ДРАКОН

Крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы; иногда в состав такого комбинированного образа входили и части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.).Д. может считаться дальнейшим развитием образа змея: основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с Д., в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали мифологического змея. Как и змей, Д. связывался обычно с плодородием и водной стихией, в качестве хозяина которой он выступал. Д. считался также покровителем сокровищ, получить которые можно было только после убийства Д. (в германском мифе о Сигурде или Зигфриде и др.).Образ Д. характерен для относительно поздней стадии развития мифологии: он представлен главным образом в мифологиях ранних государств (Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики), в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении (т. н. ирригационные, или гидравлические, общества), благодаря чему особое значение приобретал унаследованный от более ранних времен культ водоемов, связывавшийся с Д. Предполагается, что в образе Д. соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи или другие пресмыкающиеся). Поэтому первоначально мифологический образ Д. был одним из способов представления той же пары противоположных мифологических символов, которые известны в мифе о поединке (или сражении) мифологических змей и птиц (индийские наги и гаруды и др.); Д. — образ водной стихии — представлялся часто огнедышащим (соединение противоположных символов воды и огня). По гипотезе ряда ученых (А. Леруа-Гуран, В. Я. Пропп), формирование гибридного мифологического образа Д. относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных как таковых уступают место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит к такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным.Общим для всех мифологий, в которых Д. выступает в качестве отдельного персонажа, является миф об убийстве Д. героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную Д. воду, охраняемое сокровище и похищенных людей (чаще всего девушку). Широко распространенный мотив похищения Д. девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая в воду; в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай; у майя девушек бросали в священный водоем Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о Д., требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. В хеттской мифологии бог грозы убивает опьяневшего во время пира Д. (см. ИЛЛУЯНКА); ср. японский миф о герое Сусаноо, убивающем восьмиглавого и восьмихвостого змея — Ямата-но ороти. Мифологический мотив сражения героя-змееборца с Д. (змеем) получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник и в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем Д. и освободившем плененную им девушку (литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства). Связь Д. с водой, урожаем и плодородием иногда вторично осмысляется таким образом, что Д. выступал как воплощение положительного начала, как помощник, дающий людям воду и богатства: в древнекитайской мифологии крылатый Д. помогает культурному герою (Юю — основателю династии Ся) — Д. тащит по земле свой хвост и тем самым определяет пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения; исторически Д. — помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощенном героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; ср. также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмиренного ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра). Д., осмысляемый как помощник, может приносить людям сокровища (в славянских мифах о Д. — летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).

Дальнейшее использование фантастического образа Д. (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остается открытым вопрос о том, является ли образ Д. в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (ср. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о Д. на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа Д. в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).Лит.: Веселовский А. Н., Разыскания в области русских духовных стихов. II Св. Георгий в легенде, песне и обряде, в кн.: Сборник отделения русского языка и словесности Академии Наук, т. 21, № 2, СПБ. 1880; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974; Кирпичников А. И., Св. Георгий и Егорий Храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды, СПБ, 1879; Пиотровский Б. Б., Вишапы. Каменные статуи в горах Армении, Л., 1939; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Рыстенко А. В., Легенда о Св. Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах, «Записки императорского Новороссийского университета», 1909, т. 112; Bölsche W., Drachen, Sage und Naturwissenschaft, Stuttg., 1929; Coral-Remusat G. de, Animaux fantastiques de l'Indochine, de l'Insulinde et de la Chine, (Conference faite au Musée Louis Finot Ie 27 janv, 1936, «Bulletin de l'Ecole Française d'Extrême-Orient», Hanoi, 1937, t. 36, fasc. 2 Hartland E. S., The legend of Perseus. I-III, L., 1894-1896; Ranke K., Die zwei Brüder, Hels., 1934; Siecke E., Drachenkämpfe Lpz., 1907 Mythologische Bibliothek, Bd 1. Н 1); Smith G. E., The evolution of the dragon Manchester, 1919.

