ИСЛАМ

ИСЛАМ (араб., букв. – предание себя [Богу]) – монотеистическая мировая религия. Наряду с иудаизмом и христианством относится к «авраамической», ревелятивной (богооткровенной) традиции. Ислам возник на северо-западе Аравии, в Мекке, где (как и во всей Аравии) господствовало язычество. Основатель новой монотеистической религии, пророк Мухаммад (ок. 570–632) начал свою проповедь в возрасте 40 лет. Гонимый мекканскими многобожниками, он вместе с немногочисленными приверженцами переселился в Медину в 622 (этот год «хиджры», переселения, стал затем началом отсчета мусульманского лунного календаря). Здесь в последующие десять лет Пророку удалось сплотить вокруг себя арабское население города, а потом обратить в ислам Мекку и большинство племен Аравийского полуострова. Распространение ислама продолжалось и при четырех «праведных» халифах – преемниках Пророка (Абу Бакре, Омаре, Османе и Али; правили 622–661), а затем при Омейядах (661–750) и при Аббасидах (750–1258), охватывая обширное пространство от Среднего Поволжья до Мадагаскара и от границ Китая до юга Франции. В мусульманской империи – халифате складывалась новая мировая культура, ассимилировавшая различные культурные традиции (включая философско-научное наследие античности) и достигшая наибольшего развития в 9–12 вв. Конец «золотому веку» ислама и арабо-мусульманской культуры положило падение Багдада под натиском монголов в 1258 и уничтожение Аббасидского халифата. Прежде единое культурное пространство постепенно распалось на множество относительно самостоятельных ареалов – собственно арабский, иранский, турецкий, ислам на индийском субконтиненте и др. В современном мире ислам исповедует около 1,5 млрд. человек, гл. обр. в странах Азии и Африки. Большинство мусульман (85–90%) составляют сунниты, остальные – шииты.

Два основных источника вероучения ислама – это Коран [КОРАНсунна [СУННА], или хадисы («предания» о Пророке, его изречениях и деяниях). С точки зрения мусульман, они представляют собой разные виды Откровения – «богоизреченное» (или «продиктованное», всецело исходящее от Бога, как по своему содержанию, так и словесному выражению) и «боговдохновенное» (словесное оформление которого преимущественно принадлежит самому Пророку). Из разных сборников хадисов самым авторитетным считается «ас̣-С̣ах̣ӣх» («надежный») ал-Бух̱āр ӣ (ум. 870). На основе хадисов были составлены различные жизнеописания (араб. с ӣра) Мух̣аммада.

Ислам не знает такого института, как церковь, и догматики, в том смысле, какой был бы верен применительно к христианству; определенное исключение составляет шиизм [ШИИЗМ]. Вместе с тем и в суннизме сложилось своего рода каноническое вероучение, которое состоит из следующих принципов: вера в Бога, ангелов, пророков (включая Моисея и Иисуса), Писания (в их числе – Тора и Евангелие), Судный день (порой к ним присоединяют и веру в предопределение). Пяти основным догматам соответствуют и пять главных культовых обязанностей, известных как «пять столпов ислама»: исповедание веры («шахāда», произнесение формулы инициации – «свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад – посланник Его»), ежедневная пятикратная молитва («с̣алāт», «намаз»), пост в месяц рамадан («с̣аум», «ураза»), милостыня («закāт» – в размере 2,5% от дохода), паломничество (хотя бы раз в жизни, при возможности) в Мекку («х̣āджж»).

Разделяя иудейско-христианское единобожие, ислам претендует на большую строгость и последовательность в проведении унитарного принципа. В таких догматах, как Троица и Боговоплощение, ислам видит отступление от истинного монотеизма, затемнение его исконной чистоты. С представлением об абсолютной трансцендентности Бога связан аниконизм (иконоборство) ислама, исключающий изображение не только Бога, но также людей и животных. Как в иудаизме, основанием для антифигуризма ислама служило и опасение перед идолопоклонством. Сунна развивает еще один, специфический для ислама мотив: Бог – единственный «формодатель» (мус̣аввир) тварей, с которым недопустимо соперничать, создавая подобные изображения.

Кораническая картина мира, подобно библейской, теоцентрична и в определенном смысле антропоцентрична. Но мусульманская антропология (как и иудейская), в отличие от христианской, не придает особого значения первородному греху. Согласно исламу, Бог простил прародителям (Адаму и Еве) их прегрешение, что снимает необходимость в искупительном божественном самопожертвовании (распятии Иисуса). Священная история, изложенная в Коране, духовно циклична, будучи концентрирована вокруг пророков, миссии которых в сущности своей тождественны.

Социальная доктрина ислама пронизана эгалитаризмом, солидаризмом, активизмом и антиаскетизмом. «Лучший из вас, – говорит Пророк, – не тот, который ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берет от обоих». Следуя этой установке, мусульманская этика отвергает безбрачие, благословляет труд и богатство. В классическом исламе активистская ориентация нередко уживалась с догматом о Божественном предопределении. Преобладавшее в нем понимание этого догмата призывало человека прилагать все усилия для реализации своих намерений, для изменения существующего положения вещей, уповая на содействие Всевышнего, а что окажется ему неподвластным, то и следует стоически принимать как предопределенное. Со временем, отчасти благодаря деятельности мистиков-суфиев, в религиозном сознании мусульман божественный детерминизм воспринимался преимущественно в духе бездеятельного фатализма и квиетизма.

Классическая политическая теория ислама, сложившаяся в условиях халифата (см. ал-Мāвардӣ), отстаивает единство религии и государства. Но и здесь политический идеал не является безусловно теократическим. Поэтому некоторые исследователи избегают применять к средневековым мусульманским реалиям эпитет «теократия», а если допускают его использование, то обязательно с уточнениями типа «исполнительная», «охранительная» и даже «светская» теократия. Многие современные мусульманские реформаторы полагают, что власть в исламе может быть только светской, ибо ислам не знает «духовной», священнической власти. В строгом смысле теократическая (а точнее, иерократическая) идея свойственна шиитскому исламу.

Культура ислама характеризуется «ортопраксизмом», преимущественной ориентацией на выработку «правильного поведения», нежели на формирование «правильной веры». Отсюда в ней примат права над догматикой. В фик̣хе (включающем в себя, помимо собственно правовой проблематики, культовые вопросы) прежде всего получило развитие гражданское и уголовное право, в меньшей степени разрабатывались государственное и международное. Как самостоятельная научная дисциплина складывалась теория и методология права – «’ус̣ӯл-фик̣х», в рамках которой формировалось учение о четырех «источниках» права: двух «материальных» источниках – Коране и сунне; и двух «формальных» – консенсусе (иджмā‘) и суждении по аналогии (к̣ийāс).

Из различных толков – мазхабов фикха, сложившихся в 8– 10 вв., к настоящему времени сохранились четыре – ханафит-ский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Самым распространенным из них (которого придерживаются около трети всех мусульман мира) является ханафизм, официально принятый в начале 16 в. в Османской империи и ныне преобладающий среди мусульман СНГ Мазхабы различаются между собой по теории и методологии фикха, а также по некоторым культовым и правовым частностям. Все толки считаются одинаково легитимными. Символично, что по углам священного пространства вокруг Каабы (в Мекке) с давних пор расположено по одному заведению из четырех толков. Такая терпимость к правовому многообразию порой подтверждается изречением Пророка: «Различие во мнениях общины моей – знамение Божией милости». Особняком в этом отношении стоит ханбализм, представляющий собой одновременно и богословскую школу. Его приверженцев, особенно ваххабитов, отличает неприятие инакомыслия, буквализм в понимании священных текстов, нетерпимость ко всякого рода новшествам, крайняя строгость в соблюдении религиозных обрядов и норм.

В тесной связи с фикхом развивались такие религиозные дисциплины, как коранистика (особенно экзегетика) и хадисоведение. Из потребности в более глубоком осмыслении богооткровенных данных родилась спекулятивная теология (см. Калам [КАЛАМ]), главными проблемами которой стал вопрос о соотношении божественных атрибутов и божественной сущности, а также о предопределении и свободе воли. В результате ассимиляции античной философии, особенно аристотелизма, возник арабоязычный перипатетизм [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ], крупнейшими представителями которого были ал-Фāр āбӣ, Ибн Сӣна (Авиценна) и Ибн Рушд [ИБН РУШД](Аверроэс).

Мистическое направление в исламе представлено прежде всего в суфизме [СУФИЗМ]. Возникшее еще при Омейядах, суфийское движение первоначально принимало аскетические формы, выражавшие социальный протест против резкой дифференциации мусульманской общины, роскошной и праздной жизни господствующей верхушки. Позже, в 8–9 вв., суфизм вылился в течение, ориентирующееся на мистическое богопознание и противополагающее себя схоластицизму богословия, юридизму и ритуализму фикха. В последующие два века разрозненные суфийские общины и обители начали объединяться в ордена-тарикаты, каждый из которых имеет собственную систему мистической практики, обрядов инициации и инвеституры, внешних знаков отличия. Благодаря деятельности этих орденов суфизм с 13 в. превратился в основную форму «народного» ислама. Наряду с институциональным оформлением суфизма, развивалась его философская саморефлексия, достигшая своей вершины в иллюминативизме-ишракизме [ИШРАКИЗМ] ас-Сухравардӣ и особенно в онтизме-вуджудизме Ибн ‘Араб ӣ.

Два главных течения ислама – суннизм и шиизм – возникли в результате раскола мусульманской общины по вопросу о верховной власти, ознаменовавшегося гражданской войной 657 г. между халифом Али и его соперником Му‘āвией. В ходе этой войны выделилась группа хариджигов («восставших»), сочетавшая политический эгалитаризм (выборность халифа, на пост которого может претендовать любой член общины, независимо от его социального или этнического происхождения) с догматическим фатализмом. Сторонники же ‘Алӣ (двоюродного брата, воспитанника и зятя пророка Мух̣аммада), впоследствии получившие название «шииты», отстаивали наследственность и сакральность халифства (имамата). Со временем, однако, наряду с политическими расхождениями, развились и теологические.

Суннизм, окончательно оформившийся в 10 в., выступает как «мажоритарный» ислам, выражая мнение и обычаи, теорию и практику большинства членов общины, в отличие от периферийных групп. Отсюда – характерная для суннитского ислама ориентация на «правильную» доктрину, являющуюся срединной между крайностями (которые, по определению, должны быть ошибочными), а также конформизм (или прагматизм), установка на легитимизацию статус-кво, на узаконение утвердившихся верований, обрядов и институтов (последние считаются результатом консенсуса-иджмā‘ мусульманской общины, который непогрешим). Как срединная развивалась, в частности, суннитская теология, разработанная двумя школами калама – ашаритской и матуридитской. Само же название суннитов – «’ахл ас-сунна» (сокращенно «сунна») – означает «приверженцы сунны», традиции Пророка как образца для подражания (однако не в этом суть отличия от них шиитов, ибо и те претендуют на следование сунне). Многие исследователи выделяют как «мусульманскую реформацию» процесс обновления ислама, начавшийся в середине 19 в. и представленный Джамāл ад-Дӣном ал-Афг̣āнӣ, его египетским учеником Мух̣аммедом ‘Абду, турком Намиком Кемалем, индийцами Амиром Али и Мухаммедом Икбалом. Параллельно с этим направлением развивалось и фундаменталистское течение, крайней формой которого выступает пуританское движение, возникшее в Аравии под руководством Мух̣аммада Ибн ‘Абд ал-Ваххāба и известное как ваххабизм. В 19 в. появились и два ответвления ислама, далеко выходящие за его прежние рамки, причем первое – в шиитском исламе (Иран), второе – в суннитском (Индия): бахаизм [БАХАИЗМ], с его идеологией межконфессионального мира и согласия, и Ах̣мадийа, отличавшееся своим синкретическим мессианизмом. Традиционная для ислама тесная связь с государством сохраняется и в современных условиях. В ряде стран ислам признан государственной или официальной религией. Под лозунгами ислама действуют многие политические партии и организации.

