БИН ЦЗЯ

БИН ЦЗЯ (школа военной философии) – древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как выражении общекосмических законов и одной из основ социальной регуляции. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства [КОНФУЦИАНСТВО], легизма [ЛЕГИЗМ], даосизма [ДАОСИЗМ], иньян цзя и мо цзя [МО ЦЗЯ]. Впервые упоминается в «Хань шу» (1 в.; раздел «И вэнь чжи»), где, однако, не включена в число 10 главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, объединявшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу), расположения войск на местности (син ши), временных и психологических условий войны (инь ян), боевых приемов (цзи цзяо).

Согласно «И вэнь чжи», бин цзя начала формироваться около 6–5 вв. до н.э. в среде военачальников. Идеологической основой служат конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в «Хун фане» (см. «Шу цзин»), «Лунь юе», «Си цы чжуани» (см. «Чжоу и»): военные действия – последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления «гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (и), «благопристойности» (ли) и уступчивости (жан).

Наиболее важные сочинения бин цзя – «Сунь-цзы» Сунь У (6–5 вв. до н.э.) и «У-цзы» У Ци (4 в. до н.э.). В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя, считавшийся утраченным к середине 1-го тысячелетия, – «Сунь Бинь бин фа» («Военные законы Сунь Биня»).

В конце 11 в. «Сунь-цзы» и «У-цзы» были объединены в «Семикнижии военного канона» («У цзин ци шу»; в рус. пер. – «У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая». СПб., 1998), куда также вошли «Лю тао» («Шесть планов»), «Сыма фа» («Правила Сыма»), «Сань люэ» («Три стратегии»), «Вэй Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй» («Диалоги Ли Вэй-гуна»). Традиционная версия приписывает авторство «Лю тао» чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 12 в. до н.э.), «Сыма фа» – Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 – нач. 5 в. до н.э.), «Вэй Ляо-цзы» – Вэй Ляо (4 в. до н.э.), «Сань люэ» – Хуан Ши-гуну (3 в. до н.э.); «Ли Вэй-гун вэнь дуй» считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627–49) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически «Лю тао» составлен около 3–4 вв. н.э., «Сань люэ» в кон. 6 – нач. 7 в., а утраченный текст «Ли Вэй-гун вэнь дуй» восстановлен не ранее 9 в. н.э. Иерархию этих трактатов в китайской культурной традиции отражает их последовательность в «У цзин» под редакцией Чжу Фу (11 в.): «Сунь-цзы», «У-цзы», «Сыма фа», «Вэй Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй», «Сань люэ», «Лю тао». Идеи «У цзин» легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.

Мировоззрение бин цзя основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции «пяти элементов» (у син [У СИН]). Этот общий ход вещей есть путь «обращения к корню и возвращения к началу», т.е. дао [ДАО]. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены «культура» (вэнь) и оппозиционная ей «воинственность» (у), «воспитание» (цзяо) и «управление» (чжэн); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские «добродетели» (дэ) – «гуманность», «должную справедливость», «благопристойность», «благонадежность» (синь), а в других – на противоположные им легистские принципы: «законность» (фа), «наказуемость» (син), «полезность/выгодность» (ли), «хитрость» (гуй). Военная сфера – важная область государственных дел, а главное в военном искусстве – это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее «полезности/выгодности». В подобной диалектике сведущи «властители судеб (мин) народа» – талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом, Землей и впереди закона, а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.

Литература:

1. Сунь-цзы, пер. Е.И.Сидоренко. М., 1955;

2. У-цзы, пер. Е.И.Сидоренко. М., 1957;

3. Караев Г.Н. Военное искусство древнего Китая. М., 1963;

4. Конрад Н.И. Избр. труды. Синология. М., 1977, с. 7–384;

5. Цзэн Гунлян (сост.). У цзин цзунъяо цяньцзи (Основные версии «Семикнижия военного канона»), т. 1–8. Шанхай, 1959;

6. Сунь-цзы синь тань: чжун вай сюэчжэ лунь Сунь-цзы (Новые исследования о «Сунь-цзы»; китайские и зарубежные ученые о «Сунь-цзы»). Пекин, 1990;

7. Lewis M.Ε. Sanctioned Violence in Early China. N. Y., 1990.

А.И.Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me