ИБН Т̣АЙМИЙЙА

ИБН ТАЙМИЙЙА Так̣ӣ ад-Дӣн Ахмад (1263, Х̣аррāмн – 1328, Дамаск) – арабо-мусульманский теолог, видный представитель традиционалистского толка в мусульманской религиозно-правовой мысли – ханбализма. Ибн Таймиййа с детства жил в Дамаске, там же получил религиозное образование и впоследствии занимался преподавательской деятельностью. В 1306–12 находился в Египте, где вступал в полемику с местными богословами различных направлений, за что неоднократно подвергался тюремному заключению. Такая же участь постигла его и после возвращения в Дамаск: в 1326 он в очередной раз был брошен в тюрьму Дамасской цитадели, где и умер.

Следуя традиционалистской установке ханбализма, Ибн Таймиййа единственным источником религиозной истины считал только Коран [КОРАНсунну [СУННА], на основе которых сложилась истинная доктрина, выраженная в единогласном мнении сподвижников Пророка, непогрешимом и непререкаемом. Все возникшие впоследствии учения Ибн Таймиййа квалифицирует как «порицаемые новшества» (бид‘а). Неустанно борясь против таких нововведений, Ибн Таймиййа подвергал критике различные политико-религиозные ответвления (включая хариджизм и шиизм), арабоязычный перипатетизм [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ](в своих трактатах о несостоятельности логики – «ар-Радд ‘алā ал-мант̣ик̣иййӣн», о согласии разума с верой – «Мувāфак̣ат с̣ах̣ӣх ал-манк̣ӯл ли-с̣арӣх̣ ал-ма‘к̣ӯл» и в комментарии к сочинению Ибн Рущда «Рассуждение, выносящее решение»), философскую теологию калама, как мутазилитского, так и ашаритского направлений (в различных «символах веры», ‘ак̣ӣда, особенно «ал-‘Ак̣ӣда ал-х̣амавиййа» и «ал-‘Ак̣ӣда ал-вāсит̣иййа»), пантеистическую тенденцию в суфизме [СУФИЗМ](хотя сам Ибн Таймиййа был суфием) и современную ему суфийскую практику, прежде всего культ святых и чудотворения (в сочинениях «Х̣ак̣ӣкат маз̱хаб ал-иттих̣āдиййн» и «ал-Фурк̣āн»).

В области догматики Ибн Таймиййа одновременно отвергал апофатизм (отрицание божественных атрибутов), антропоморфизм и символико-аллегорическое толкование. Стремясь возродить моральный активизм, заложенный в Коране и сунне, он полагал ошибочным мутазилитское отрицание роли Бога в человеческих деяниях, но еще более опасным – ашаритское отрицание действенной воли человека. Дилемму «свобода воли – божественное всемогущество» Ибн Таймиййа снимает отнесением актуальной реализации принципа Божьего всемогущества лишь к прошлому, а императивы божественного закона (шарӣ‘а) – к будущему.

Политическая концепция Ибн Таймиййи (изложенная гл. о. в его труде «ас-Сийāса аш-шар‘иййа», «Религиозное управление») подчеркивает нерасторжимое единство государства и религии. Но в отличие от традиционной суннитской доктрины государства, Ибн Таймиййа не отстаивает необходимость института халифата, признает существование одновременно более одного халифа, отрицает обязательность принадлежности главы государства к курайшитам – роду Пророка. В 18 в. идеи Ибн Таймиййи были возрождены в ваххабизме, поддержанном династией саудитов и ныне являющемся официальной идеологией Саудовской Аравии.

Литература:

1. Абу Захра М. Ибн Таймиййа. Каир, 1958;

2. Харраш М.X. Ибн Таймиййа ас-салафи. Бейрут, 1984;

3. Laost H. La profession de foi d’Ibn Taymiyya. P., 1986.

T.Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me