ЗОЛЬГЕР

ЗОЛЬГЕР (Solger) Карл Вильгельм Фердинанд (28 ноября 1780, Шведт-на-Одере – 25 октября 1819, Берлин) – немецкий философ, эстетик. Учился в университете Галле. В 1809–11 – доцент, а потом экстраординарный профессор Франкфуртского университета; с 1811 – профессор Берлинского университета. Испытал влияние философии Фихте, романтиков, Шеллинга, Гегеля. Разработанная эстетическая концепция изложена в его главной работе «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и искусстве» (Erwin. Vier Gespräche über das Schöne und die Kunst, Bd. 1–2. 1815, рус. пер. 1978), в трактате-диалоге «Философские беседы» (Philosophische Gespräche, 1817), а также в сочинениях и письмах, изданных посмертно (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, Bd. 1–2. Lpz., 1826).

В диалоге «Эрвин» Зольгер, вкладывая в уста собеседников различные представления об искусстве, основанные на работах Э.Бёрка [БЕРК],А.Баумгартена, И.Г.Фихте [ФИХТЕ],показывает затем их недостаточность, противоречивость, односторонность. В центре его внимания – диалектическое единство действительности и идеи, анализируемое в различных аспектах и отношениях: с «позитивной стороны» – когда действительность выступает как осуществление эстетической идеи, и с «негативной стороны» – когда идея растворяется в действительности. Прекрасное предстает как само бытие, как воплощение идеи в действительности, возвышенное же свидетельствует о переходе идеи в действительность. Трагическое выражает чувство скорби по поводу неизбежной гибели и ничтожности всего земного, комическое – «добродушный» и «благожелательный» смех человека над всем земным и самим собой.

Ключевым в понимании фантазии, символа, аллегории также является специфическое различие моментов претворения идеи в действительность. Фантазия – «внутреннее действие идеи в духе художника», символ – идея в непосредственной действительности, аллегория же – действительность идеи. Художественная ирония [ИРОНИЯ] – настроение художника, в котором он полагает ничтожными (в сравнении с божественной идеей) действительный мир и человеческую сущность.

В 1826 Гегель написал рецензию на посмертное издание сочинений и переписки Зольгера, высоко оценив положенный в основу его эстетики принцип воплощения идеи в действительность. В своей диссертации, посвященной понятию иронии, С.Кьеркегор назвал Зольгера «метафизическим рыцарем негативного».

Литература:

1. Heller J. Solgers Philosophie der ironischen Dialektik. В., 1928;

2. Boucher M. К.W.P.Solger. Esthétique et philosophie de la présence. P., 1934.

См. также лит. к ст. Ирония [ИРОНИЯ].

H.В.Мотрошилова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Зольгер — (Solger) Карл Вильгельм Фердинанд (28.11.1780, Шведт, — 25.10.1819, Берлин), немецкий философ-идеалист и эстетик, представитель Романтизма. Профессор Франкфуртского (с 1809) и Берлинского (с 1811) университетов. От субъективного идеализма в духе Фихте... Большая советская энциклопедия
  2. ЗОЛЬГЕР — ЗОЛЬГЕР (Solger) Карл Вильгельм (1780-1819) — немецкий эстетик и философ, представитель романтизма. Большой энциклопедический словарь