Дополнение

Франц. COMPLEMENT. Термин Ж. Дерриды, в котором ощутимо несомненное влияние «принципа дополнительности» Н. Бора. Деррида прямо называет дополнение «другим наименованием различения» (Derrida:1967a. с. 215) и пишет: «Концепция дополнения... совмещает в себе два значения, чье сожительство столь же странно, как и необходимо. как таковое прибавляет себя к чему-то, т. е. является излишком, полнотой, обогащающей другую полноту, высшей степенью наличия... Но при этом дополнение еще и замещает. Оно прибавляется только для того, чтобы произвести замену. Оно внедряется или проникает в-чье-то-место; если оно что-то и наполняет, то это происходит как бы в пустоте. Если оно что-то и репрезентирует, порождая его образ, то только в результате предшествующего ему изъяна в наличии. Являясь компенсирующим и замещающим элементом, дополнение представляет собой заменитель, подчиненную инстанцию, которая занимает место. В качестве субститута оно не просто добавляется к позитивности наличия, оно не дает никакого облегчения, его место обозначено в структуре признаком пустоты. Это второе значение дополнения не может быть отделено от первого... Каждое из двух значений самостирается или становится весьма неясным в пространстве другого. Но их общая функция в этом и проявляется: добавляется ли оно или замещает, но добавление является внешним, находится вне той позитивности, на которую оно накладывается, оказывается чуждым тому, что — для того, чтобы быть замещенным дополнением, — должно быть чем-то иным по сравнению с дополнением» (Derrida:1972a, с. 144-145). Иными словами, дополнение необходимо для того, чтобы покрыть какой-либо недостаток, но тем самым оно и обнаруживает существование того «вечного недостатка», который предположительно всегда существует в любом явлении, предмете, поскольку никогда не исключает возможность их чем-то дополнить. Из этого делается вывод, что сама структура дополнения такова, что предполагает возможность в свою очередь быть дополненной, т. е. неизбежно порождает перспективу бесконечного появления все новых дополнений к уже имеющемуся. С точки зрения Дерриды, все здание западной метафизики основано на этой возможности компенсации «изначальной нонпрезентности», и введение понятия «дополнения» (или «дополнительности») как раз и направлено на «демистификацию», на «разоблачение» самого представления о «полном», «исчерпывающем наличии». В качестве одного из многочисленных примеров, приводимых Дерридой, сошлемся на один. Французский ученый анализирует рассуждения Руссо об изначальной неиспорченности природы по сравнению с культурой и о «естественном» превосходстве первой над второй. Каллер в связи с этим отмечает: «Руссо, например, рассматривает образование как дополнение к природе. Природа в принципе совершенна, обладает естественной полнотой, для которой образование представляет собой внешнее дополнение. Но описание этого дополнения обнаруживает в природе врожденный недостаток; природа должна быть завершена — дополнена — образованием, чтобы в действительности стать собой: правильное образование необходимо для человеческой природы, если она должна проявиться в своей истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотя и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которая существует с самого начала, в то же время обнаруживает внутри нее врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование, добавочный излишек, также становится существенным условием того, что оно дополняет» (Сиller:1983, с. 104). Исходя из этой перспективы таким образом понятого «дополнения», можно сказать, что поскольку невозможно себе представить вне культуры то, что является ее первоочередным и главным порождением, — человека, то тогда и невозможно представить человека в одной своей природной изначальности — без его «дополнения» культурой. В качестве доказательства реального действия этого «механизма дополнительности» Деррида приводит высказывание Руссо в «Исповеди», где, жалуясь на свою «неловкость» в обществе, он утверждает, что, находясь в нем, он оказывается не только в просто невыгодном для себя положении, но и даже совершенно иным, другим человеком, чем он есть на самом деле. Поэтому он сознательно сторонится, избегает общества и прибегает к помощи «письма», т. е. письменной, а не устной формы самовыражения. Ему приходится это делать, чтобы объяснить обществу, другим людям, свои мысли, а в конечном счете и самого себя: «ибо если бы я там находился, то люди никогда бы не узнали, чего я стою» (Derrida:1967a. с. 208). Деррида обращается к анализу «Исповеди» Руссо, чтобы на ее примере доказать неизбежность логики дополнительности, посредством которой реальные события и исторически реальные люди превращаются в фиктивные персонажи («фигуры») письма, а сложные, экзальтированные отношения Руссо-протагониста собственного