Пятница

С первых веков христианства возникает почитание П., как дня крестных страданий Господа Иисуса Христа. Первое известие об этом сохранилось в "житии Константина", приписываемом епископу кесарийскому Евсевию († в 340 г.). В XI в. преподобный Феодосий Печерский, в письме к великому князю Изяславу, рекомендовал почитание П., так как "в пяток жидове распяша Господа". Соблюдение поста в П. до того сильно привилось в русском народе, что когда был поднят вопрос о разрешении поста, если в П. приходится один из больших праздников, то начались сильные волнения, прекратившиеся с созванием в 1168 г. собора, который разрешил пост в П. для праздников Рождества Христова и Богоявления. Представление о П., как о дне праздничном, вызвало в народе предположение, что день этот должен быть посвящен отдыху и праздности. Отсюда возникло запрещение некоторых работ: бабы не должны прясть, варить щелок, стирать белье, выносить из печи золу, мужики не могут пахать и боронить. Неисполнение этих запретов влечет за собой в будущей жизни наказание, как за грехи; на это указывает древний стих "Прощание души с телом", в котором душа ожидает для себя муку вечную, так как в П. "платье золовала, льны прядовала". В связи с этим является взгляд на П., как на день несчастный, в который нельзя предпринимать никакого дела. С другой стороны, в народе выработался взгляд на П. как на день счастливый для свадеб и для рождений. П. имеет также влияние на плодородие земли. Народная фантазия, столь склонная к олицетворениям, не могла не связать с П. представления об особом лице. Так, в "Слове св. отца Пахомия о среде и пятке" Среда и П. являются в виде двух ангелов, которые ведут в рай тех, кто свято проводил эти дни. Гораздо чаще является, в связи с П., представление о св. мученице Параскеве (по-гречески Παρασκευη — пятница). В старинных месяцесловах при имени св. Параскевы упоминается и название П.: "св. Параскевии, нареченные П."; в азбуковниках прямо толковалось, что Парасковия значит пяток. В представлении народа П. часто является особой святой, память которой празднуется вместе со св. Параскевой ("св. П. бывает на св. Параскеву"). Церкви, посвященные Параскеве, до сих пор называются "пятницкими". Св. Параскева — П. является олицетворением дня П.; по народным представлениям, она ходит по земле, следит за соблюдением своего дня, наказывает тех, кто не исполняет запретов, задает им непосильные работы и пр. По малороссийским сказаниям, П. ходит вся исцарапанная, истыканная веретенами, благодаря тем, кто в П. чесал волосы или прял. Представление о П., как о христианской святой, осложнялось в народе под влиянием древних языческих верований; с П. связалось представление о богине любви и плодородия, Ладо; отсюда возник взгляд на П., как покровительницу свадеб и рождений, подательницу плодородия. К св. П. обращаются девицы с молитвой о женихе. В П. служат молебны в случае засухи, дождя, угрожающего посевам, падежей, моровой язвы; к П. обращаются в заговорах, имеющих целью обеспечить успех жатвы; под икону П. кладут крестьяне плоды своего урожая и хранят их, как залог будущего урожая. Молитвы в честь св. П. помогают от болезней; написанные на бумаге, они имеют значение талисманов. Празднование П. сопровождалось очень часто различными языческими обрядами и играми, на что встречаются указания в Стоглаве и в Духовном Регламенте. Кроме почитания П. вообще и св. П., выделяется почитание обетных и именных П. Происхождение первых основывается на обетах, данных по какому-либо случаю отдельным лицом или целым миром соблюдать П. Под названием именных П. известны 12 определенных в году П., за соблюдение которых обещаются разные преимущества. Перечисление этих П. находится в апокрифическом сказании "О 12 П.", очень популярном в простом народе. Существует множество вариантов этого произведения, как в стихотворной, так и в прозаической форме (см. изд. Бессонова, "Калики перехожие", т. VI). Сказание о 12 П. приписывается св. Клименту, папе римскому; оно известно по многим рукописям, на разных языках. Славяно-русские сказания имеются в двух редакциях — Элевферьевской и Климентовской. Первая известна только по славянским рукописям, вторая — по русским и европейским рукописям и по русским духовным стихам. Разница между обеими редакциями заключается в распределении П. относительно больших праздников и в том, что в Элевферьевской преобладают воспоминания ветхозаветные, в Климентовской — новозаветные. Подробному рассмотрению сказания о 12 П. посвящено ценное исследование А. Веселовского: "Сказание о 12 П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876 г., № 6). Почитание П. распространено и в Италии, Испании, Франции, Германии и др. местностях: в П. не предпринимают путешествий, нельзя смеяться, наряжаться, причесываться; свадьбы, совершенные в этот день, несчастливы; наоборот, родившиеся в П. пользуются особенными дарами (venerini), имеют власть над духами. Чересчур усердные в П. пряхи преследуются и на Западе, причем роль Параскевы П. играет на Западе Берта, являющаяся олицетворением святок. Сказание о 12 П. и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим П., является там св. Венера, вполне тожественная нашей Параскеве; ее житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию П. на Западе присоединились языческие воспоминания о П., как о дне, посвященном в древнем Риме — Венере, в Германии — Фрее (П. — Freitag).

