ГАРМОНИЯ СФЕР

ГАРМОНИЯ СФЕР, музыка сфер – античное учение о музыкальном звучании планет (в т.ч. Солнца и Луны и планетных «сфер») в рамках геоцентрических представлений Евдокса, Птолемея и др. (астрономия до Евдокса не знала сфер, Платон говорит о «кругах», Аристотель – просто о звучании «светил») и – шире – о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической традиции. В латинских, в т.ч. средневековых, текстах употребляется также термин harmonia (musica) caeli (mundi) – «гармония (музыка) неба (или мира)».

В древнегреческую философию учение о гармонии сфер было введено Пифагором, но впервые засвидетельствовано для «пифагорейцев» (5 в. до н.э.) Аристотелем («О небе» II 9, 290 b 12 слл.), где оно подвергнуто критике, косвенно направленной против Платона (ср. также «Метафизика» 982 b 32: пифагорейцы считали всю Вселенную «гармонией и числом»). В изложении Аристотеля «скорости (светил), измеренные по расстояниям, относятся между собой так же, как тоны консонирующих интервалов», и поэтому «звучание, издаваемое светилами при движении по кругу, образует гармонию» (т.е. звукоряд в одну октаву: в пифагорейском употреблении сам термин ἁρμονία означал октаву). Согласно Александру Афродисийскому, высота тона пропорциональна скорости светила; по Цицерону (De rе publica 6, 18), самый высокий тон астральной гаммы принадлежит сфере неподвижных звезд, самый низкий – Луне. Адаптация гармонии сфер в эсхатологическом мифе об Эре в 10-й книге «Государства» Платона (617 b, ср. также 530 d и «Кратил» 405с) предопределила долгую жизнь идеи гармонии сфер и ее необычайный успех на исходе античности и в Средние века. Согласно гипотезе Д.Бернета – В.Кранца, в древнейшем варианте (у самого Пифагора) речь шла только о трех сферах – звезд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с тремя интервалами: квартой (3: 4), квинтой (2: 3) и октавой (1: 2), тем самым вся музыкально-математическая сущность космоса сполна выражалась тетрактидой. В древнем пифагореизме гармония сфер служила «доказательством» сокровенной числовой природы мира и имела глубокий этический, эстетический и эсхатологический смысл, поскольку «душа» тоже мыслилась как «гармония», изоморфная гармонии космоса, земная лира была точным «отображением» небесной, игра на ней – приобщением к гармонии Вселенной и приготовлением к возвращению на астральную прародину; музыка производила в душе катарсис [КАТАРСИС]и являлась медициной духа (согласно пифагорейскому преданию, непосредственно слышать гармонию сфер мог только Пифагор, остальные не различают ее «за неимением контрастирующей с ней тишины»). Гармония сфер входила в более широкий круг концепций «космической музыки», не обязательно связанной с астрономией. От нее следует отличать корреляцию четырех тонов тетрахорда (четырехструнной лиры) и четырех элементов [ЭЛЕМЕНТЫ](Боэций, «О музыке» 1, 20) или «пифагорейскую» теорию музыки времен года в изложении Аристида Квинтилиана (III 19 р. 119, 15 W.-I): весна образует кварту по отношению к осени, квинту по отношению к зиме, октаву по отношению к лету и т.д. Сходные концепции засвидетельствованы для древневосточных традиций, в частности «халдейской» (Plut., De an. procr. 31), египетской (Diod. 1, 16, 1) и особенно китайской (ср., напр., соответствие пяти нот китайской гаммы «пяти элементам» и временам года). Благодаря оживлению идеи гармонии сфер в неопифагореизме и неоплатонизме и гл.о. через посредство Августина, Макробия и Боэция пифагорейско-платоновское космологическое понимание музыки подчинило себе всю средневековую и западноевропейскую музыкальную эстетику. Параллельно – благодаря включению гармонии сфер в систему Птолемея – идея музыки сфер продолжала жить в астрономии и астрологической традиции вплоть до Нового времени («Гармония мира» Кеплера, 1619, и др.). Представление о гармонии сфер имели успех у поэтов всех веков – от Скифина Теосского до Шекспира («Венецианский купец» V, 1), Гёте (Пролог к «Фаусту»), романтиков и «звездного хора» А.А.Блока.

Литература:

1. Granet M. La pensée chinoise. P., 1934, p. 209 sq.;

2. Tatarkiewicz Wl. History of aesthetics, v. 1–2. The Hague – P. – Warsz., 1970;

3. Guthrie W.К.С. A history of Greek philosophy, v. 1. Cambr., 1971;

4. Burkert W. Lore and science in ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972, p. 350 sq.

А.В.Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гармония сфер — музыка (гармония) сфер Ср. (Третьему грезилось, что он) слышал музыку сфер, подымался, летал в огромной зале собрания, но толкался головою в потолок и не мог выбиться на простор. В.И. Даль. Гофманская капля. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  2. ГАРМОНИЯ СФЕР — ГАРМОНИЯ СФЕР (музыка сфер) — античное эстетико-космологическое учение, выдвинутое пифагореизмом и популярное вплоть до нового времени: космос — ряд небесных сфер (Луна, Солнце, пять планет... Большой энциклопедический словарь
  3. Гармония сфер — По учению Пифагора, небесные тела, вращаясь вокруг центрального огня, издают звуки, сочетание которых и образует гармонию сфер, не воспринимаемую обыкновенным человеческим ухом. Учение... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. ГАРМОНИЯ СФЕР — ГАРМОНИЯ СФЕР (музыка сфер) — представления древнегреческих мыслителей о музыкальном звучании планет, солнца, луны и их сфер, о музыкально-математической архитектонике космоса. Новейший философский словарь