ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchmo da Fiore) (ок. 1132– 1202) – итальянский мыслитель. Монах-цистерцианец, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил свое прозвище. Этот аскет с репутацией личной святости, воспринимавшийся многими (напр., Данте) как пророк, навлекший на себя посмертное осуждение Латеранского собора 1215, создал мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, выразившую глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого заветов» – Concordia novi et veteris testamenti, 1519, «Пособие к Апокалипсису» – Enchiridion in Apocalypsin, 1527, и «Псалтирь десятиструнная» – Psalterium decem cordarum), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трем лицам христианской Троицы – Отцу, Сыну и Св. Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра Св. Духа сообщает им полную интимность. Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры Св. Духа должно начаться ок. 1260, после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы; властная и притязательная церковь Петрова уступит свое место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место еще в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение Иоахима Флорского связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.

Судьбы наследия Иоахима Флорского в течение 13 – нач. 14 в. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создается обширная псевдоиоахимовская литература. Дольчино делает из его учения программу мятежа. Позднее идеи Иоахима Флорского повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него – на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения Иоахима Флорского можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у польского мыслителя А.Цешковского («Nôtre Pére»), позднее у Вл.Соловьева и Бердяева. Полное отчуждение от его христианского контекста некоторые парадигмы утопизма Иоахима Флорского приобретают в тоталитарных системах мысли 20 в.

Сочинения:

1. Tractatus super Quattuor Evangelis, ed. Ε.Buonaiuti. – «Fonti per la Storia d’Italia», LXVII, 1930;

2. Expositio de Articulis Fidei, издал он же, та же серия, LXXVIII, 1936;

3. Liber figürarum, ed. L.Tondelli, M.F.Reeves, ed. 2. ν. 1–2, Torino, 1953.

Литература:

1. Стам С.М. Учение Иоахима Калабрийского. – В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7. М., 1959;

2. Grundmann Η. Studien über Joachim von Floris. Lpz., 1927;

3. Idem. Neue Forschungen über Joachim von Fiore, Marb., 1950;

4. Huck J.Ch. Joachim von Floris und die joahimitishe Literatur. Freib., 1938;

5. Foberti F.,Gioacchino da Fiore e il gioacchinismo antico e moderno. Padua, 1942;

6. Reeves M. The Influence of Prophecy in the Later Middle Ages. A Study in Joachimism. Oxf., 1969;

7. Russo F. Bibliografia gioachimita. Firenze, 1954.

С.С.Аверинцев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ — (Калабрийский) (итал. Gioacchino da Fiore, лат. Joachimus Florensis) (ок. 1132-1202) — итал. ср.-век. мыслитель-мистик, монах. Род. в семье крестьянина, в Калабрии. В своих соч. Советская историческая энциклопедия
  2. Иоахим Флорский — (Калабрийский) Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (около 1132—1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, около 1177 избран аббатом, около 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового... Большая советская энциклопедия
  3. Иоахим Флорский — (наст. имя Джоаккино да Фьоре; ок. 1132–1202) – итал. мыслитель. В мистико-диалектич. концепции всемирной истории исходил из деления ее на три эры, соотв. трем лицам Троицы. Грядущая эра Св. духа характеризуется воцарением на земле свободы, любви и мира. Энциклопедический словарь псевдонимов
  4. ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ — ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Джоаккино да Фьоре) (Joachimus Florensis — Gioacchino da Fiore) (ок. 1132-1202) — итальянский мыслитель. В мистико-диалектической концепции всемирной истории исходил из деления ее на три эры, соответсвующие трем лицам Троицы... Большой энциклопедический словарь
  5. Иоахим Флорский — (Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (ок. 1132-1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 г. избран аббатом, ок. Словарь по культурологии