См. Дж. Питрэ, "Письмо к А. Веселовскому о почитании П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 1); А. Веселовский, "Опыты по истории развития христианской легенды" (там же 1876, №№ 1—4 и 6; 1877, № 2); Порфирьев, "О почитании Среды и П. в древнем русском народе" ("Православный Собеседник", 1859, № l); И. Ю. Некрасов, "Замечания по поводу русского народного сказания о 12 П." ("Филологические Записки", 1870, вып. III); "Пятница в народном почитании" ("Правительственный Вестник", 1894, №№ 191—193); Сумцов, "Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен" ("Киевская Старина", 1887, № 11); Афанасьев, "Поэтические воззрения славянского народа" (Москва, 1865—69).

А. Г. К.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. пятница — орф. пятница, -ы, тв. -ей; но: Пятница, -ы, м. (лит. персонаж), Параскева Орфографический словарь Лопатина
  2. пятница — -ы, ж. Пятый (после воскресенья) день недели. ◊ @ семь пятниц на неделе {у кого} о том, кто часто меняет свои решения. @ Малый академический словарь
  3. ПЯТНИЦА — Персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской традиции, продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши. Позднее культ... Мифологическая энциклопедия
  4. пятница — Пя́т/ниц/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. пятница — Семь пятниц на неделе у кого — поговорка о том, кто часто меняет свои решения. ► У него семь пятниц на неделе. Фразеологический словарь Волковой
  6. Пятница — (греч-пярвисевэ), день, предшествующий субботе (Мк 15:42), день перед субботой текущей недели и перед праздничной субботой (Мф 27:62; Лк 23:54; Ин 19:14,31,42), в к-рый совершались необходимые приготовления к дню покоя (см. Суббота). Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. Пятница — (Мк 15:42, Лк 23:54, Ин 19:14, Мф 27:62, Иудв 8:6; приготовление) так назывался день перед субботою, который у Иудеев посвящался на приготовление к празднику суббот. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  8. пятница — см. >> дело Словарь синонимов Абрамова
  9. пятница — пятница , -ы, тв. -цей Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. пятница — П’ятница (русский перевод) (Мат.27:62 ; Мар.15:42 ; Лук.23:54 ; Иоан.19:14 , 31,42) — шестой день еврейской недели. В оригинале во всех местах стоит — «день приготовления» (как он и назывался у евреев)... Библейский словарь Вихлянцева
  11. Пятница — орф. Пятница Орфографический словарь Лопатина
  12. Пятница — Часовня (2) в виде креста с иконой, поставленная у развилки дорог. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  13. ПЯТНИЦА — ПЯТНИЦА (англ. Friday) — центральный персонаж романа Д.Дефо «Странная жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, описанные им самим» (1719). Робинзон спасает дикаря П., которого хотели съесть его соперники-каннибалы, и с тех пор... Энциклопедия литературных героев
  14. пятница — ПЯТНИЦА -ы; ж. Пятый (после воскресенья) день недели. В прошлую пятницу. Первая п. Расписание на пятницу. Остаться на даче до пятницы. Завтра п.! * Из-под пятницы суббота (погов.: из-под верхней одежды видна нижняя). Семь пятниц на неделе у кого-л. Толковый словарь Кузнецова
  15. пятница — ПЯТНИЦА, ы, ж. Пятый день недели. Семь пятниц на неделе у кого-н. (о том, кто часто меняет свои мнения, решения; разг. шутл.). Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя; разг. шутл.). | прил. пятничный, ая, ое (разг.). Толковый словарь Ожегова
  16. пятница — П’ЯТНИЦА, пятницы, ·жен. Название одного из дней семидневной недели, пятого после воскресенья. • Семь пятниц на неделе у кого — погов. о том, кто часто меняет свои решения. У него семь пятниц на неделе. Толковый словарь Ушакова
  17. пятница — Название этого пятого дня недели любопытно тем, что его женский род определился влиянием другого слова, использовавшегося для обозначения этого же дня недели, это слово – заимствованное из греческого имя христианской святой Параскева. Этимологический словарь Крылова
  18. ПЯТНИЦА — ПЯТНИЦА — в восточнославянской мифологии святая, покровительница женщин и матерей. Ведет происхождение от Мокоши. Большой энциклопедический словарь
  19. пятница — пятница ж. 1. Название пятого дня недели после воскресенья. 2. Приём, вечер и т.п., устраиваемый в такой день недели. Толковый словарь Ефремовой
  20. пятница — пя́тница укр. п᾽я́тниця, др.-русск. пятъкъ παρασκευή, ст.-слав. пѩтъкъ – то же (Супр.), болг. пе́тък, пе́тка ж., сербохорв. пе́так, род. -тка, словен. pétǝk, род. -tka, чеш. pátek, слвц. рiаtоk, польск. piątek, в.-луж. pjatk, н.-луж. pětk. Этимологический словарь Макса Фасмера