В. В. Иванов

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. дракон — -а, м. 1. Сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея, пожирающее людей и животных. || О жестоком, безжалостном человеке. [Команда] выбрала его на пост командира после убийства прежнего командира, --- дракона и истязателя. Малый академический словарь
  2. дракон — Драко́н/. Морфемно-орфографический словарь
  3. дракон — дракон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. Дракон — I Драко́н (от греч. drákon) в мифологии многих народов фантастический образ крылатого (иногда многоголового) огнедышащего змея. В Китае, Корее, Юго-Восточной Азии, Японии считался божеством воды, вызывающим плодородие, и позднее — символом власти. Большая советская энциклопедия
  5. дракон — орф. дракон, -а; но: год Дракона (по восточному календарю), Дракон, -а (о том, кто родился в этот год; созвездие) Орфографический словарь Лопатина
  6. Дракон — (Draco) Обширное, хотя и довольно слабое созвездие, наполовину охватывающее северный полюс мира и с трех сторон окружающее Малую Медведицу. Одно из известных в древности созвездий, включенных в перечень Птолемея (ок. 140 г. н.э.). См.: Таблица 4. Большой астрономический словарь
  7. дракон — Ограниченный человек Словарь воровского жаргона
  8. Дракон — (англ. dragon), мифическое животное, олицетворяющее космические силы, в качестве художественного мотива популярен в китайском искусстве. В периодах Шан-Инь и Чжоу обычно изображается в профиль. Два Д. друг напротив друга составляют маску Таоте. Археологический словарь
  9. Дракон — (Вт 32:33) — трудно решить, какое животное должно разуметь под сим названием. Не невероятно, что это есть родовое название, означающее известный класс животных, различающихся между собою какою либо общею характеристическою чертою, и однако из Пл. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  10. Дракон — • Draco, Δράκων 1. архонт, вероятно, 621 г. до Р. X., первый законодатель Афин, оказался не в состоянии успокоить недовольство угнетенного господствующей аристократией народа... Словарь классических древностей
  11. дракон — Драк’он (Втор.32:33 ; Пс.43:20 ; Пс.90:13 ; Иер.51:34 ; Отк.12:3 ,4,7,9,13,17; Отк.13:2 ,3,11; Отк.16:13 ; Отк.20:2) — в одних местах обозначает чудовищ (Пс.90:13), в других — беды и страшные несчастья (Иер. Библейский словарь Вихлянцева
  12. дракон — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) кого? дракона, кому? дракону, (вижу) кого? дракона, кем? драконом, о ком? о драконе; мн. кто? драконы, (нет) кого? драконов, кому? драконам, (вижу) кого? драконов, кем? драконами, о ком? о драконах... Толковый словарь Дмитриева
  13. ДРАКОН — ДРАКОН (Draco), длинное извилистое созвездие в северной части неба, восьмое по величине. Простирается между созвездиями Большой и Малой Медведицы. Научно-технический словарь
  14. Дракон — Орнаментальная эмблема. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) Архитектурный словарь
  15. дракон — ДРАКОН -а; м. [греч. drakōn] 1. В славянской мифологии: Сказочное чудовище, пожирающее людей и животных, в виде крылатого огнедышащего змея с когтями льва, крыльями, похожими на крылья летучей мыши... Толковый словарь Кузнецова
  16. дракон — ДРАКОН м. диавол, черт. || Сказочный крылатый змей. || Полукрылатая ящерица жарких стран. || Названье одного северного созвездия. || Морской дракон. рыбка Trachinus draco. Драконов, ему принадлежащий. Толковый словарь Даля
  17. дракон — ДРАКОН, а, м. 1. Сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея. 2. Род южных летающих ящериц с кожными складками вдоль тела. | прил. драконовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  18. дракон — Дракона, м. [греч. drakon]. 1. Сказочное чудовище в виде крылатого, огнедышащего змея. 2. Крылатая ящерица, водящаяся в жарких странах (зоол.). Большой словарь иностранных слов
  19. дракон — ДРАК’ОН, дракона, ·муж. (·греч. drakon). 1. Сказочное чудовище в виде крылатого, огнедышащего змея. 2. Крылатая ящерица, водящаяся в жарких странах (зоол.). Толковый словарь Ушакова
  20. дракон — 1. дракон I м. Фантастический образ крылатого — иногда многоголового — огнедышащего змея (в мифологии многих народов). II м. 1. Тропическая древесная ящерица семейства агам с тонким длинным хвостом и широкими кожными складками по бокам... Толковый словарь Ефремовой
  21. дракон — (Греч.) или Драгон. Теперь считается "мифическим" чудовищем, увековеченным на Западе лишь на печатях и т.п., как геральдический грифон, и Дьявол, умертвляемый Св. Георгием, и др. На самом деле — вымершее допотопное чудовище. Теософский словарь
  22. ДРАКОН — "ДРАКОН" — килевая яхта международного класса, экипаж 3 человека; в 1948-72 в олимпийской программе. ДРАКОН (греч. drakon) — в мифологии многих народов фантастический образ крылатого (иногда многоголового) огнедышащего змея. Большой энциклопедический словарь
  23. дракон — драко́н у Максима Грека непосредственно из греч. δράκων. В остальные случаях, вероятно, книжное заимств. из лат. dracō, -ōnis; Фасмер, Гр.-сл. эт. 55; Преобр. 1, 193. Имя жестокого Дракулы из Мунтян происходит из рум. drac-ul "дракон, черт". Этимологический словарь Макса Фасмера