МИХАИЛ

(еврейск. mikâ'çl, греч. Μιχαήλ)

; в иудаистической, христианской, а также мусульманской (см. МИКАЛ) мифологиях великий ангел, архангел. Народная этимология дает осмысление имени М. как «кто, как бог?». Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности. В Ветхом завете М. выступает как «князь» еврейского народа («князь великий, стоящий за сынов народа»; Дан. 12, 1), защищающий народ от соперничающего «князя» (т. е. ангела) «царства Персидского» (10, 13 и 21), и как «архистратиг», предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла (12, 1). В последней функции он выступает и в Апокалипсисе (12, 7), где сражается с драконом (дьяволом, сатаной), что можно рассматривать как вариант древнего змееборческого мифа (см. ЗМЕЙ). В апокрифической эсхатологической литературе он изображается борющимся с ангелом зла Самаэлем (в более поздней традиции — с сатаной); вражда между ними началась с того момента, когда Самаэль, низвергнутый с небес, ухватился за крылья М., чтобы увлечь его в преисподнюю, однако М. был спасен богом. Агадическая традиция приписывает М. роль защитника: он спасает Авраама (а также трех отроков) из огненной печи, выводит Лота из обреченного Содома, спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка, является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта и др. Помимо миссии воинственного заступничества М. выступает в роли ангела милосердия и просителя людей перед богом. Он является также «ангелом предстояния», стоящим вместе с Гавриилом перед троном божьим (кн. Еноха 9, 1; 40, 2; 90, 22; Таргум Иов 25, 2). Здесь, как и в функции предводителя и заступника, образ М. сливается с Метатроном, а в функции вестника (он сообщает Аврааму о пленении Лота, о рождении Исаака и др.) — с Гавриилом. Как предстоящий перед троном он является одновременно ангелом-писцом, заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом — хранителем таинственных письмен, и среди них — магических слов, которыми были сотворены небеса и земля (ср. кн. Еноха 60, 12). Отсюда его функция учителя. М. посвятил в чудеса мироздания Адама и Сифа («Апокалипсис Моисея» 3, 13), научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию, он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали Закона. Здесь проясняется функция М. как посредника между богом и людьми. М. выступает также в роли психопомпа — проводника душ, которые он сопровождает к воротам небесного Иерусалима, помогая им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход праведникам (эфиопский «Апокалипсис Варуха» 9, 5). М. было поручено взять душу Авраама («Завет Авраама» 19), он же «говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле» (Иуд. 9 и др.). В христианской традиции он несет в облаках тело усопшей богоматери. В православной традиции М. играет гармонирующую с исконной ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству и ремеслам (ср. иконографию святых Флора и Лавра с конями, уздечки которых держит архангел М., клейма на иконах «Собора архангела М.»). Образ М. широко представлен в искусстве, в частности в древнерусском (считался покровителем князей и ратной славы).Лит.: Luken W., Michael, Gott., 1898. М. Б. Мейлах.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Михаил — Чис 13:14 — отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1 Пар 5:13 — один из кол. Гадова, живший в стране Васанской. 1 Пар 7:3 — сын Израхия, кол. Иссахарова. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  2. МИХАИЛ — МИХАИЛ (ум. 992) — митрополит Киевский и всея Руси (989) — чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 октября). Большой энциклопедический словарь
  3. Михаил — орф. Михаил, муж. имя (Михайлович, Михайловна) Орфографический словарь Лопатина
  4. Михаил — А, муж.; разг. Михайла, -ы; стар. разг. Михайло, -ы. Отч.: Михаилович, Михаиловна и Михайлович, Михайловна; разг. Михайлыч. Производные: Михаилушка; Миха; Миша; Мишака; Мишаня; Мишара; Мишата; Мишука; Мишуля; Мишуня; Мишура; Мишута; Михаля; Миханя... Словарь личных имен
  5. Михаил — Михаил авт. канонов XVI в., инок Владимиро-Рождеств. монаст. {Венгеров} ♦ Михаил свящ. в Валдае (?), автор виршей в честь Петра 1718 г. {Венгеров} ♦ Михаил иеромон., казанский миссионер 1870 гг. {Венгеров} ♦ Михаил архимандр., миссионер, сотр. "Иркутск. Большая биографическая энциклопедия
  6. Михаил — Михаи́л др.-русск., ст.-слав. Михаилъ, из греч. Μιχαήλ. Отсюда уменьш. Ми́ша; в дворянских кругах вместо этого имени часто при обращении употреблялась форма Мише́ль (Тургенев) из франц. Мiсhеl. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. Михаил — Михаил (евр. Михаэль, «кто как Бог?» ): 1) архангел, споривший с дьяволом о теле Моисея (Иуд 9), князь ангелов (Дан 10:13,21; 12:1). В Откр 12:7-9 говорится о низвержении сатаны с неба М. и его ангелами. см. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. Михаил — Миха’ил (кто как Бог?) — а) (1Пар.5:13) — ·аналог. Евер,б; б) (1Пар.5:14) — ·аналог. Буз,а; в) (1Пар.6:40) — ·аналог. Адаия,б; г) (1Пар.7:3) — ·аналог. Иоиль,д; д) (1Пар.8:16) — ·аналог. Арад,б; е) (1Пар.12:20) — ·аналог. Аднах; ж) (1Пар. Библейский словарь Вихлянцева