ПЯТНИЦА

Персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской традиции, продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши. Позднее культ П., соединяющийся с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных и святой Петки у южных славян, сохраняет некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян П. — персонифицированное представление нечетного дня недели, следующего за четным днем, четвергом, посвященным различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг — Пятница, воспроизводящей более древнюю Перун — Мокошь, особенно ясна взаимная связь противопоставлений чет — нечет и мужской — женский. П. иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля — дня, посвященного П.), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день П. запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. По украинским поверьям, П. ходит исколотая иглами и изверченная веретенами (до 19 в. на Украине сохранялся обычай «водить П.» — женщину с распущенными волосами), потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященные ей дни (по другому поверью — прядут не лен, а волосы Недели, отождествляемой или соединяемой с П.). Согласно «Стоглаву» и другим древнерусским текстам, в день П. женщины не пряли и не стирали («мыли») платья, а мужчины не пахали, чтобы не запылить П. и не засорить ей глаз. В случае нарушения запретов П. может покарать болезнями глаз и другими бедами. В болгарской песне с жалобами на нарушающих запреты, связанные с П., обращаются к Илье-громовнику дева Мария и Мария Магдалина. Соединение женского мифического персонажа с водой и пряжей отражено в общеславянском мотиве: в восточнославянском варианте баба-яга задает героине работу — прясть, а та убегает от нее, причем путь погоне преграждает река; в южнославянском варианте Параська (ср. Параскева-П.), взятая в плен турками, осталась непреклонной и бежала из гарема, охраняемая ангелом; спасаясь от погони, она превратилась в чистую криницу. У восточных славян деревянные скульптуры П. ставились на колодцах, ей приносили жертвы, бросая в колодец ткани, льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть (название обряда — мокрида — непосредственно связано с основой *mok-гъ, от которого образовано имя Мокоши, соединяющее мотивы пряжи и влаги-воды). Сохранились ранние свидетельства почитания восточными славянами двенадцати П., которые в своей негативной функции могут быть соотнесены с двенадцатью лихорадками (в частности, есть поверье, что от лихорадки избавляется тот, кто постится в шестую П.); как двенадцать сестер выступают и полуночницы, сходные по функции с Мокошью и П. И у восточных, и у южных славян П. (святая Петка) связывается с мышами. В украинских сказках святая П. вместе с Понедельником и Средой выступает в качестве трех персонажей, по функции сходных с тремя Ягишнами, несущими службу на подступах к городу. В духовных стихах П. описывается как женщина со свечой, дающая заповедь поститься в свой день. На старых севернорусских иконах (в частности, на новгородской иконе второй половины 13 в., предназначенной для женского монастыря) П. может изображаться на обороте образа богоматери. Типологически славянские параллели о П. имеют общие черты с таджикской Биби-Сешанби («госпожа вторник»), а также с мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы типа греческих мойр, исландских норн, хеттских ткачих. Лит.: Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, т. 1-3, М., 1865- 1869; Иванов В. В., Мотивы восточнославянского язычества и их трансформация в русских иконах, в кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв., М., 1976; Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974; Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М., 1975; Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий, «Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете», 1865, июль — сентябрь, кн. 3.

В. И., В. Т.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. пятница — орф. пятница, -ы, тв. -ей; но: Пятница, -ы, м. (лит. персонаж), Параскева Орфографический словарь Лопатина
  2. пятница — -ы, ж. Пятый (после воскресенья) день недели. ◊ @ семь пятниц на неделе {у кого} о том, кто часто меняет свои решения. @ Малый академический словарь
  3. пятница — Пя́т/ниц/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. пятница — Семь пятниц на неделе у кого — поговорка о том, кто часто меняет свои решения. ► У него семь пятниц на неделе. Фразеологический словарь Волковой
  5. Пятница — (греч-пярвисевэ), день, предшествующий субботе (Мк 15:42), день перед субботой текущей недели и перед праздничной субботой (Мф 27:62; Лк 23:54; Ин 19:14,31,42), в к-рый совершались необходимые приготовления к дню покоя (см. Суббота). Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Пятница — (Мк 15:42, Лк 23:54, Ин 19:14, Мф 27:62, Иудв 8:6; приготовление) так назывался день перед субботою, который у Иудеев посвящался на приготовление к празднику суббот. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. пятница — см. >> дело Словарь синонимов Абрамова
  8. пятница — пятница , -ы, тв. -цей Орфографический словарь. Одно Н или два?
  9. пятница — П’ятница (русский перевод) (Мат.27:62 ; Мар.15:42 ; Лук.23:54 ; Иоан.19:14 , 31,42) — шестой день еврейской недели. В оригинале во всех местах стоит — «день приготовления» (как он и назывался у евреев)... Библейский словарь Вихлянцева
  10. Пятница — орф. Пятница Орфографический словарь Лопатина
  11. Пятница — Часовня (2) в виде креста с иконой, поставленная у развилки дорог. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  12. ПЯТНИЦА — ПЯТНИЦА (англ. Friday) — центральный персонаж романа Д.Дефо «Странная жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, описанные им самим» (1719). Робинзон спасает дикаря П., которого хотели съесть его соперники-каннибалы, и с тех пор... Энциклопедия литературных героев
  13. пятница — ПЯТНИЦА -ы; ж. Пятый (после воскресенья) день недели. В прошлую пятницу. Первая п. Расписание на пятницу. Остаться на даче до пятницы. Завтра п.! * Из-под пятницы суббота (погов.: из-под верхней одежды видна нижняя). Семь пятниц на неделе у кого-л. Толковый словарь Кузнецова
  14. пятница — ПЯТНИЦА, ы, ж. Пятый день недели. Семь пятниц на неделе у кого-н. (о том, кто часто меняет свои мнения, решения; разг. шутл.). Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя; разг. шутл.). | прил. пятничный, ая, ое (разг.). Толковый словарь Ожегова
  15. пятница — П’ЯТНИЦА, пятницы, ·жен. Название одного из дней семидневной недели, пятого после воскресенья. • Семь пятниц на неделе у кого — погов. о том, кто часто меняет свои решения. У него семь пятниц на неделе. Толковый словарь Ушакова
  16. пятница — Название этого пятого дня недели любопытно тем, что его женский род определился влиянием другого слова, использовавшегося для обозначения этого же дня недели, это слово – заимствованное из греческого имя христианской святой Параскева. Этимологический словарь Крылова
  17. ПЯТНИЦА — ПЯТНИЦА — в восточнославянской мифологии святая, покровительница женщин и матерей. Ведет происхождение от Мокоши. Большой энциклопедический словарь
  18. пятница — пятница ж. 1. Название пятого дня недели после воскресенья. 2. Приём, вечер и т.п., устраиваемый в такой день недели. Толковый словарь Ефремовой
  19. пятница — пя́тница укр. п᾽я́тниця, др.-русск. пятъкъ παρασκευή, ст.-слав. пѩтъкъ – то же (Супр.), болг. пе́тък, пе́тка ж., сербохорв. пе́так, род. -тка, словен. pétǝk, род. -tka, чеш. pátek, слвц. рiаtоk, польск. piątek, в.-луж. pjatk, н.-луж. pětk. Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. Пятница — С первых веков христианства возникает почитание П., как дня крестных страданий Господа Иисуса Христа. Первое известие об этом сохранилось в "житии Константина", приписываемом епископу кесарийскому Евсевию († в 340 г.). В XI... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона