ГАРНАК

ГАРНАК (Harnack) Адольф (7 мая 1851, Дерпт – 10 июня 1930, Гейдельберг) – немецкий протестантский теолог, главный представитель либеральной теологии, историк. Изучал теологию в Дерпте и Лейпциге, ученик А.Ричля. В 1874 – доктор теологии, с 1876 – профессор церковной истории в Лейпциге, в 1879 – в Гессене, в 1886 – в Марбурге, в 1886–1921– профессор в Берлинском университете. С 1890 член Прусской академии наук. В 1903–11– президент Евангелического социального конгресса. Основной труд «Учебник по истории догматов» (Lehrbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd, 1886–89), охватывающий историю христианства до Лютера, должен был по замыслу Гарнака способствовать установлению связей между христианской теологией и культурными ценностями современной эпохи. Теологию он понимал как науку по преимуществу историческую, которая должна соответствовать культурному уровню своей эпохи и отвечать принципу единства познания и жизни, науки и практической деятельности. Религию Гарнак рассматривал как главную, «основную часть культуры»; ведущая тема его теологии (и либеральной теологии в целом) – неразрывная связь христианства и культуры, религии и образования: теология призвана способствовать усилению влияния христианства на общественную жизнь. Эту цель преследовали его знаменитые лекции «О сущности христианства» (Das Wesen des Christentums, 1899–1900), ставшие сразу же теологическим бестселлером и переведенные на многие языки, в т.ч. на русский.

Гарнак исходил из того, что главные проблемы церковной истории могут быть поняты и объяснены из анализа первоначального христианства: сущность христианства познается в обращении к личности и учению Иисуса Христа. Главные темы «евангелического христианства», как его понимает Гарнак, составляют – Царство Божие и его пришествие; Бог Отец и ценность человеческой личности; высшая праведность и заповедь любви. Эллинизация Евангелия привела к тому, что Новый Завет был связан с чуждой его духу греческой философией и в результате «простая религия Иисуса» была искажена и трансформирована в догмат о Воплощении Сына Божьего. Лишь Реформация [РЕФОРМАЦИЯ]очистила Евангелие от этого искажения и восстановила первоначальное учение Иисуса Христа. Поэтому в своих работах по истории христианской догматики Гарнак особое внимание уделял исследованию связи теологии [ТЕОЛОГИЯ]с философией, рассматривая догмат как «произведение греческого духа на почве Евангелия». Утраченное в эпоху Просвещения единство культуры и религии может быть восстановлено в наше время, как полагает Гарнак, с помощью свободного от спекулятивных наслоений подлинного Евангелия Иисуса, а это значит – «знания и признания Бога Отцом», признания ценности личности и этического идеала Царства Божьего. Таков, согласно либеральной теологии, единственно приемлемый и имеющий смысл для современного человека образ христианства, соответствующий сознанию и культуре нашего времени и не входящий в противоречие с ними. Преодоление конфликта между современным обществом и христианской религией – основной мотив и пафос не только теологии Гарнака, но и его практической деятельности в Евангелическом социальном конгрессе, которая отражена в работе Гарнака «Евангелическо-социальные задачи в свете истории церкви» (1894). Проблематика, разрабатывавшаяся Гарнаком, актуальна и в наши дни. Несмотря на сильную оппозицию основным идеям либеральной теологии со стороны диалектической теологии [ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ](начало развитию которой положил К.Барт – ученик Гарнака), либеральная теология сохраняет определенное значение и в кон. 20 в., поскольку поставленная ею проблема взаимоотношения религии и культуры обретает все большую злободневность.

Сочинения:

1. Общая история европейской культуры, т. 5: Сущность христианства. СПб., 1911;

2. Там же, т. 6: История догматов;

3. Lerbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd. Tüb., 1886–89;

4. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius, 3 Bd. Tüb., 1893–1904;

5. Das Wesen des Christentums. Tüb., 1900;

6. Marcion. Tüb., 1921;

7. Reden und Aufsätze, 7 Bd. Tüb., 1903–30.

Литература:

1. Гараджа В.И. Либеральная теология. – В кн.: Протестантизм. М., 1971, разд. 2;

2. Aland К., Elliger W., Dibelius О. Adolf von Harnack in Memoriam. Reden zum 100. Geburtstag, 1951.

В.И.Гараджа

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Гарнак — Адольф фон Гáрнак (Harnack) (1851-1930) нем. теолог и историограф. Образование получил в Дерпте. С 1876 — проф. в Лейпциге, Гисене, Марбурге, с 1889 — в Берлине. В 1903-11 — президент Евангелическо-социального конгресса. Г. — последователь... Словарь по культурологии
  2. ГАРНАК — ГАРНАК (Харнак) (Harnack) Адольф (1851-1930) — немецкий протестантский богослов и церковный историк. Автор фундаментальных трудов по истории раннего христианства, христианской литературы и истории догматов... Большой энциклопедический словарь
  3. Гарнак — (Theodosius Harnack) — заслуженный лютеранский богослов (1817-1889), профессор Дерптского университета. Главные сочинения: "Die luth. Kirche Livlands u. d. herrn hutische Brüdergemeinde"; "Der christliche Gemeindegottesdienst in apostol. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона