ВЛАСТЬ

ВЛАСТЬ – возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то. Власть тесно связана с господством [ГОСПОДСТВОавторитетом [АВТОРИТЕТ]. М.Вебер определил власть следующим образом: «Власть состоит в способности индивида А добиться от индивида Б такого поведения или такого воздержания от действий, которое Б в противном случае не принял бы и которое соответствует воле А».

В современной политической науке наиболее известны четыре модели власти.

Волюнтаристская модель основана на традициях общественного договора, социального атомизма и методологическом индивидуализме (см. Договор общественный [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ], Атомизм социальный). В этой модели власть рассматривается через призму намерений и страстей. Вся общественная жизнь по существу сводится в ней к притязаниям и отношениям индивидов. Любой коллектив представляется лишь в качестве совокупности отдельных воль. Впервые эта модель властных отношений сформулирована в трудах классиков английской политической мысли – Т.Гоббса, Дж.Локка. Д.Юм показал, что понятие «власть» близко понятию «причина», но в отличие от причины власть связана и с результатом.

Современный политолог Р.Даль рассматривает власть как способность заставить других делать нечто, что при отсутствии давления они делать бы не стали, т.е. как способность приводить вещи в движение, изменять ход событий. Властное отношение, в его представлении, состоит из двух основных элементов – стимула и реакции. По аналогии с ньютоновской механикой предполагается, что все тела находятся в состоянии относительного покоя до тех пор, пока на них не воздействует некая внешняя сила. Именно такой силой и является власть. По существу концепция Даля носит каузальный характер.

К этой же модели власти относится теория «рационального выбора» (см. Рационального выбора теория [РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ТЕОРИЯ]), которая постулирует существование скрытых причин и структур. Общественная жизнь состоит из цепи последовательных взаимодействий между индивидами и группами, в которых особая роль отводится мотивации, стимулам участников властных отношений.

Многие критики волюнтаристской модели власти обращали внимание на то, что она не дает теоретического объяснения, как и почему отдельные индивиды оказываются в состоянии осуществлять власть именно так, как они это делают. Кроме того, эта модель вообще не принимает во внимание идеологические и культурно-исторические предпосылки, предопределяющие предпочтения и цели человеческой деятельности.

Герменевтическая, или коммуникативная, модель связана с феноменологией [ФЕНОМЕНОЛОГИЯгерменевтикой [ГЕРМЕНЕВТИКА]. Ее сторонники полагают, что власть конституируется благодаря разделяемым членами данной социальной общности смыслам. Убеждения являются центральным ингредиентом властных отношений и соображения рациональности обязательно участвуют в общественной жизни. Интерес герменевтики направлен прежде всего на символические и нормативные конструкты, которые и формируют практическую рациональность данных социальных агентов. Такой подход включает также веру в то, что люди по природе своей существа лингвистические и язык во многом предопределяет характер общества, и формы существующей власти в том числе. Напр., Арендт Ханна [АРЕНДТ]в работе «О насилии» проводит мысль, что власть означает способность человека действовать, но действовать совместно. Власть, по ее мнению, никогда не является собственностью индивида, а принадлежит группе и существует только до тех пор, пока группа сохраняет свое единство. Люди – уникально коммуникативные существа, и именно благодаря их способности разделять с другими мысли и отношения поддерживается их способность властвовать и подчиняться.

Для сторонников этой модели власть входит в систему ценностей, которые конституируют идентичность [ИДЕНТИЧНОСТЬ], равно как и возможности деятельности социальных агентов.

«Материальные» аспекты властных отношений остались по существу вне их интереса.

Структуралистская модель власти связана с именами К.Маркса [МАРКСЭ.Дюркгейма [ДЮРКГЕЙМ]. В ней отвергается методологический индивидуализм, не принимается и чисто нормативный подход. Власть в соответствии с этой моделью обладает структурной объективностью, не признаваемой ни в волюнтаристской, ни в герменевтической модели. Структура власти делает возможным человеческое поведение и одновременно ограничивает его. Она может иметь нормативный характер, но она не сводится только к взглядам и убеждениям людей.

Структурный подход определяет власть как способность действовать. Социальные агенты обладают властью в силу устойчивости отношений, в которых они участвуют. Она обладает некоей «материальностью», поскольку следует определенным структурным правилам, имеет собственные ресурсы и отношения. В этом и заключается дуальный характер структур: социальные структуры не существуют независимо от деятельности и представлений людей о ней и вместе с тем они выступают в роли материальных условий деятельности. Это свойство структур возникает не просто из отношений, напр., между капиталистом и рабочими, не сводится к взглядам капиталиста на рабочих, а присуще капитализму в целом. На него опираются участники взаимодействий, реализуя определенные цели, в том числе и властного характера.

Постмодернистская модель власти имеет множество вариантов, начиная от М.Фуко [ФУКО]и кончая современным феминизмом [ФЕМИНИЗМ]. Отвергая индивидуализм и волюнтаризм, теоретики-постмодернисты считают, что язык и символы являются центральными элементами власти. С их точки зрения, научный дискурс [ДИСКУРС]не обладает достаточной познавательной достоверностью. Так, Фуко видит необходимость в том, чтобы «подтолкнуть восстание порабощенного знания», которое затемнено, если не дисквалифицировано, знанием общепризнанным. В генеалогическом анализе власти он исходит из того, что власть концентрируется не только в политической сфере. Властные отношения встречаются повсюду: в личных отношениях, в семье, в университете, в офисе, в больнице, в культуре в целом. Асимметрия влияний, заключающаяся в том, что А сильнее влияет на Б, чем Б на А, говорит о том, что власть – это универсальное общественное отношение. Поэтому задача политика – срывать маску с власти, в особенности в тех областях жизни, где отношения господства и подчинения не бросаются в глаза. Власть, по Фуко, – это образование определенных структур или дискурсов, имеющих как позитивное, так и негативное измерение. Социальные агенты создаются благодаря тем властным отношениям, в которых они участвуют, и какое бы «сопротивление» этому ни оказывала власть, социальные агенты всегда ограничиваются теми структурами, в которых они появились.

Постмодернистские теоретики делают акцент на локальном анализе «микро-власти». Любая глобальность или тотальность в подходе к исследованию социальной власти всегда предполагает тоталитарный дискурс. Кроме того, именно локальное знание является антиэпистемологическим. Опираясь на идеи Ф.Ницше [НИЦШЕ], Фуко пытается онтологизировать господство в той или иной форме. Право должно рассматриваться не с точки зрения легитимности его установления, а с точки зрения порабощения, которое оно провоцирует.

Ни одна из существующих моделей власти не дает о ней целостного представления. Это и делает исследование власти крайне сложным и противоречивым.

Литература:

1. Рассел Б. Власть. В кн.: Антология мировой политической мысли, в 5 т., т. 2. М., 1997;

2. Халипов В. Власть. Основы кратологии. М., 1995;

3. Технология власти (Философско-политический анализ). М., 1995;

4. Иванов В.Н., Матвиенко В.Я. и др. Технологии политической власти. Зарубежный опыт. Киев, 1994.

