ИРОНИЯ

ИРОНИЯ (греч. εἰρωνεία) – философско-эстетическая категория, отмечающая момент диалектического выявления (самовыявления) смысла через нечто ему противоположное, иное. Как риторическая фигура ирония связана с сатирой, а через нее – с комическим, юмором и смехом. Понятие иронии развивается из семантического комплекса, заключенного в греч. εἰρων (ироник, т.е. притворщик), означающее человека, который говорит не то, что думает, что нередко сочетается с мотивом самоумаления, самоуничижения: Аристотель определяет иронию как извращение правды (т.е. «середины») в сторону умаления и противопоставляет иронию хвастовству (EN II 7, 1108 d 20 sqq.). По определению псевдоаристотелевской «Риторики к Александру», ирония означает «говорить нечто, делая вид, что не говоришь этого, т.е. называть вещи противоположными именами» (гл. 21). Будучи направлена на выявление противоречия между личиной и существом, между словами, делами и сущностью, ирония предполагает, т.о., определенную жизненную позицию, сопоставимую с позицией греч. киника и рус. юродивого. Такова «сократовская ирония», как ее понимал Платон: самоуничижение Сократа, его «неведение» (он знает, что ничего не знает), переходит в свою противоположность, позволяя обнаружить чужое «незнание» как иронический момент и подойти к высшему, истинному знанию. Уже сократовская ирония в ее платоновско-аристотелевском осмыслении соединяет в себе иронию как философско-этическую установку, давшую впоследствии иронию как эстетическую позицию, как риторическую фигуру (прием) и как момент самого человеческого бытия. Долговечная риторическая традиция (от 4 в. до н.э. до нач. 19 в.) кодифицирует иронию как прием в ущерб ее жизненно-практической общезначимости и диалектической функции. Новые подходы к иронии возникают в 17–18 вв. (в частности, у Вико и Шефтсбери), в эпоху барокко и классицизма, в связи с интенсивным осмыслением принципов творчества, творческого дара (ingenium) и т.д. Немецкие романтики (Ф.Шлегель, А.Мюллер и др.) предчувствуют реальную иронию исторического становления. Уже у Ф.Шлегеля ирония выступает как принцип универсального перехода внутри целого: «Ирония есть ясное сознание вечной подвижности, бесконечно-полного хаоса», «настроение, которое дает обзор целого и поднимается над всем условным». В иронии «негативность» берет верх над позитивностью, свобода – над необходимостью. Сущность романтической иронии состоит в абсолютизации движения, отрицания, в конечной нигилистической тенденции, которая любое целое как живой организм обращает в хаос и небытие – как бы в последний миг диалектического свертывания этого целого. Это вызвало резкую критику романтической иронии со стороны Гегеля. Однако романтизм заключал в себе и тонкое понимание опосредствующей роли «отрицания» в сложении всякого живого, в т.ч. художественного целого: уже у Ф.Шлегеля, затем у Зольгера ирония опосредует противоположные творческие силы художника и порождает произведение искусства как совершенное равновесие крайностей, когда идея уничтожается в реальном бытии, а действительность исчезает в идее. Ирония – это «средоточие искусства..., которое состоит в снятии идеи самой идеей», это «сущность искусства, его внутреннее значение» (Зольгер. Лекции по эстетике. – В кн.: Он же. Эрвин. М., 1978, с. 421). Гегель охарактеризовал иронию у Зольгера как принцип «отрицания отрицания», близкий к диалектическому методу самого Гегеля как «движущий пульс умозрительного рассуждения» (О «Посмертных сочинения» и переписке Зольгера». – В кн.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика, т. 4. М., 1978, с. 452–500; Он же. «Философия права», § 140). С.Кьеркегор в диссертации «О понятии иронии...» (Ombegrabet ironi med tatigt hensyn til Socrates, 1841) впервые дал исторический анализ иронии – как сократовской, так и романтической. Однако сам Кьеркегор склонялся к своего рода ироническому экзистенциализму, утверждая, что «ирония бывает здоровьем, когда освобождает душу от пут всего относительного, и бывает болезнью, если способна выносить абсолютное лишь в облике ничто» (Uber den Begriff der Ironie, 1976, S. 83–84). Вообще, «ирония как негативное начало – не истина, но путь» (ibid., S. 231).

На рубеже 19–20 вв. в литературе возникают концепции, отражающие сложность взаимоотношений художественной личности и мира, напр. у Т.Манна: субъект, наделенный полнотой переживания и ищущий истину, ощущает трагическую связь и раскол с миром, чувствует свою принадлежность к такому миру ценностей, который в то же время подвергается глубокому сомнению и пребывает в состоянии кризиса.

Маркс и Энгельс неоднократно обращались к понятию иронии. В подготовительных материалах к диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841) Маркс рассматривал иронию (сократовскую) как необходимую позицию, присущую философии «в ее отношении к обыденному сознанию»: «всякий философ, отстаивающий имманентность против эмпирической личности, прибегает к иронии»; сократовскую иронию «необходимо понимать... в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здравый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти... до имманентной ему самому истины» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 40, с. 112). Энгельс писал об «иронии истории», заключающейся в противоречии между замыслом и его воплощением, между реальной ролью исторических деятелей и их претензиями, шире – в противоречии между объективными закономерностями исторического развития и стремлениями людей, между исторической тенденцией и ее конечным итогом. Так, анализируя опыт буржуазных революций, он отмечал: «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали,– что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали немногие исторические деятели» (там же, т. 36, с. 263; см. также т. 19, с. 497; т. 31, с. 198).

