ВАРШАГАНЬЯ

ВАРШАГАНЬЯ (санскр. Vārṣagaṇya, букв. «Свита Дождя») – философ предклассической санкхьи [САНКХЬЯ], живший в 3–4 вв., глава одной или нескольких школ, с которым связаны попытки унификации многих существенно важных доктрин учения. Фрагменты работ Варшаганьи сохранились преимущественно в «Юктидипике», а также в других сочинениях санкхьи, йоги и у буддистов. Различал два уровня бытия трех гун [ГУН]:феноменальный и ноуменальный, считая, что «высшая форма гун не входит в сферу видимого». Разрабатывал учение о предсуществовании следствия в причине (см. Саткарья-вада [САТКАРЬЯ-ВАДА]). Полемизировал с атомизмом вайшешиков. Создал аккумулятивную концепцию танматр [ТАНМАТРЫ]:в танматре звука содержится только «чистый звук», но в танматре формы – уже «чистый звук» плюс «чистая форма», в танматре осязаемости – «чистый звук» плюс «чистая форма» плюс «чистая осязаемость» и т.д. Варшаганье приписывается и схема «пятичленного незнания», включающая, кроме заблуждения, «яй-ность», «желание», «отвращение» и привязанность к жизни, т.е. клеши [КЛЕШИ]классической йоги.

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me