ГЕЛЬВЕЦИЙ

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (31 января 1715, Париж – 26 декабря 1771, там же) – французский просветитель. Образование получил в одном из иезуитских коллежей Парижа, изучал античную и новую философию, литературу и языки. В 1738–51 занимал должность генерального откупщика налогов. Его занятия стихосложением послужили причиной избрания в члены Академии изящной словесности г. Кана, поэма «О счастье» удостоилась похвалы Вольтера. С одобрения последнего Гельвеций в 1751 уходит с государственной службы и переселяется в Париж, чтобы войти в крут энциклопедистов. Включившись в работу по созданию «Энциклопедии»,открывает в своем доме салон, который посещают самые известные люди Франции – Дидро [ДИДРО], Гольбах, аббат де Рейналь, министр д’Аржансон и др.

Материалистические взгляды Гельвеция складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц – атомов. Природе присущи движение, пространственно-временные характеристики, причинность, тождественная необходимость. В Универсуме совершается непрерывное превращение одних веществ в другие, точнее – круговорот природы. Определения материи как субстанции Гельвеций избегал, считая ее лишь словом для описания совокупности различных материальных свойств. Человек подобно другим природным созданиям рассматривался Гельвецием только как живое существо; источник его чувств, желаний и потребностей – ощущения. С позиций сенсуализма Гельвеций сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения.

Все эти идеи были высказаны в 1-й книге Гельвеция «Об уме»(1758; рус. пер. 1917), выход в свет которой стал событием в его жизни и в истории всего французского Просвещения. Сочинение сразу же вызвало нападки со стороны парламента и духовенства. Представив Гельвецию около 100 замечаний, Сорбонна потребовала от автора отречения. Причиной нападок врагов, а также суровой критики многих единомышленников стала последовательно проводимая Гельвецием концепция утилитаризма. Определив человека как природное существо, стремящееся лишь к удовлетворению материального интереса и получению физических удовольствий, Гельвеций из этого делал вывод о себялюбии как основном инстинкте человека. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему – результат любви к самому себе, в основе дружбы – корыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга (Вольтер считал, что такое понимание помещает дружбу в разряд «низких чувств».) Если бы человек не руководствовался корыстью, он проводил бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с Гельвецием, Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал жизнью ради Родины, или ученых, напр., Лейбница или Ньютона и т.п.).

В 1772, уже после смерти Гельвеция, усилиями его друзей, а также русского посланника в Голландии князя Д.Голицына вышла его 2-я книга «О человеке», где в центре его антропологической концепции стоит проблема воспитания: «Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания» (Соч. в 2 т., т. 2. М., 1974, с. 185).

Уверенность во всемогуществе воспитания привела Гельвеция к созданию демократической социально-политической программы. Его идеал – Франция как конфедерация небольших республик, где просвещенный монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политические права. Разница в имущественном положении между ними сводится к минимуму. Произведя необходимые изменения в законах и обычаях, просвещенный законодатель мог бы устранить причины социальных бедствий и обеспечить покой народу и стабильное существование государству. Взгляды Гельвеция оказали влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Он заложил основание целостной системы утилитаризма;его последователями стали И.Бентам и Дж.С.Милль.

Сочинения:

1. Oeuvres complètes, v. 1–14. P., 1795;

2. в рус. пер.: Соч. в 2 т., М., 1974;

3. Счастье. М., 1987.

Литература:

1. Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма. – В кн.: Плеханов Г.В. Избр. философ, произв. в 4 т., т. 2. М., 1956, с. 33–128;

2. Вороницын И. Клод Адриан Гельвеций. М.–Л., 1926;

3. Момджян X.Г. Философия Гельвеция. М., 1955:,

4. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995, с. 76–122;

5. Quillois A. Le Salon de Mad. Helvetius. P., 1894;

6. Horowitz I.-L. Claude Helvetius: Philosopher of democracy and enlightenment. N.Y., 1954.

Т.Б.Длугач

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГЕЛЬВЕЦИЙ — (Helvétius), Клод Адриан (I. 1715 — 26.XII.1771) — франц. философ-материалист, идеолог революц. буржуазии 18 в. Родился в Париже, в семье придворного врача. Окончил иезуитский коллеж. В 1738-51 занимал должность ген. откупщика. С 1751... Советская историческая энциклопедия
  2. Гельвеций — (Helvétius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж, — 26.12.1771, там же), французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным откупщиком. Большая советская энциклопедия
  3. ГЕЛЬВЕЦИЙ — ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715-71) — французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи. Большой энциклопедический словарь