Литература:

1. Лосев А.Ф. Ирония античная и романтическая. – В кн.: Эстетика и искусство. М., 1966, с. 54–84;

2. Гулыга А.В. Читая Канта. – В кн.: Эстетика и жизнь, в. 4. М., 1975, с. 27–50;

3. Thomson J.А.К.,Irony, an historical introduction. Cambr. (Mass.), 1927;

4. Knox N. The word irony and its context, 1500–1755. Durham, 1961;

5. Strohschneider Kohrs I. Die Romantische Ironie in Theorie und Gestaltung. Tüb., 1977;

6. Prang Η. Die Romantische Ironie. Darmstadt, 1980;

7. Behler E. Klassische Ironie, romantische Ironie, tragische Ironie. Darmstadt, 1981;

8. Japp U. Theorie der Ironie. Fr./M„ 1983.

Ал.В.Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ирония — ИРОНИЯ (греческое eironeia — притворство) — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление... Литературная энциклопедия
  2. ирония — -и, ж. 1. Тонкая, скрытая насмешка. [Наша публика] не угадывает шутки, не чувствует иронии. Лермонтов, Герой нашего времени. [Астров:] Вот ты глядишь на меня с иронией, и все, что я говорю, тебе кажется несерьезным. Чехов, Дядя Ваня. Малый академический словарь
  3. ирония — Иро́ни/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. Ирония — (от греч. eirоnе́ia, буквально — притворство) 1) в стилистике — выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение. Большая советская энциклопедия
  5. ирония — орф. ирония, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. ирония — Латинское – ironia. Существительное заимствовано в первой половине XVIII в. непосредственно из латинского языка или посредством польского. Первоначальное значение – «вопрос, ставящий в тупик». Этимологический словарь Семёнова
  7. ирония — (др.-греч. είρωνεία притворство) 1) Притворное восхваление, таящее в себе насмешку; 2) завышение оценки с целью ее занижения; 3) стилистический оборот, построенный на иносказании, скрывающем насмешку; используется в публицистическом, разговорном... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. ирония — Ирония судьбы (книжн.) — насмешка судьбы, странная, непонятная случайность. ► По иронии судьбы я и там его встретил. Фразеологический словарь Волковой
  9. ирония — • безжалостная ~ • беспощадная ~ Словарь русской идиоматики
  10. ирония — Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Отколе, умная, бредешь ты, голова! (Крылов) (в обращении к ослу). Словарь лингвистических терминов Розенталя
  11. ирония — ИРОНИЯ и, ж. ironie f., <, ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
  12. Ирония — ИРОНИЯ — вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения... Словарь литературных терминов
  13. ирония — см. >> насмешка Словарь синонимов Абрамова
  14. ирония — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? иронии, чему? иронии, (вижу) что? иронию, чем? иронией, о чём? об иронии 1. Ирония — это разновидность юмора, в котором скрыта тонкая насмешка. Говорить с иронией. | Я поймал на себе его взгляд, полный иронии. Толковый словарь Дмитриева
  15. ирония — Заимств. в первой половине XVIII в. из лат. яз., где ironia < греч. eirōneia «ирония» < «вопрос, ставящий в тупик» < «вопрос». Этимологический словарь Шанского
  16. ирония — Безжалостная, безобидная, бичующая, бодрая, веселая, Вольтерова (устар.), вольтеровская, горькая, грубая, грустная, деликатная, добродушная, дружелюбная, едкая, жгучая, желчная, злая, злобная, изощренная, изящная, колючая, легкая, мефистофелевская... Словарь эпитетов русского языка
  17. ирония — ИРОНИЯ -и; ж. [греч. eirōneia — притворство] 1. Тонкая, скрытая насмешка. Говорить, глядеть с иронией. Не понимать, не чувствовать иронии. И. судьбы (нелепая, странная случайность). По иронии судьбы он оказался там, куда и не собирался. Толковый словарь Кузнецова
  18. ирония — ИРОНИЯ, и, ж. Тонкая, скрытая насмешка. И. судьбы. (перен.: странная случайность). • По злой иронии как будто в насмешку. | прил. иронический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  19. ирония — Иронии, ж. [греч. eironeia] (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: “Откуда, умная, бредешь ты, голова?” Крылов. Большой словарь иностранных слов
  20. ирония — ИР’ОНИЯ, иронии, ·жен. (·греч. eironeia) (·книж. ). Риторическая фигура, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" Крылов. Толковый словарь Ушакова
  21. ирония — ирония I ж. Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. II ж. Стилистический приём контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (в литературоведении). Толковый словарь Ефремовой
  22. ИРОНИЯ — ИРОНИЯ (от греч. eironeia — притворство) — .. 1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения... 2) Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания... Большой энциклопедический словарь
  23. Ирония — др.-греч. eironeia — букв. “притворство”, отговорка. ☼ филос.-эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр. Словарь по культурологии
  24. ирония — иро́ния Заимств. через польск. ironia или скорее франц. ironie, нем. Ironie из лат. irōniа от греч. εἰρωνεία, собств. "вопрос", потом: "вопрос, ставящий в тупик, тонкая насмешка". Этимологический словарь Макса Фасмера
  25. ирония — ИРОНИЯ ж. греч. речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум. Иронический глумный, насмешливый; похвала, которая хуже брани. Толковый словарь Даля
  26. Ирония — Оборот речи, основанный на способе мышления, противоположном идеализации, которая видит действительный мир в свете идеи (в субъективной окраске). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  27. ИРОНИЯ — ИРОНИЯ (греч. eironeia — притворство) — металогическая фигура скрытого смысла текста, построенная на основании расхождения смысла как объективно наличного и смысла как замысла. Новейший философский словарь