История

☼ способ существования во времени человека и человечества; повествование о происшедшем как особая форма культуры, специализированная дисциплина. Существование во времени делает человеч. бытие изначально историчным. И. человечества с ее специфич. временной ритмикой в конечном итоге соткана из индивидуальных судеб. Свершившееся в прошлом доказывает свою актуальность для настоящего и будущего. Истор. сознание и опирающаяся на него специализированная область знания в конечном итоге производны от особенностей человеч. бытия во времени. Живущий в И. не может так или иначе не рассуждать о ней, пытаясь объяснить событийную канву собств. жизни. Истор. дискурс поэтому вырисовывается как самостоят. культурный феномен. Когда его авторами оказываются профессионалы, мы имеем дело с И. как особого рода дисциплиной. Специфика истор. дискурса выявлена в трудах представителей неокантианства, неогегельянства, англо-амер. аналитич. философии истории, Структурализма, философии жизни, герменевтики (см. Герменевтика) и др. направлений зап. мысли нашего столетия. И., при всем желании ее творцов предстать беспристрастными повествователями событий минувшего, никогда не может избавиться от бремени проблем настоящего. В ней рельефно запечатлевается диалогич. природа мышления. Историк коммуницирует с членами сооб-ва, к к-рому принадлежит, осуществляет, казалось бы, невозможный мыслит. диалог с авторами источников, самими деятелями, чьи поступки запечатлены в них. Это проявляется уже в выборе предмета и постановке проблемы исследования. Неповторимые события, запечатленные в источниках, ведут историка к постановке вопросов проблемного характера. Истор. предание, текст, по Гадамеру, задает историку вопрос, побуждающий его к ответной реакции, проблематизации содержания источника. Происходит как бы сплавление горизонтов настоящего и предания, запечатленного в тексте. Дальнейший подбор источников — следов прошлого — сопряжен с поставленной проблемой. Истор. дискурс повествует о том, что уже не существует, и потому историк должен реконструировать цепь событий минувшего на базе источников. В случае истор. познания способность, названная Коллингвудом “априорным воображением”, призвана заполнить существующие лакуны в свидетельствах о том или ином событии, не оставляя, однако, места чисто произвольному их видению. В отличие от романиста, историк, восстанавливая в воображении хронологич. ряд событий, не имеет права на вымысел. И. всегда запечатлевается в опр. повествовании о минувшем — нарративе, чья жанровая специфика варьируется от портрета до типологич. штудий социально-полит. или же экон. плана. От жанра повествования зависит присутствие в нем худож. или же научного мышления, имеющего целью широкие обобщения. И. сочетает в лучших своих образцах черты науки и искусства: уникально-неповторимое в равной мере привлекает историка и художника, но историк стремится к обобщениям, сближающим его творчество с научным поиском. Факт — непременный компонент истор. повествования. В своей неповторимости, связи с конкр. моментом времени он придает особый облик истор. нарративу. Собирая данные источников, историк синтезирует факты, необходимые для его повествования. Ценностно-мировоззренч. и теор. установки исследователей значительно влияют на отбор фактов и их описание. Гипотезы существования и интерпретации (см. Интерпретация) составляют важный компонент истор. дискурса. Если в науке гипотеза — важнейший шаг на пути выявления законов, то в истор. познании это не может быть самоцелью. Здесь главное — сами конкр. события прошлого, подлежащие гипотетич. интерпретации, к-рая выявит в них не только типич. и повторяющееся в другом социокультурном контексте, но и сугубо индивидуальное и оттого отнюдь не менее значимое. Теор. интерпретация в И. отнюдь не тождественна естественнонаучной, хотя и имеет сходные с ней структурно-логич. составляющие: набор специализированных понятий, исходных схем интерпретации, принципов, типологич. генерализаций, объяснений. Теор. понятия в контексте истор. дискурса являют собой идеально-типич. конструкции, охватывающие реалии жизни прошлого. Одновременно историк зачастую использует и понятия из арсенала экон. науки, политологии и иных дисциплин. Схемы интерпретации вводят совокупность идеализированных объектов, к-рые локализованы в пространстве и времени. Принципы в И. определяют общую стратегию поиска. В их функцию входит раскрытие типологически значимого для понимания феномена Ренессанса или Реформации, советского периода или капитализма в России. Историк довольно часто оперирует типологич. генерализациями, сходными с номологич. суждениями: они законоподобны, но относятся к истор. феноменам с их фиксированностью в пространстве и времени. Такого рода “общие законы”, подобно частным причинам, фигурируют в истор. объяснении, но их открытие не есть самоцель. Историк лишь пользуется подобными регулярностями для построения связного повествования. Исходные схемы интерпретации, принимаемые им, обретают онтологич. наполнение через их проекцию на существующую картину истор. реальности, к-рая складывается в границах всеобщей истории. Картина всемирно-истор. процесса питается филос. умозрением, зависит от него. В свою очередь И. провоцирует своим реальным ходом ревизию философско-мировоззренч. схем. Продолжая линию размышлений Канта, Коллингвуд констатировал существование идеи И. как априорной способности сознания постоянно стремиться к воссозданию целостной картины прошлого в его связи с настоящим. Далеко не каждый историк способен к внесению значимых изменений в картину прошлого, но ни один профессионал в этой области не может уйти от глобально-теор. проблем, возникающих в свете идеи И. Поэтому филос. рефлексия всегда присутствует в контексте истор. знания. Истор. интерпретация реализует функции описания и объяснения, но из-за уникальности истор. объекта предсказание не может быть осуществлено ею в той же форме, что и в естествознании. Истор. дискурс занимает особое место в совокупности форм культуры, актуализируя самосознание человека как существа, живущего во времени.

См. также Историзм.

Лит.: Кантор К.М. История против прогресса: Опыт культ.-ист. генетики. М., 1992; Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Ч. 2. Сыктывкар, 1994.

Б.Л. Губман.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИСТОРИЯ — ИСТОРИЯ (от греч. historia – рассказывать, свидетельствовать, описывать) – понятие, раскрывающее динамику человеческого бытия, изменения и развития общества. Новая философская энциклопедия
  2. история — -и, ж. 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. 2. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей. Малый академический словарь
  3. ИСТОРИЯ — (греч. istoria — исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано) — 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Советская историческая энциклопедия
  4. история — Исто́ри/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. История — (от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли... Большая советская энциклопедия
  6. история — орф. история, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. история — Кого-чего и о ком-чем, про кого-что. 1. к о г о — ч е г о (ход развития, движения чего-л.; совокупность фактов и событий, связанных с кем-, чем-л.). История этого человека. История нашей дружбы. [ хозяйка рассказывает... Управление в русском языке
  8. история — История умалчивает о чем 1) в истории не упоминается; 2) перен. что-н. остается неизвестным (преимущ. о том, что не следует или не хотят делать известным; разг. шутл.). Фразеологический словарь Волковой
  9. история — • невероятная ~ • необыкновенная ~ Словарь русской идиоматики
  10. История — Учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний. Среди других гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест в формировании сознания личности, её гражданской и политической культуры. Изучение... Педагогический терминологический словарь
  11. история — ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях, о том, что узнано, исследовано) — прошлое человечества; наука о прошлом; повествование о некотором событии; процесс развития. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  12. история — Летопись, анналы, деяния, хроника, регесты; предание, сказание История всеобщая, древняя, средневековая, новая, новейшая см. >> бесчинство, летопись, скандал, случай Словарь синонимов Абрамова
  13. История — • Historia, ἰστορία собственно, разведывание или историческое исследование, затем историческое повествование. I. И. У греков только незадолго до Персидских войн вследствие интереса к судьбам прошлого возникла охота записывать сказание древности. Словарь классических древностей
  14. история — (иноск.) — приключение, неприятность, скандал Ср. Ведь это история, понимаете ли: история — сконапель истоар, говорила гостья. Гоголь. Мертвые души. 1, 9. Ср. Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Фразеологический словарь Михельсона
  15. история — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? истории, чему? истории, (вижу) что? историю, чем? историей, о чём? об истории; мн. что? истории, (нет) чего? историй, чему? историям, (вижу) что? истории, чем? историями, о чём? об историях... Толковый словарь Дмитриева
  16. история — Заимств. в древнерусскую эпоху из греч. яз., где historia «история» < «знание», суф. производное от historeō «стараюсь узнать» или histōr «знаток, свидетель». Первоначально — «рассказ об увиденном или разузнанном». Этимологический словарь Шанского
  17. история — Происшествие, приключение, случай. Абсурдная, анафемская (разг.), анекдотическая, аховая (разг.), банальная, бесхитростная, веселая, волнующая, глупая, гнусная, гротескная, грязная, дикая (разг.), диковинная, досадная, драматическая, дрянная (разг. Словарь эпитетов русского языка
  18. история — ИСТОРИЯ -и; ж. [греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном] 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. Ход истории. Творить, делать историю (оказывать решающее влияние на ход событий в жизни какого-л. народа). Толковый словарь Кузнецова
  19. история — Истории, ж. [греч. historia – исследование]. 1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. перен., только ед. Большой словарь иностранных слов
  20. история — ИСТ’ОРИЯ, истории, ·жен. (·греч. historia — исследование). 1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. перен., только ед. Толковый словарь Ушакова
  21. история — Это слово заимствовано из греческого языка, где historia означает "исследование". Этимологический словарь Крылова
  22. история — история I ж. 1. Процесс развития природы и общества. 2. Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества. || Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. || разг. Толковый словарь Ефремовой
  23. ИСТОРИЯ — ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) — 1) процесс развития природы и общества... 2) Комплекс общественных наук (историческая наука) — изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Большой энциклопедический словарь
  24. история — исто́рия при Петре I; см. Смирнов 1242. Возм., через нем. Historie (с XIII в.) из лат. historia от греч. ἱστορία. Вместо стар. гисто́рия (см.). •• [Виднес ("Scando-Slavica", 3, 1957, стр. 137 и сл. Этимологический словарь Макса Фасмера
  25. история — ИСТОРИЯ ж. слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном знач. Толковый словарь Даля
  26. История — Слово "история" греческого происхождения (ίστορία); оно значило, первоначально, исследование, разузнавание, повествование о том, что узнано (ίστορέω — стараюсь разузнать, ίστωρ — знаток, свидетель). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  27. ИСТОРИЯ — ИСТОРИЯ — движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной... Новейший философский словарь
  28. история — ИСТОРИЯ, и, ж. 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков. 3. чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Толковый словарь Ожегова