Т.А.Алексеева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. власть — -и, ж. 1. Право управления государством, политическое господство. Советская власть. Прийти к власти. □ Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян... Малый академический словарь
  2. ВЛАСТЬ — ВЛАСТЬ — англ. power; нем. Macht. Способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей независимо от их согласия или несогласия (М. Вебер). см. ВЛИЯНИЕ. Социологический словарь
  3. Власть — Авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Большая советская энциклопедия
  4. власть — орф. власть, -и, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
  5. власть — Превышение власти (право) — превышение данных полномочий. ► Ваши действия — явное превышение власти. Власть предержащая — высшая правительственная власть. Во власти чьей, с инф. "- кто-н. вполне может сделать что-н. ► В его власти отказаться. Фразеологический словарь Волковой
  6. власть — • абсолютная ~ • безграничная ~ • безмерная ~ • безраздельная ~ • беспредельная ~ • большая ~ • великая ~ • колоссальная ~ • настоящая ~ • неограниченная ~ • непререкаемая ~ • огромная ~ • полная ~ • страшная ~ Словарь русской идиоматики
  7. Власть — Под «властями» в Библии подразумеваются люди и учреждения, осуществлявшие управление страной (Лк 12:11; Рим 13:1-3; 1Тим 2:2; Тит 3:1). Свящ. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. Власть — Особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах дихотомии "господин — раб" восходит к Платону и Аристотелю. Педагогический терминологический словарь
  9. ВЛАСТЬ — Возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территориями. Осуществляется посредством авторитета, слова, акта, действия, в том числе принуждения (см. также: Государственная власть. Законодательная власть. Словарь по конституционному праву
  10. власть — Владычество, господство, держава, сила; могущество, полномочие, право (полное); престол, царство Бразды правления «Конечно, царь, сильна твоя держава» Пушкин Все дело в его руке Власти, правительство, начальство, администрация, правление... Словарь синонимов Абрамова
  11. власть — Духовная сила (Лук.4:36). В мирском понимании — это подчинение и подавление, основанное на страхе. Первое — это Божественный дар (Иоан.1:12 ; Иоан. Библейский словарь Вихлянцева
  12. власть — Власть/. Морфемно-орфографический словарь
  13. власть — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? власти, чем? власти, (вижу) что? власть, чем? властью, о чём? о власти; мн. что? власти, (нет) чего? властей, чему? властям, (вижу) что? власти, чем? властями, о чём? о властях управление... Толковый словарь Дмитриева
  14. власть — Заимств. из ст.-сл. яз. Образовано, подобно страсть, с помощью суф. -tь от *voldti (> власти «господствовать, владеть»): dt > tt > ст. Этимологический словарь Шанского
  15. власть — Абсолютная, авторитетная, безграничная, безмерная, безраздельная, беспредельная, божественная (устар.), большая, волшебная, всепокоряющая, всесильная, высшая, грозная, громадная, губительная, державная, дивная, единоличная, железная, жестокая... Словарь эпитетов русского языка
  16. власть — • Благодатная (Вейнберг). • Всепокоряющая (Фруг). • Могучая (Боголюбова, К.Р.). • Неотразимая (Надсон). Словарь литературных эпитетов
  17. власть — ВЛАСТЬ -и; ж. 1. только ед. Право и возможность распоряжаться, повелевать, подчинять своей воле. Родительская в. Упиваться властью. Превышение власти (превышение своих полномочий). Это не в моей власти (от меня не зависит). Терять... Толковый словарь Кузнецова
  18. власть — ВЛАСТЬ ж. право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; || начальство, начальник или начальники. Всякому дана власть над своим добром. Толковый словарь Даля
  19. власть — ВЛАСТЬ, и, мн. и, ей, ж. 1. Право и возможность распоряжаться кем-чем-н., подчинять своей воле. Родительская в. Превышение власти. Под чьейн. властью быть, находиться. В. употребить (заставить подчиниться себе как имеющему власть). Терять... Толковый словарь Ожегова
  20. власть — ВЛАСТЬ, власти, мн. власти, властей, ·жен. 1. только ед. Право и возможность подчинять кого-что-нибудь своей воле, распоряжаться действиями кого-нибудь. Государственная власть. Родительская власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Толковый словарь Ушакова
  21. власть — власть I ж. 1. Право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведением кого-либо. 2. Могущественное влияние, неодолимая сила чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  22. ВЛАСТЬ — ВЛАСТЬ — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др. Большой энциклопедический словарь
  23. Власть — ☼ возможность навязать свою волю другому участнику социальных отношений, даже если при этом понадобится подавить его нежелание подчиниться. В пер. пол. 20 в. Словарь по культурологии
  24. власть — Вла́ствовать, заимств. из цслав. вместо во́лость (см.). Этимологический словарь Макса Фасмера
  25. ВЛАСТЬ — ВЛАСТЬ — в классических философских концепциях — особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии «господин — раб» восходит к Платону и Аристотелю. Новейший философский словарь