ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ (от греч. historia – рассказывать, свидетельствовать, описывать) – понятие, раскрывающее динамику человеческого бытия, изменения и развития общества. В более широком смысле понятие используется и для характеристики происхождения, формирования, преобразования любых вещей, явлений, систем, протекания и трансформации любых процессов («естественная история»). В ходе своего обогащения понятие «история» включило в себя дополнительно такие значения, как истолкование, объяснение, предсказание жизни человеческого общества.

Разнообразные трактовки истории можно представить двумя основными типами: во-первых, представление об истории как о прошлом. Реальность истории в этом случае трактуется как наследие, полученное людьми от предшествующих поколений. Отсюда – практическая задача сохранения исторического наследства, памятников истории, ее вещественных и письменных «следов». Историческое познание в этом смысле оказывается в основном изучением памятников, их выявлением, описанием, истолкованием. Во-вторых, понимание истории как процесса человеческого бытия, как социального бытия, развертывающегося во времени. Такое понимание истории предполагает рассмотрение и описание истории через деятельность людей, через связи этой деятельности с ее условиями, средствами и продуктами. В этом случае история предстает как живая, т.е. деятельная, насыщенная силами и способностями людей, связь прошлого, настоящего и будущего. Проблема отношения к прошлому оказывается шире проблемы отношения людей к историческим памятникам. Выявляется необходимость видеть за предметами и знаковыми формами схемы деятельности и общения людей, моделировать ситуации возникновения и воспроизводства этих схем. Оба типа представления об истории по сути содержат в себе различение истории как а) динамики человеческого бытия и б) как познания – описания, трактовки, объяснения этого бытия. При этом описание истории может быть понято в составе самого меняющегося бытия, но может быть и дистанцировано от него. Это происходит, когда история является нам в виде проблемы, фиксирующей несоответствие нашего понимания общественного процесса его действующим силам, средствам, формам.

История часто «читается наоборот», в «обратной перспективе»: на первом плане – результаты, на втором – средства, на третьем – условия, на четвертом – сам процесс жизни и деятельности людей. Ход истолкования (или исследования) истории оказывается при этом противоположным ходу ее воспроизводства и обновления человеческими индивидами. Чтобы не оставаться в границах такого видения истории, необходимо выявлять ее «лицевую» сторону, обнаруживать за объективированными выражениями истории ее живое движение, ее личный состав. Тогда вопросы о том, кто и как делает историю, предшествуют истолкованиям вещей и текстов: «стрелки» исследования переводятся с эмпирического описания материала на уровень теоретических представлений о взаимосвязях людей. В этой перспективе результаты человеческой деятельности оказываются выведенными из состояния своей вещной одномерности, обнаруживают свое значение промежуточных продуктов, пересечений различных деятельных связей, кристаллизации человеческих возможностей. В ходе решения подобных задач – это относится прежде всего к нашему времени – историческое познание вынуждено действовать в качестве теоретического, использующего «аппарат» всего обществознания для реконструкции исторических событий и ситуаций. Дистанцированность исторического познания (историка, его позиции, установки, исследовательских инструментов) от общественного процесса косвенным образом указывает на его специфическую включенность в динамику человеческого бытия, в воспроизводство временных связей общества, в наполнение овеществленного человеческого опыта социальными значениями и смыслами. Историческое познание оказывается особым «органом», удерживающим связь времен, ставящим и отчасти решающим задачу восстановления этой связи. Особенности исторического познания выявляются постольку, поскольку изменения общества оказываются практической проблемой, затрагивают формы непосредственной жизни людей и вместе с тем вводят в их обыденный опыт масштабные временные и пространственные измерения.

Труды первых историков (Геродота, Фукидида, Полибия – 5–2 вв. до н.э.) содержали описания различных политических событий, местностей, поселений, обычаев разных племен. Кроме того, они включали сведения, которые сейчас были бы названы географическими или биологическими, к достоверным описаниям присоединялись легенды, мифы или попросту домыслы. В ходе оформления жанра исторических описаний (конец 1-го тысячелетия до н.э.) выявились темы сопоставления разных времен (прошлое, настоящее, будущее), различных народов (свои – чужие, культурные – дикие), разграничения достоверного знания и вымысла. Расцвет греко-римской цивилизации, ее расширяющиеся контакты с др. социальными и культурными пространствами, а затем распад этой цивилизации и возникновение на ее «обломках» новых политических образований заметно усилили духовные интересы людей к динамическим аспектам человеческого бытия, их описанию и осмыслению. Распространение христианства способствовало оформлению взгляда на историю как на развитие, имеющее начало и конечную цель. В рамках идеи развития установился взгляд на историю как на смену государственных порядков, выявлялась связь индивидуального человека с бытием общества во времени (Августин [АВГУСТИН]Аврелий – 5 в.).

Тема времени воплощалась в разработке хронологий, устанавливающих систему измерений для разных интервалов и пространств истории, и в летописных повествованиях, фиксирующих конкретные деяния людей, события и перемены в жизни общества в хронологической последовательности. Хронология и летописания встраивались во временной порядок человеческого бытия, становились особыми «механизмами» отбора и трансляции человеческого опыта, формами присутствия прошлого в актуальном настоящем. Они способствуют – первоначально в рамках религиозно-теологических представлений – выработке важных понятий исторического познания, характеризующих развитие, направленность, стадиальность, структурность человеческого бытия. Постепенно складывался особый схематизм понимания истории, который и поныне действует в современных рассуждениях об эпохах и летоисчислении, о развитых и отсталых странах (см. Эпоха историческая [ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ]).

В сер. 2-го тысячелетия н.э. в ходе географических открытий, расширения торговли, образования индустриальной экономики исторический процесс приобрел мировую масштабность и многомерность. Идеи направленности истории, ее динамики, единства и многообразия получили новое практическое обоснование и соответствующее теоретическое оформление. Были сформулированы гипотезы о влиянии отдельных факторов (географических, экономических, социальных – Ш.Монтескьё,А.Смит, А.Фергюссон)на движение истории; развитие общества трактовалось как усовершенствование его отдельных сторон (Дж.Вико, М.Кондорсе, А.Тюрго [ТЮРГО]),как восхождение к высотам благополучия, просвещенности, справедливости. Прогресс [ПРОГРЕСС]истории трактовался в качестве общего ориентира для различных регионов и стран. Вместе с тем были заложены основы понимания отдельного общества как исторически развивающейся системы, в которой разные условия, средства и факторы объединяются деятельностью людей, реализующих динамику истории (Г.В.Ф.Гегель [ГЕГЕЛЬ]). Существенное значение в этом плане имели труды К.Маркса [МАРКС],исследовавшего капиталистическую общественную формацию как особую социальную систему, основанную на расширенном воспроизводстве вещественного богатства. Впоследствии эта концепция трансформировалась в схему объяснения истории: в догматическом марксизме различные типы общества характеризовались с точки зрения этой схемы. Марксом была сформулирована и гипотеза о зависимости социальных форм от степени и характера развития сил и способностей человеческих индивидов, взаимодействующих в обществе. По этой гипотезе история может быть представлена как смена трех главных социальных типов – от общества, базирующегося на связях личных зависимостей, к обществу, основанному на вещных зависимостях, и, наконец, к обществу, реализующему свои качества через взаимообусловленность развития составляющих его индивидов. Эта гипотеза не получила распространения (лишь сто лет спустя она вступила в своеобразный резонанс с другой трехступенчатой схемой истории: традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества – Д.Белл,О. Тоффлер). В 19 в. динамика истории связывалась главным образом с экономическим и технологическим прогрессом, поэтому идеи Маркса оказались в ряду др. идеологических и научных концепций, придающих первостепенное значение развитию вещественных средств и условий жизни общества.

Существенное влияние на трактовку процесса истории оказало в 19 в. осмысление исторического познания как особого рода научной деятельности, как совокупности научных дисциплин. В конце столетия заметно снизился авторитет философско-исторических объяснений истории, построенных на абстрактно-общих определениях общественного процесса, его причин, условий, законов, целей, смыслов и т.п. Зато заметно возросло влияние научной методологии, ее норм и стандартов на исторические исследования. Поскольку стандарты научной методологии этого периода имели естественнонаучное происхождение, они и в части исторического познания стимулировали ориентацию на предметности, которые могли быть исчислены, измерены и взвешены. Эта ориентация была также подкреплена развитием таких дисциплин, как археология, экономическая история, история материальной культуры и т.д. Изучению подверглись общества, весьма далеко отстоящие от европейского типа: потребовались конкретные методики изучения разнообразных способов воспроизводства общественной жизни, культур, социальных взаимодействий. Происходила резкая дифференциация исторических дисциплин по предметам и методам: изучались отдельные аспекты истории как процесса, развернутого во времени (истории техники, искусства, языка), отдельные общества в их эволюции, отдельные подсистемы общества в их изменениях. Помимо причин внутреннего характера на формы исторического познания оказывали воздействие и внешние причины, поскольку знание об истории реально функционировало в связи с др. социально-гуманитарными дисциплинами.

Во 2-й пол. 19 в. оформилось большинство ныне существующих общественных наук, установились их взаимоотношения и взаиморазграничения. Поскольку классическая философия утрачивала функцию общего «определителя» истории, взаимоотношения исторического познания с др. социальными и гуманитарными дисциплинами основывались не столько на единстве социального процесса, сколько на логике разделения труда. Так сложилась ситуация, предполагающая определение исторической науки как эмпирической в противовес философии, как конкретной в противовес социологии, как «науки о духе» (В.Дильтей [ДИЛЬТЕЙ])в противовес экономике. Эта же ситуация сделала приемлемым для исторического познания методологический дуализм (Г.Риккерт [РИККЕРТ], В.Виндельбанд [ВИНДЕЛЬБАНД]),когда одни и те же исторические явления – скажем, исторические памятники – могут трактоваться и в смысле «наук о природе», и в смысле «наук о культуре», т.е. и как элементы абстрактных рядов, связей, регулярностей, и как уникальные воплощения человеческого опыта. Эти различные, часто не согласуемые друг с другом подходы, вполне оправданные в рамках частных исследований, на уровне методологического анализа исторического познания свидетельствовали об отсутствии его внутренней связности, о недостаточности – и в смысле нехватки, и в смысле неопределенности – цельных представлений об истории как процессе человеческого бытия. В кон. 19 в. идея единства человеческой истории, опиравшаяся в значительной степени на схемы классической философии истории, в связи с кризисом была поставлена под сомнение. В 20 в., с его глобальными социально-политическими, экономическими, экологическими потрясениями, под вопросом оказался весь классический схематизм истории, с его идеями направленности, закономерности, целей, смыслов и т.п. Распространились навязчивые идеи гибели культуры, «заката Европы» (О.Шпенглер [ШПЕНГЛЕР]),смерти социального, «конца истории» (Ф.Фукуяма), т.е. идеи об исчерпании тех возможностей, которые прежде позволяли говорить о прогрессе истории. В плане социальном и культурном переоценка схематизма истории указала не только на его (схематизма) границы, но и на практические пределы экстенсивного использования обществом природных и человеческих ресурсов, а стало быть, и средств экономики, культуры, науки, технологии. Вместе с тем более четко обозначилась культурная функция линейного понимания истории как формы, обеспечивающей событие людей во времени и пространстве, как социальной связи между поколениями и как схемы взаимодействия между различными социальными системами. У схематизма, понимаемого таким образом, сохранялись перспективы, пока человеческое сообщество могло преобразовывать природную среду и свободно оформлять ее в своих деятельностях и связях. Поскольку дальнейшие преобразования этого рода оказались сопряженными с катастрофическими изменениями человеческих условий, постольку встал вопрос об истории как процессе, протекающем в практически замкнутых границах социального пространства, т.е. об истории как бытии во времени, об интенсивном развитии человеческих деятельностей и взаимодействий между социальными системами.

Эта тема была намечена в нач. 20 в. А.Бергсоном [БЕРГСОНМ.Хайдеггером. В середине века она стала разрабатываться как конкретно-научная проблема «социальной истории», теоретической экономики, социальной психологии, этнографии (Ф.Бродель [БРОДЕЛЬ]). На рубеже 21 в. она конкретизируется в совокупности вопросов: о простраивании связей современного социального мира (И.Уоллерстайн), о поиске форм взаимодействия между разными цивилизациями, вступающими во все более плотные контакты, о выработке баланса между схемами накопленного и живого исторического опыта, между историзмом общества и полифонической динамикой природных процессов. Новый смысл приобретает мотив единства истории и природы. Так или иначе это единство признавалось всегда, но его конкретная, меняющаяся (т.е. историческая) форма до середины 20 в. не была особой проблемой человеческого бытия и познания. Более того, в классической науке схематизм природы, выражавший устойчивость естественных процессов, противопоставлялся схематизму истории как выражению изменчивости общественной жизни. Отсюда и попытки, с одной стороны, противопоставить теоретическое и историческое познание, с другой – свести историческое исследование к логике вещей, и в прямом и в переносном смысле (см. Логическое и историческое [ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ]).

Конкретное усмотрение единства истории общества и истории природы связано с отчетливым пониманием того, что история творится не «в общем виде», а в разных зонах и точках социального пространства, в формах особых взаимодействий между различными природными и общественными системами. Дальнейшая история общества сопряжена с преодолением прежнего абстрактного схематизма природы, с освоением истории природы в ее конкретных формах и их сочетаниях. См. также ст. Историзм [ИСТОРИЗМ], Прогресс [ПРОГРЕСС], Смысл истории.

Литература:

1. История (Кон И.С.). – Философская энциклопедия. М., 1962, т. 2, с. 368–376;

2. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974;

3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977;

4. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977;

5. Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1978;

6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры M., 1984;

7. Фукуяма Φ. Конец истории? – «ВФ», 1990, № 3, с. 134–148;

8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991;

9. Бродель Ф. Время мира. М., 1992;

10. Уоллерстайн И. Общественное развитие или развитие мировой системы? – «Вопросы социологии», 1992, № 1, с. 77–89;

11. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993;

12. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки о морфологии мировой истории. М., 1993;

13. Философия истории. Антология. М., 1994;

14. Моисеев H.H. Современный рационализм. М., 1995;

15. Рашковский Е.Б. Историк как свидетель, или об источниках исторического познания. – «ВФ», 1998, № 3, с. 35–42.

