ИБН ‘АРАБИ

ИБН ‘АРАБӢ Мух̣йӣ ад-Дӣн (1165, Мурсия, Андалусия, Арабский халифат, совр. Испания – 1240, Дамаск) – суфийский философ, мистик и поэт. Известен также как «Великий шейх» (аш-Шайх̱ал-акбар). Пиренейский полуостров, где родился Ибн ‘Арабӣ, был в то время своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Окруженный с детства атмосферой мусульманского благочестия и подвижничества, будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. Стал суфием в 1184. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко – о беседах с мистиками прошлого или пророками. О его авторитете в суфийской среде говорит присвоенный ему титул «полюс полюсов», высший среди суфиев. Ибн ‘Арабӣ много путешествовал: сначала по Андалусии и Северной Африке, затем (в 1200) совершил хадж в Мекку, посетил Египет и Малую Азию, а с 1223 жил в Дамаске.

Ибн ‘Арабӣ был знаком с сочинениями ал-Х̱аррāза, ал-Мух̣āсибӣ, ал-Х̣аллāджа, ал-Исфарā’ӣнӣ. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи, а также полемику с идеями ал-Г̣азāлӣ. Сохранились свидетельства его контактов с Ибн Рушдоми другими выдающимися мыслителями его времени. Влияние Ибн ‘Арабӣ испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители, но и представители других течений мысли, более всего – ишракизма [ИШРАКИЗМ]. Некоторые суфии, прежде всего ас-Симнāнӣ (ум. 1336), выступили с альтернативными теориями, названными «единство свидетельствования» (вах̣дат аш-шухӯд) в противовес сложившемуся после Ибн ‘Арабӣ именованию его концепции как «единство существования» (вах̣дат ал-вуджӯд). Резкую критику и неприятие идеи Ибн ‘Арабӣ вызвали со стороны известного факиха Ибн Таймиййи(1263–1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои тезисы к этому авторитету; в то же время такой известнейший факих, как ас-Суйӯт̣ӣ (15 в.), выступил в защиту Ибн ‘Арабӣ.

Считается, что перу Ибн ‘Арабӣ принадлежит более 100 трудов. Важнейшими для понимания его философии являются «Мекканские откровения»и «Геммы мудрости». Его поэзия представлена сборником «Тарджумāн ал-ашвāк̣» («Изложение страсти»). Известность Ибн ‘Арабӣстала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов – двухтомный «Тафсӣр ал-к̣ур’āн» («Толкование Корана»), «Шаджарат ал-кавн» («Древо бытия»), «Калимат ал-лāх» («Божье слово»), «ал-Х̣икма ал-’илāхиййа» («Божья премудрость»).

Литература:

1. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993;

2. Он же. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма. – В кн.: Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с. 156–75;

3. Corbin H. L’imagination créatrice dans le soufisme d’Ibn Arabi. P., 1958;

4. Landau R. The Philosophy of Ibn Arabi. N.Y., 1959;

5. Deladriere R. La profession de foi d’Ibn Arabi. 1975;

6. Diyab A.N. The Dimensions of Man in Ibn Arabi’s Philosophy. Cambr., 1981;

7. Chittick W.C. The Sufi Path of Knowledge: Ibn al-‘Arabi’s Metaphysics of Imagination. Albany, 1989.

См. также лит. к ст. Суфизм [СУФИЗМ].

А.В.Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me