Литература:

1. Гольдциер И. Лекции об исламе. М., 1912;

2. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата. – Соч., т. 6. М., 1966;

3. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в 7–15 вв. Л., 1966;

4. Грюнебаум фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981;

5. Массэ А. Ислам, пер. с франц. М., 1982;

6. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М., 1984;

7. Ислам. Историографические очерки, под ред. С.-М. Прозорова. М., 1991;

8. Ислам. – Энциклопедический словарь. М., 1991;

9. Ислам на территории бывшей Российской империи. – Энциклопедический словарь, в. 1. М., 1998.

Т. Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ислам — -а, м. Одна из наиболее распространенных религий мира, последователями которой являются мусульмане; мусульманство. [От араб. islām — предание себя (воле аллаха)] Малый академический словарь
  2. ИСЛАМ — ИСЛАМ (МАГОМЕТАНСТВО, МУСУЛЬМАНСТВО) (от араб, islam — смирение) — англ. islam; нем. Islam. Одна из мировых религий, возникшая в начале VII... Социологический словарь
  3. ИСЛАМ — (араб. — покорность) — одна из наиболее распространенных религий, иногда наряду с буддизмом и христианством называемая "мировой" религией. Ее последователи — мусульмане (откуда ее др. Советская историческая энциклопедия
  4. ислам — Исла́м/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Ислам — [араб., буквально — покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи — мусульмане — составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Судана... Большая советская энциклопедия
  6. ислам — орф. ислам, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. Ислам — Предание себя Богу, покорность. Так называется монотеистическая (авраамическая) религия, истоки которой непосредственно восходят к самым древнейшим временам. Ислам. Энциклопедический словарь
  8. ислам — ИСЛАМ а, м. islame m. <�араб. aslama. Магометанская религия; мусульманство. БАС-1. Ислам или исламизм. Ян. 1803. Религиозное учение Магомета, возникшее в 622 г. по Р. Х. и изложенное в коране. Словарь галлицизмов русского языка
  9. ислам — см. >> вера Словарь синонимов Абрамова
  10. ислам — (иноск.) — поклонники (страна) ислама, магометанства (последователи Магомета) Ср. Islam (арабск.) — путь к спасению (покорность воле Божьей), aslama — покоряться. Фразеологический словарь Михельсона
  11. ислам — Заимств. в XVIII в. из тюрк. яз., где оно — из араб. islām «покорность», производного от глагола salama «покоряться» (воле бога). Этимологический словарь Шанского
  12. ислам — ИСЛАМ -а; м. [араб. islām — покорность]. Одна из наиболее распространённых религий мира, последователями которой являются мусульмане; мусульманство. Толковый словарь Кузнецова
  13. ислам — ИСЛАМ, а, м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. н. э. на основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение ислама. Толковый словарь Ожегова
  14. ислам — Ислама, мн. нет, м. [араб. islam, букв. предание себя, подразумевается – воле аллаха] (книжн.). Магометанская религия, мусульманство. Большой словарь иностранных слов
  15. ислам — ИСЛ’АМ, ислама, мн. нет, ·муж. (·араб. islam, ·букв. предание себя, подразумевается — воле аллаха) (·книж. ). Магометанская религия, мусульманство. Толковый словарь Ушакова
  16. ислам — ислам м. Одна из наиболее распространённых монотеистических религий мира, возникшая в Аравии в VII в., получившая распространение на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии... Толковый словарь Ефремовой
  17. Ислам — Одна из трех (после христианства и буддизма) мировых религий. В историческом аспекте одна из самых молодых религий, т.к. ее появление относится к раннему средневековью. История ислама В момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впит Краткий религиозный словарь
  18. ИСЛАМ — ИСЛАМ (араб., букв. — покорность) — монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом) — ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Большой энциклопедический словарь
  19. Ислам — Или мусульманство (араб., букв. — покорность) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Западной Аравии, ее последователи мусульмане. Словарь по культурологии
  20. ислам — ИСЛАМ, исламизм м. мохамеданство, мусульманство, вера Мохамеда; в переводе: путь ко спасению. Толковый словарь Даля
  21. ИСЛАМ — ИСЛАМ (арабск. ал-Ислам — предание себя Богу, покорность) — одна из мировых религий, иначе — мусульманство. И. зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т.ч. Новейший философский словарь