ДЖНЯНА

ДЖНЯНА (санскр. jn̄āna – знание, познание, от глагольного корня джня – знать) – одно из центральных понятий индийской религиозно-философской традиции. В пурва-мимансе [ПУРВА-МИМАНСА] джняна – один из модусов души, описываемый одновременно как действие (крия) и процесс (вьяпара); знание как таковое превосходит возможности обычного чувственного восприятия, его присутствие узнается субъектом опосредованно, благодаря логическому выводу. В ньяя-вайшешике [НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА] джняна одновременно дает не только знание об объектах, но и – непосредственно, в интроспекции – также знание о собственном присутствии в душе. Особое место представление о джняне занимает в различных направлениях веданты [ВЕДАНТА]. В адвайта-веданте Шанкары джняна считается абсолютно тождественным высшему Брахману [БРАХМАН]. Это не просто средство достижения освобождения или одно из свойств души, но само это освобождение (мокша [МОКША]), тождественное высшей реальности. Различение знания, познающего субъекта (джнятри) и объекта познания отнесено Шанкарой к стадии апаравидья (не-высшей, эмпирической истины), т.е. считается просто практически удобным (вьявахарика). В Комментарии на «Брахма-сутры» Бадараяны Шанкара, произвольно толкуя одну из ключевых сутр базового текста, отождествляет субъект знания (джнятри) со знанием как таковым. По его мнению, джняна – это не свойство или функция, но сама внутренняя природа (сва-рупа) души, которая неизменно сохраняется во всех ее состояниях. Такое Знание (джняна, видья), противоположное Неведению (авидья [АВИДЬЯ]), полностью совпадает с Сознанием (чит [ЧИТ]) как сущностью чистого Атмана [АТМАН] и с представлением о сакшине, или внутреннем «свидетеле» всех актов восприятия. Поэтому даже на «пути Знания» (джняна-марга), непосредственно ведущего к единству с высшим Брахманом, адепт занят не накоплением сведений или познавательных навыков, но прежде всего реализацией собственной неизменной и вечной природы. Джняна в адвайте – это мгновенное преобразование, та внезапная перемена угла зрения, которая дает возможность осознать: единственная реальная сущность – это Брахман, т.е. чистое сознание, лишенное каких-либо частей, атрибутов или объектов, – сознание, с которым никогда ничего не происходило.

Полемизируя с адвайтой, вишишта-адвайта [ВИШИШТА-АДВАЙТА] предлагает собственную концепцию знания и незнания. По мнению Рамануджи [РАМАНУДЖА], знание всегда направлено на объект, всегда интенционально, а потому всегда дано вместе с объектом; будучи наполнено своим содержанием, оно непременно несет в себе какие-то различающие характеристики. Такое качественно разнородное, атрибутивное знание (дхармабхута-джняна) уже не является самодостаточной сущностью, но только свойством определенной основы, или – что для вишишта-адвайты то же самое – способностью определенного субъекта. Характерная для адвайты метафора знания-света превращается в вишишта-адвайте в способность светить или в светлый ореол, окружающий источник света – Ишвару [ИШВАРА] или отдельную душу. И если души (джива) – это как бы точечные светильники, каждый из которых окружен собственным более или менее обширным светящимся ореолом, то Ишвара весь освещен собою, прозрачен для себя, ибо каждый его член или атрибут служит вместе с тем объектом его божественного всеведения. Иными словами, представление о джняне в учении Рамануджи предполагает противопоставление субъекта и объекта, а также множественность познающих душ и познаваемых неодушевленных предметов. Считая адвайтистскую идею о чистом, лишенном свойств знании недопустимой уступкой буддийским воззрениям, Рамануджа противопоставляет ей тезис об истинности (ятхартхатва, букв. – соответствие предмету) всякого знания. Поскольку знание в вишишта-адвайте сведено по сути к способности освещать (или отражать) независимые от него объекты, оно всегда считается в какой-то степени истинным (в этом смысле ошибки и погрешности восприятия также содержат некую толику истинного знания), различаясь лишь точностью и полнотой охвата предметности.

Н.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДЖНЯНА — Метафизическое знание, понимаемое не как обладание информацией и знание о чем-то, но как сверхсодержательное, поэтому невыразимое и непередаваемое знание единого, абсолютного, меняющее бытие сознания, в к-ром возникло и приводящее к мокше. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  2. Джняна — (санскр. знание), понятие индийской философии, означающее высшее, полное знание, достигаемое при медитации. Джняна — это знание само по себе безотносительно к объекту, это знание сущности, которое как бы охватывает и другие виды знания... Краткий религиозный словарь