АС̣Л

’АС̣Л (араб, основа) – термин, употребляемый в фикхе [ФИК̣Х], классической арабо-мусульманской филологии и философии. Наряду с конкретными значениями в каждой из этих наук понятие ’ас̣л приобретает метатеоретический статус, когда служит для упорядочения терминологии и обобщенного описания рациональных процедур получения знания. ’Ас̣л, как правило, соотносится с понятием фар’ (ветвь), хотя может функционировать без него. Наиболее общими значениями термина ’ас̣л является безусловная несомненность, предшествование своей «ветви» (временное или логическое) и приоритет перед ней. ’Ас̣л не обязательно служит генетической основой для «ветви», а отношение «основа–ветвь» не обязательно совпадает с отношением «общее–частное» (‘āмм–х̠āс̣с̣) или «общее–единичное» (куллийй–джуз’ийй). Соотношение ’ас̣л–фар’ является одним из основополагающих для классического арабского мышления. Оно близко к отношениям з̣āхир–бāт̣ин и лафз̣–ма‘нан (см. Явное [ЯВНОЕ], Смысл [СМЫСЛ]), хотя и не совпадает с ними.

В фикхе выделяется несколько значений понятия ’ас̣л. «Основами фикха» (’ус̣ӯл ал-фик̣х) называется наука, устанавливающая классификацию источников права и исследующая процедуры доказательства. В плане характеристики источников права «основами фикха» именуются Коран [КОРАН] и сунна [СУННА], содержащие «незыблемые нормы» (нас̣с̣, букв. – текст), которые не должны подвергаться сомнению или перетолковываться с потерей их смысла. На основе таких норм могут выводиться новые нормы, касающиеся случаев, не зафиксированных в Коране и сунне. Для этого служит к̣ийāс (соизмерение), в котором стремятся установить отношение исследуемого казуса к зафиксированному в источниках-’ас̣л как отношение «ветви» к «основе» (см. Доказательство). Третье значение термина «основа фикха» – общее правило (’ас̣л куллийй, к̣ā‘ида куллиййа) в отношении выводимых из него норм. Такой вывод называется «ветвление» (тафрӣ‘) или «вывод ветвей из основ» (тах̠рӣдж ал-фурӯ‘ ‘алā ал-’ус̣ӯл). Исследование и установление его правил составляет специальную дисциплину, развитую в позднем средневековье (Джалāл ад-Дӣн ал-’Иснавй, ум. 1370/71, и др.). Как общие принципы «основы фикха» были сформулированы достаточно поздно как обобщение конкретных постановлений факихов. Поэтому «основы фикха» как общие правила не являются абсолютными принципами права, допуская многочисленные исключения, кроме того, отдельные правила не связаны между собой какими-либо общими принципами. Формулировка «основ фикха» не привела к кодификации мусульманского права, хотя в качестве попытки в этом направлении можно рассматривать «Свод юридических норм» («Маджаллат ал-ах̠кāм ал-‘адлиййа»), опубликованный в кон. 19 в. в Стамбуле и включивший 99 «общих правил».

В качестве специального термина в собственно фикхе ‘ас̣л может означать: состояние, предшествующее рассматриваемому моменту (напр., состояние ритуальной чистоты т̣ахāра) и считающееся сохранившимся несмотря на сомнение в этом согласно принципу «сомнение не уничтожает уверенность»; родителей или предков человека; наследников, полностью получающих обязательную долю наследства, в отличие от второстепенных, чья доля может варьироваться; оригинал вещи в отношении ее эквивалента (бадал); автора хадиса в отношении его передатчика; основные фонды (дома, деревья) в отношении к получаемому с них доходу; человека, взявшего в долг, в отношении к гаранту его долгового обязательства. Кроме того, ханафиты под «основой вещи» понимают характеристики, существенные для установления ее существования или несуществования. В таком случае «основа» соотносится не с «ветвью», а с «атрибутами» (вас̣ф). Различение «основы» и «атрибутов» вещи дает основание для различения понятий «недействительное» (бāт̣ил) и «испорченное» (фāсид): первое характеризует вещь как «несостоявшуюся» (г̣айр мун‘ак̣ид), а второе – как состоявшуюся, но имеющую изъян (х̠алал).

В филологии ’ас̣л имеет несколько значений. Под ’ас̣л понимается корень слова, т.е., как правило, три х̣арфа (согласных с сопровождающими их гласными или без них), которые при присоединении к ним морфем образуют слово. ’Ас̣л в морфологическом или синтаксическом анализе означает логически исходную, полную форму слова или фразы, за счет трансформации которой получается реально функционирующая в языке, называемая «ветвью». Такая трансформация подчинена строгим правилам, что позволяет описать морфологию и синтаксис, практически не прибегая к понятию «исключение». Классическая арабская филология предпочитает упорядочивать лексический и синтаксический материал с помощью отношения «основа–ветвь». Восстановление формы-’ас̣л по реально действующей в языке форме-«ветви» называется так̣дӣр, а сама такая форма-’ас̣л-мук̣аддар («восстанавливаемая»). Отношение восстановление (так̣дӣр) логически противоположно ветвлению (тафрӣ‘). В дальнейшем термин ’ас̣л начал употребляться в филологии аналогично своему значению в фикхе – «общий принцип», «общее правило». В этом направлении разрабатывались ’ус̣ӯл ан-нах̣в (основы грамматики).

В философии ’ас̣л употребляется в соответствии с общим значением предшествования и приоритета, а также для обозначения общего правила или принципа. Первопричина может именоваться сабаб ’ас̣л (изначальная причина). «Основами» являются четыре первоэлемента в противопоставлении к их смешению (мизāдж). Душа является основой-’ас̣л в отношении ветвей – телесных сил, «страсть» (шахва) составляет основу для своей ветви – гнева (г̣ад̣аб). Универсалия, напр., человечность, может именоваться «первоосновной природой» (табӣ‘а ’ас̣лиййа) и противопоставляться «особи» (шахс̣). Тезисы философского учения могут также именоваться ’ас̣л в отношении к разворачивающим их «ветвям» (Ибн Сӣнā). Наряду с этим ’ас̣л продолжает пониматься как негенетическая основа: пророк является основой-’ас̣л для своих последователей, изначально данный людям Закон представляет собой основу-’ас̣л в отношении сменявших его (ал-Кирмāнӣ). Ас-Сухравардӣ наряду с термином ’ас̣л использует синонимичный ему синх (корень). Ибн ‘Арабӣ называет «основой» существования мира его движение из небытия в бытие. В соответствии с концепцией неразделимой двойственности Бога-Истины и Творения, предполагающей возможность их взаимного перехода, в качестве ’ас̣л может пониматься как Бог, так и Творение в зависимости от того, с какой стороны бытия, вечностной или временной, начинается рассмотрение их взаимоотношения.

А.В.Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me