произведения с мадам Варанc, его возлюбленной «Маман», рассматриваются ученым как характерный образец дополнения-замещения (здесь и «Маман» как субститут матери Руссо, и сексуальные фетиши, «замещающие» для Руссо мадам де Варане в ее отсутствии): «Через этот ряд последовательных дополнений проявляется закон: закон бесконечно взаимосвязанных рядов, неизбежно умножающий количество дополняющих опосредований, которые и порождают это ощущение той самой вещи, чье появление они все время задерживают: впечатление от самой этой вещи, ее непосредственность оказывается результатом вторичного восприятия. Все начинается с посредника» (Derrida:1967a, с. 226). Как пишет в связи с этим Лейч, «самый тревожащий момент дополнения — это отсутствие у него какой-либо субстанции или сущности: его нельзя потрогать, пробовать на вкус, услышать, почувствовать запах, увидеть или интуитивно ощутить; его нельзя даже помыслить — в пределах (в рамках) логоцентрической систематики. В этом отношении оно обнаруживает родство с такими понятиями как след, различение и письмо. Это тоже неразрешимое» (Leitch:1983, с. 174). Также смысловая неразрешимость.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. дополнение — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. дополнить—дополнять. Дополнение статьи новыми материалами. 2. То, что дополняет, служит добавлением к чему-л. Дополнение к инструкции. □ Приступили к утверждению резолюций конгресса. Малый академический словарь
  2. Дополнение — Операция, к-рая ставит в соответствие подмножеству Мданного множества Xдругое подмножество так, что если известны Ми N, то тем или иным способом может быть восстановлено множество X. Математическая энциклопедия
  3. дополнение — До/полн/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  4. Дополнение — Второстепенный член предложения, которым выражается объект действия, поясняется сказуемое, а также и др. члены предложения («я читаю книгу», «я начертил план карандашом»). Д. бывают приглагольные («люблю молоко», «люблю читать») и приименные («полный надежд», «стакан воды»). Большая советская энциклопедия
  5. дополнение — орф. дополнение, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. дополнение — (синтакс.) Присловный второстепенный член предложения с предметно-объектной семантикой, который представлен косвенно-падежными и предложно-падежными формами существительного. Оно поясняет семантику господствующего слова — глагола или отглагольного имени. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. дополнение — • существенное ~ Словарь русской идиоматики
  8. дополнение — Второстепенный член предложешгя, поясняющий слово со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект в каком-либо отношении к действию или проявлению признака. Выполнять задание, защитник свободы, полный надежды. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  9. Дополнение — ДОПОЛНЕНИЕ. Грамматический термин, обозначающий существительное в косвенном падеже, как часть предложения. В некоторых традиционных грамматиках термин... Словарь литературных терминов
  10. дополнение — см. >> добавление, прибавление см. также -> в дополнение Словарь синонимов Абрамова
  11. дополнение — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? дополнения, чему? дополнению, (вижу) что? дополнение, чем? дополнением, о чём? о дополнении; мн. что? дополнения, (нет) чего? дополнений, чему? дополнениям, (вижу) что? дополнения, чем? дополнениями, о чём?... Толковый словарь Дмитриева
  12. дополнение — ДОПОЛНЕНИЕ -я; ср. 1. к Дополнить и Дополниться. 2. То, что дополняет, служит добавлением к чему-л. Д. к инструкции. Красивый шарф — хорошее д. к пальто. Депутаты внесли дополнения и поправки к резолюции. В д. (дополнительно, сверх чего-л.). Толковый словарь Кузнецова
  13. дополнение — ДОПОЛНЕНИЕ, я, ср. 1. см. дополнить. 2. То, чем что-н. дополнено, прибавление. Д. к резолюции. В д. (сверх, помимо чего-н. другого). Дополнения к одежде (галстуки, пояса, шарфы, сумки, украшения). Толковый словарь Ожегова
  14. дополнение — ДОПОЛН’ЕНИЕ, дополнения, ср. (·книж. ). 1. Действие по гл. дополнять — дополнить. Он занимался дополнением и исправлением старых статей для сборника. | Часть, присоединенная для разъяснения или исправления прежде написанного. Толковый словарь Ушакова
  15. дополнение — дополнение I ср. 1. Процесс действия по гл. дополнять, дополнить 2. Результат такого действия; то, что дополняет что-либо, служит дополнением к чему-либо. II ср. Толковый словарь Ефремовой
  16. ДОПОЛНЕНИЕ — ДОПОЛНЕНИЕ — второстепенный член предложения, выражающий отношение одного предмета мысли к другому, названному глаголом (приглагольное дополнение) или именем (приименное дополнение). В функции дополнения преимущественно выступает косвенный падеж имени (с предлогом или без предлога). Большой энциклопедический словарь