы, ни самодвижущееся число, ни то, что движет само себя, как полагал Платон, ибо душа не движется, а движет другое – тело. Душа и тело различны по понятию, но нераздельны по бытию, «как воск и оттиск на нем, как вообще материя чего-либо и то, для чего она служит материей» («О душе», 412b6). Живое существо не составлено из души и тела; душа есть сила, действующая посредством тела, а тело – естественное орудие души. Они неразделимы, как глаз и зрение. Каждой данной душе соответствует определенное тело, ибо оно возникает ее силой и ради нее, будучи устроено как наиболее подходящий для деятельности данной души инструмент (поэтому пифагорейское учение о переселении душ для Аристотеля абсурдно). В противоположность древним натурфилософам Аристотель не душу выводит из телесной природы, а наоборот – тело из души. Поэтому для него, строго говоря, только живое, одушевленное тело есть настоящее (реальное, энтелехийное) тело; неодушевленное – тело лишь по имени (см. «О душе», 412b11 слл.; «Метафизика», 1035b24; «О частях животных», 640b33 и др.). Но одушевлено может быть лишь органическое тело, т.е. такое, все части которого соотнесены с определенной целью и предназначены для исполнения определенных функций (греч. ὄργανον – орудие, инструмент); эта цель, задающая принцип единства организма, ради которой он возник, существует и функционирует, и есть его энтелехия, или душа. Поскольку по бытию душа неотделима от тела, живое органическое существо определяется как сущее, содержащее свою цель в самом себе.

Различение между первой и второй энтелехиями, у Аристотеля едва намеченное, подробно разрабатывается впоследствии в схоластике (actus primus и actus secundus). Однако само слово «энтелехия» было переведено Фомой Аквинским так же, как энергия, – actus, и проблема жизни и связи души с телом, ради решения которой Аристотелем и был введен неологизм «энтелехия» (дабы отсечь возможные ассоциации с учением о душе материалистов-натурфилософов и идеалистов, пифагорейцев и платоников), решается отныне в терминах общего учения об акте и потенции.

Надолго исчезнув из метафизики, энтелехия (чаще в форме endelechia, endelechaia) фигурирует с 14 по 17 в. в трудах по медицине и натурфилософии. Здесь ее значение восходит, вероятно, к Цицерону (endelechiam... continuatam quandam motionem et perennem – некое продолженное и беспрерывное движение. – «Тускуланские беседы», 1, 10). У медиков 14–15 вв. она означает продолжение некоторых жизненных функций организма после смерти. В философии 16 в. энтелехия – исполнение жизненных функций как главная характеристика живого вообще («непрерывное движение» – agitatio, в частности, у Меланхтона). У натурфилософов, в частности полемизировавших с алхимиками, энтелехия – это perfectio rei, – «совершенство» естественной вещи, недостижимое для искусственно созданной (поэтому искусственно полученное золото будет лишено энтелехии, т.е. будет ненастоящим, несовершенным, не вполне золотом).

В философии Нового времени термин «энтелехия» высвобождается из контекста учения об акте и потенции и становится одним из ключевых слов телеологического и органицистского понимания, противопоставляющего себя чисто каузальному, механистическому способу объяснения мира. Энтелехия подчеркивает изначальность индивидуальности и целесообразности: каждое отдельное существо ориентировано всем своим внутренним устройством к определенной цели, к которой оно стремится само по себе, т.е. изнутри себя и ради себя. Так, Лейбниц называл энтелехиями свои монады [МОНАДА]и искал подтверждения своей метафизике в биологическом учении своего времени о преформизме (энтелехия как предзаданная форма живого существа). В 20 в. энтелехия становится центральным понятием в философии органического Г.Дриша. После Дриша, под его влиянием и в полемике с ним, но в рамках той же телеологической и органицистской ориентации, энтелехия фигурирует как ключевое понятие философии природы, «метафизики биологии» и «новой монадологии» у многих философов (в частности, в работах Г.Конрад-Мартиус, которая переосмысливает философию природы, опираясь на энтелехию Аристотеля и учение поздней схоластики о субстанциальной форме).