В.Е.Кемеров

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. история — -и, ж. 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. 2. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей. Малый академический словарь
  2. ИСТОРИЯ — (греч. istoria — исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано) — 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Советская историческая энциклопедия
  3. история — Исто́ри/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. История — (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли... Большая советская энциклопедия
  5. история — орф. история, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. история — Кого-чего и о ком-чем, про кого-что. 1. к о г о — ч е г о (ход развития, движения чего-л.; совокупность фактов и событий, связанных с кем-, чем-л.). История этого человека. История нашей дружбы. [ хозяйка рассказывает... Управление в русском языке
  7. история — История умалчивает о чем 1) в истории не упоминается; 2) перен. что-н. остается неизвестным (преимущ. о том, что не следует или не хотят делать известным; разг. шутл.). Фразеологический словарь Волковой
  8. история — • невероятная ~ • необыкновенная ~ Словарь русской идиоматики
  9. История — Учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний. Среди других гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест в формировании сознания личности, её гражданской и политической культуры. Изучение... Педагогический терминологический словарь
  10. история — ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях, о том, что узнано, исследовано) — прошлое человечества; наука о прошлом; повествование о некотором событии; процесс развития. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  11. история — Летопись, анналы, деяния, хроника, регесты; предание, сказание История всеобщая, древняя, средневековая, новая, новейшая см. >> бесчинство, летопись, скандал, случай Словарь синонимов Абрамова
  12. История — • Historia, ἰστορία собственно, разведывание или историческое исследование, затем историческое повествование. I. И. У греков только незадолго до Персидских войн вследствие интереса к судьбам прошлого возникла охота записывать сказание древности. Словарь классических древностей
  13. история — (иноск.) — приключение, неприятность, скандал Ср. Ведь это история, понимаете ли: история — сконапель истоар, говорила гостья. Гоголь. Мертвые души. 1, 9. Ср. Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Фразеологический словарь Михельсона
  14. история — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? истории, чему? истории, (вижу) что? историю, чем? историей, о чём? об истории; мн. что? истории, (нет) чего? историй, чему? историям, (вижу) что? истории, чем? историями, о чём? об историях... Толковый словарь Дмитриева
  15. история — Заимств. в древнерусскую эпоху из греч. яз., где historia «история» < «знание», суф. производное от historeō «стараюсь узнать» или histōr «знаток, свидетель». Первоначально — «рассказ об увиденном или разузнанном». Этимологический словарь Шанского
  16. история — Происшествие, приключение, случай. Абсурдная, анафемская (разг.), анекдотическая, аховая (разг.), банальная, бесхитростная, веселая, волнующая, глупая, гнусная, гротескная, грязная, дикая (разг.), диковинная, досадная, драматическая, дрянная (разг. Словарь эпитетов русского языка
  17. история — ИСТОРИЯ -и; ж. [греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном] 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. Ход истории. Творить, делать историю (оказывать решающее влияние на ход событий в жизни какого-л. народа). Толковый словарь Кузнецова
  18. история — Истории, ж. [греч. historia – исследование]. 1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. перен., только ед. Большой словарь иностранных слов
  19. история — ИСТ’ОРИЯ, истории, ·жен. (·греч. historia — исследование). 1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. перен., только ед. Толковый словарь Ушакова
  20. история — Это слово заимствовано из греческого языка, где historia означает "исследование". Этимологический словарь Крылова
  21. история — история I ж. 1. Процесс развития природы и общества. 2. Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества. || Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. || разг. Толковый словарь Ефремовой
  22. ИСТОРИЯ — ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) — 1) процесс развития природы и общества... 2) Комплекс общественных наук (историческая наука) — изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Большой энциклопедический словарь
  23. История — ☼ способ существования во времени человека и человечества; повествование о происшедшем как особая форма культуры, специализированная дисциплина. Существование во времени делает человеч. бытие изначально историчным. И. человечества с ее специфич. Словарь по культурологии
  24. история — исто́рия при Петре I; см. Смирнов 1242. Возм., через нем. Historie (с XIII в.) из лат. historia от греч. ἱστορία. Вместо стар. гисто́рия (см.). •• [Виднес ("Scando-Slavica", 3, 1957, стр. 137 и сл. Этимологический словарь Макса Фасмера
  25. история — ИСТОРИЯ ж. слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном знач. Толковый словарь Даля
  26. История — Слово "история" греческого происхождения (ίστορία); оно значило, первоначально, исследование, разузнавание, повествование о том, что узнано (ίστορέω — стараюсь разузнать, ίστωρ — знаток, свидетель). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  27. ИСТОРИЯ — ИСТОРИЯ — движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной... Новейший философский словарь
  28. история — ИСТОРИЯ, и, ж. 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков. 3. чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Толковый словарь Ожегова