ДЖАЯНТА БХАТТА

ДЖАЯНТА БXATTA (Jayanta Bhaṭṭa) (ок. 840–900) – индийский философ, последователь ньяи, автор «Ньяя-манджари» («Букет логики»), свободного комментария к «Hьяя-сутрам». Выходец из знаменитой семьи ученых-брахманов, состоявших на службе у раджи Кашмира. Отличался широкой эрудицией и глубоким знанием современной ему философской мысли. В юности написал трактат по грамматике, в более зрелом возрасте – пьесу и, возможно, еще несколько сочинений по дхарме [ДХАРМА].

«Ньяя-манджари» делится на 12 секций, в которых рассматриваются источники (прамана [ПРАМАНА]) и объекты (прамея [ПРАМЕЯ]) достоверного познания. Строгий приверженец Вед, Джаянта Бхатта считает неудовлетворительным доказательство их авторитетности, предлагаемое сторонниками мимансы. Однако несмотря на апологетический характер своего труда, он далеко не догматик и соглашается с позицией соперничающей школы (его основными оппонентами были сторонники мимансы и буддизма), если считает ее правильной. Напр., он примыкает к мимансе по вопросу о воспринимаемости пространства и времени (в ньяе и вайшешике они считались невоспринимаемыми), что не мешает ему критиковать ее за признание познания действием. Точно также он иногда соглашается, а иногда спорит с мнениями буддиста Дхармакирти. В целом его полемика с мимансой и буддизмом отличается толерантностью и обстоятельным изложением их позиций. Среди проблем, которые он обсуждает, – природа восприятия (пратьякша), логического вывода (анумана [АНУМАНА]), причинности, отношение части и целого, вопросы теодицеи и т. п. Блестящий литературный стиль и энциклопедическое содержание «Ньяя-манджари» обеспечили чрезвычайную популярность этого сочинения среди индийских философов.

Сочинения:

1. Nyāya-man̄jarī, ed. by Surya Narayana Sukla. Benares, 1936;

2. англ. пер. первых шести секций: J.V.Bhattacharyya. Delhi, 1978.

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me