Литература:

1. Driesch H. Geschichte des Vitalismus. Lpz., 1922;

2. Idem. Philosophie des Organischen. Lpz., 1921;

3. Burchard A. Des Entelechiebegriff bei Aristoteles und Driesch. Quakenbrück, 1928 (Diss.);

4. Ritter W.E. Why Aristotle invented the word Entelecheia. – «Quarterly Review of Biology» 1934, 9, p. 1–35;

5. Conrad-Martius H. Der Selbstaufbau der Natur: Entelechien und Energien, 2 Aufl. Münch., 1961;

6. Eadem. Die Geistseele des Menschen. Münch., 1960;

7. Mittasch A. Entelechie, 1952;

8. Stallmach J. Dynamis und Energeia, Meisenheim am Glan, 1959;

9. Arnold U. Die Entelechie: Systematik bei Platon und Aristoteles. Wien, 1965.

Т.Ю.Бородай

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Энтелехия — (греч. enteléecheia — осуществленностъ, от entelés — законченный и écho — имею) одно из центральных понятий философии Аристотеля, выражающее единство четырех причин, или основных принципов бытия, — материи, формы, действующей причины и цели. Большая советская энциклопедия
  2. ЭНТЕЛЕХИЯ — ЭНТЕЛЕХИЯ (от греч. entelecheia — завершение, осуществленностъ) — англ. entelechy; нем. Entelechie. 1. По Аристотелю и др. — внутренняя цель, заложенная в каждом бытии, деятельное, формирующее начало, превращение возможность в действительность. Социологический словарь
  3. энтелехия — орф. энтелехия, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. энтелехия — ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. EvteAixEia — осуществленное») — явленность чего-либо изначально данного, как бы предзаложенного; переход возможности в действительность, потенции — в акт. Важнейший термин философии Аристотеля, им впервые и введенный. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  5. Энтелехия — (греч. entelecheia действительность в полном объеме, от enteles полный + echō держать, содержать) активное, целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало, по представлениям виталистов... Медицинская энциклопедия
  6. энтелехия — (от греч. entelecheia — завершение, осуществлённость), понятие, введённое Аристотелем для определения единства материи, формы, причины и цели бытия. Позднее термин «Э.» в биологии неоднократно использовали для обозначения к.-л. Биологический энциклопедический словарь
  7. ЭНТЕЛЕХИЯ — ЭНТЕЛЕХИЯ — см. ТЕЛЕОЛОГИЯ. Новейший философский словарь
  8. Энтелехия — От греч. — “направление, цель” и “имею, обретаю”, т.е. букв. “обретение (себя) через самовоплощение внутри заложенной цели”. ☼ законченная (полная) действительность; осуществленность бытия. Одно из самых глубоких филос. Словарь по культурологии
  9. ЭНТЕЛЕХИЯ — ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia — завершение, осуществленность) — понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция) — а также движущий фактор этого осуществления (напр. Большой энциклопедический словарь
  10. энтелехия — [гр.] – в философии Аристотеля – телеологическое понятие (см. телеология) достижения цели, осуществляемой нематериальным деятельным началом, которое якобы определяет развитие материи; у некоторых сторонников витализма... Большой словарь иностранных слов
  11. энтелехия — энтелехия I ж. Целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность (в учении Аристотеля и в схоластике). II ж. Некое нематериальное жизненное начало, якобы направляющее развитие организма. Толковый словарь Ефремовой
  12. Энтелехия — (εντελέχεια) — термин Аристотелевской философии, обозначающий актуальность, осуществленную цель, действительность. Э.. противоположна возможности (δύναμις, potentia) и есть осуществление того, что заложено как возможность в материи... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона