АРИАНСТВО

АРИАНСТВО – еретическое течение периода тринитарных споров, восходящее к учению александрийского пресвитера Ария (нач. 4 в.). Арий принадлежал к антиохийской школе в богословии (Лукиан Антиохийский); в его системе содержатся также элементы христианского неоплатонизма. Основные положения этой доктрины выражены в поэтической форме в его сочинении «Пир» (θάλεια) (сохранились фрагменты). Арий исходил из представления о Боге как нерожденном, вечном, безначальном, самодостаточном единстве, имеющем в себе собственный (неипостасный) Логос, который не тождествен Сыну. Отсюда Сын, для Ария, не совечен Отцу («было время, когда Его [Сына] не было» – Деян. I Всел., с. 44), не рождается из сущности Бога, а потому является конечным произведением его воли, творением (κτίσμα, ποίημα). Сын происходит из несущего (ἐξ ου῾κ ο῎ντων), имеет иную, менее совершенную сущность, чем Отец (субординационизм), лишен прямого знания Отца, хотя и выше остальных созданий мира («совершенное творение»). Противник Ария Афанасий Александрийский [АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ]обличал его за многобожие, отрицание Троицы [ТРОИЦА]и искупительной жертвы Сына («полубога»). Арий имел много сторонников в Александрии, в том числе из влиятельных приближенных к императору Константину – Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского. После публичного диспута, когда неправославность взглядов Ария стала явной, епископ Александрии Александр отлучил его от церкви. Но пропаганда арианства разрасталась: оно распространилось в Палестине, Никомидии, Вифинии. Собравшийся в Никее I Вселенский собор (325) низложил Ария и осудил его учение. Собор утвердил Символ веры, введя понятие «единосущие»(ὁμοούσιος). Однако уже в 336 ариане были вновь приняты в церковное общение. Антиникейская реакция достигла своего пика во время единоличного правления Констанция (350–361), когда из ариан выделилась партия аномеев, лидеры которой – Аэций и Евномий – утверждали совершенное иносущие Сына (ἑτεροούσιον) по отношению к Богу. С 361 шла постепенная консолидация позиций антиариан, возглавленная каппадокийцами [КАППАДОКИЙЦЫ], что в конечном счете привело к запрещению арианства в 381 на II Вселенском соборе. До 6 в. арианство сохранялось на Востоке, до 6–7 вв. – на Западе, среди готов (крещены арианским епископом Ульфиллой в сер. 4 в.), вандалов, бургундов, лангобардов. Элементы арианства вошли в некоторые средневековые и современные ереси (напр., унитарии, свидетели Иеговы).

Литература:

1. Самуилов В.История арианства на латинском Западе (353 – 430 г.). СПб., 1890;

2. Поснов М.Э.История Христианской Церкви (до разделения церквей – 1054 г.). Брюссель, 1964, с. 330–360;

3. Болотов В.В.Лекции по истории Древней Церкви, т. IV. М., 1994, с. 1–122;

4. Собор Никейский, Вселенский первый. – В кн.: Деяния Вселенских соборов, т. 1. СПб., 1996.

А.В.Михайловский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Арианство — Течение в христианстве в 4—6 вв. Возникло в Поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя — александрийского священника Ария (греч. Áreios, ум. в 336). Большая советская энциклопедия
  2. арианство — орф. арианство, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. АРИАНСТВО — Течение в христианстве в 4-6 вв., назв. по имени александрийского священника Ария ('Areios; ум. 336). А. зародилось в Александрии (впервые осн. положения были сформулированы Арием в 318) в обстановке острой социальной борьбы. Советская историческая энциклопедия
  4. Арианство — Еретическое движение, утверждающее, что Христос как творение Бога-отца – существо, ниже его стоящее. ............ ☼ Арианство, течение в христианстве в IV-VI вв., обозначаемое по имени александрийского священника Ария (греч. "Ареюс;, ок. Словарь по культурологии
  5. Арианство — Раннехристианская ересь, возникшая в начале IV века и названная по имени основателя — александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую традицию субординационизма. Краткий религиозный словарь
  6. АРИАНСТВО — АРИАНСТВО — течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель — священник Арий (ум. в 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа); по учению Ария... Большой энциклопедический словарь