ИВАНОВ

ИВАНОВ Вячеслав Иванович [16(28) февраля 1866, Москва – 16 июля 1949, Рим] – поэт, мыслитель, теоретик русского символизма, переводчик Эсхила, Данте, Петрарки, Новалиса и др. В 1886 по окончании двух курсов историко-филологического факультета Московского университета уехал в Берлин, где написал исследование о системе откупов в римском Египте, одобренное Т.Моммзеном. С 1891, увлекшись Ницше, специально изучает в Афинах культ Диониса. В 1895 соединяет свою судьбу с Л.Д.Зиновьевой-Аннибал (1865–1907). В 1896 знакомится с оказавшим на него сильное влияние В.С.Соловьевым [СОЛОВЬЕВ]. После публикации в России первой книги стихов («Кормчие звезды», 1903), вызвавшей восторженные отзывы, Ивановы переселяются в 1905 в Петербург, где на «башне» проводятся знаменитые «Ивановские среды». У Иванова завязываются тесные (хотя и довольно сложные) отношения с Бальмонтом, Белым, Бердяевым, Блоком, Брюсовым, Эрном и др. Он становится одним из лидеров русского символизма и активно влияет на его развитие. Проявляет спорадический интерес к теософии. С 1913 живет в Москве; сближается с Флоренским и Скрябиным, интересуется православной догматикой. В 1921 Иванов переезжает с детьми в Баку, где преподает в местном университете, а в 1924 навсегда покидает Россию и обосновывается в Италии. В 1926 Иванов, говоривший о необходимости дышать в религии «обоими легкими», присоединился к католичеству восточного обряда, не отрекаясь от православия (на что понадобилось специальное разрешение Ватикана).

В символизме Иванов различал идеалистическую и реалистическую тенденции, отстаивая последнюю; в теории творчества, используя собственную концепцию соотношения аполлоническогои дионисийского, обосновывал оппозицию мистического восхождения и нисхождения, лежащую в основе творческого процесса. Считал необходимым реформировать современный театр, возродив его изначальную мистериальность; аналогичные идеи развивались по отношению к роману, который должен вернуться к трагедии как своему истоку («Достоевский и роман-трагедия»). В нравственной сфере утверждал приоритет диалогизма, основывая его на религиозной формуле «Ты еси». В 1910-е гг. констатировал глубокий кризис русского символизма (сб.: «По звездам», 1909; «Борозды и межи», 1916; «Родное и вселенское», 1918). Иванову принадлежит оригинальная научная концепция о языческой мифологии как о «предуготовлении» к христианству («Дионис и Прадионисийство», 1923). На Западе в связи со своеобычной трактовкой гуманизма широкую известность приобрела книга «Переписка из двух углов» (1921; совместно с М.О.Гершензоном).

Будучи поэтом-философом интеллектуально-мистического склада, Иванов стремился «систематически» выразить органичную связь эпох посредством «переклички» универсальных символов; даже в лирике преимущественно пользовался сложными формами (циклы, «венки сонетов», триптихи и др.). Поэзия Иванова, изобилующая сложно организованной символикой разных эпох, трудна для восприятия, однако смысловая ткань его поздних стихов стала прозрачней (сб.: «Cor ardens», 1911–12, «Нежная тайна», 1912 и др.; мелопея «Человек», 1915–19; трагедии «Тантал», 1905, «Прометей», 1919). В последние годы жизни (1928–49), внешне отойдя от символизма, работал над принципиально новым по художественным задачам произведением – «Повестью о Светомире Царевиче», написанной оригинальной ритмической прозой и преломляющей эллинско-византийскую традицию в национально-русской жанровой форме.

Сочинения:

1. Собр. соч. под ред. Д.В.Иванова и О.Дешарт, т. 1–4. Брюссель, 1971–87 (изд. продолжается).

Литература:

1. Вяч. Иванов. Материалы и публикации (составитель Н.В.Котрелев). – «Новое литературное обозрение», 1994, № 10;

2. Аверинцев С.С. Разноречия и связность мысли Вяч. Иванова. – В кн.: Иванов Вяч. Лик и личины России. М., 1995;

3. Вяч. Иванов. Материалы и исследования. М., 1996;

4. Cultura e memoria. Atti del terzo Simposio Internazionale dedicate a Vjaceslav Ivanov (a cura di F.Malcovati). Firenze, 1988.

Л.А.Гоготишвили

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИВАНОВ — 1. Алмаз (Ерофей) Иванович (ум. 27.IV.1669) — рус. гос. деятель, по происхождению вологодский посадский человек, торговый гость. В 1640-46 — дьяк Казенного двора, в 1646 переведен в Посольский приказ. С 1653 — думный дьяк и нач. Советская историческая энциклопедия
  2. Иванов — I Ивано́в Александр Александрович [4(16).4.1867, Петербург, — 23.11.1939, Ленинград], советский астроном, специалист по небесной механике и практической астрономии, член-корреспондент АН СССР (1925). Большая советская энциклопедия
  3. Иванов — орф. Иванов, -а, -о (от Иван) Орфографический словарь Лопатина
  4. ИВАНОВ — ИВАНОВ — герой драмы А.П.Чехова «Иванов» (1889, первонач. ред.- 1887-1888). Образ И. вызвал рекордное число толкований в русской театральной критике. Энциклопедия литературных героев
  5. ИВАНОВ — • Отчество от общераспространенной формы Иван из канонического мужского личного имени Иоанн. Самая распространенная фамилия русских, так как имя на протяжении нескольких столетий (с XVI по XIX... Словарь русских фамилий
  6. Иванов — Иванов сост. кн. "Практич. наставник" в судебн. делопроизв. (М., 1865). {Венгеров} ♦ Иванов сост. табл. приготовл. гимнаст. упражн. (Вильна, 1900 гг.), шт.-капит. {Венгеров} ♦ Иванов сотр. кн. "Отечеств. война 1812 г.", изд. гл. шт. (1901), шт.-капит. Большая биографическая энциклопедия
  7. ИВАНОВ — ИВАНОВ (Ивановс — Ivanovs) Янис (1906-83) — латышский композитор, народный артист СССР (1965). В 1945-61 художественный руководитель музыкального вещания Латвийского радио. 21 симфония, концерты для инструментов с оркестром, камерные ансамбли и др. Большой энциклопедический словарь
  8. Иванов — Вячеслав Иванович Ивáнов (1866-1949) поэт и драматург, религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья, историк культуры (гл.обр. античной), теоретик рус. символизма. В 1884 поступил на историко-филол. ф-т Моск. Словарь по культурологии
  9. ИВАНОВ — ИВАНОВ Порфирий Корнеевич (1898-1983) — русский мыслитель, создатель одной из наиболее эффективных оздоровительных систем 20 в., сопряженной с рядом оригинальных философских идей. Главной целью учения... Новейший философский словарь