Эгге К.

(Egge) Клаус (р. 19 VII 1906, Грансхерад, Телемарк, Норвегия) — норв. композитор. Чл. Корол. академии музыки в Стокгольме. Учился у А. Санволла (орган, до 1929), у Н. Ларсена (фп.) и Ф. Валена (композиция) в консерватории в Осло, совершенствовался по композиции у В. Гмейндля в Высшей муз. школе в Берлине (1937-38). Преподавал пение в разл. высших уч. заведениях в Осло (1933-45). Был редактором журн. "Tonekunst" (1935-38), сотрудничал в качестве муз. критика в газ. "Arbeiderbladet" (с 1945). Пред. Союза норв. композиторов (1946-72, с перерывами), норв. представитель в Междунар. муз. совете ЮНЕСКО (1946-49). Э. — один из ведущих современных композиторов Норвегии. Для его музыки 30-х гг. характерны опора на национальный муз. фольклор, использование его ладового многообразия — в 1-й фп. сонате, оратории (эпич. симфония-баллада) "Свейнунг Врейм" для солистов, хора и оркестра; нек-рые произв. близки неоклассицизму, таковы 3 фантазии — "в ритме халлинга", "в ритме гангара" и "в ритме спрингара" (все в 1939) и др. фп. соч. Произв., созданные в годы 2-й мировой войны 1939-45, имеют патриотич., антивоен. направленность и исполнены гражданского пафоса; среди них 1-я симфония, поcв. памяти погибших норв. моряков (1942), "Норвежская песнь" для хора и оркестра и "Скалы Норвегии" для сопрано и оркестра (оба соч.- 1941). С кон. 50-х гг. обращается к додекафонии и др. новым приёмам письма. Всё же фольклорное начало ощутимо и в музыке последнего периода творчества (но в более опосредованном выражении), что проявляется в использовании специфических тетрахордных оборотов, интервалов тритона и квинты (восходят к народной музыке для хардингфеле). Гос. пр. Норвегии (1949).

Сочинения: балет Фанитуллен (1950, не пост.); оратория (эпич. симфония-баллада для солистов хора и орк.) Свейнунг Врейм (посв. нац. герою, 1938); для орк. — 5 симфоний (1942; Sinfonia giocosa, 1947; Луисвиллская, 1957; Sinfonia sopra BACH — EGGE, 1967; Sinfonia dolсe quasi passacaglia, посв. 50-летию филармонич. оркестра г. Осло, 1969), увертюра (1950); концерты с орк. — 2 для фп. (1937; 1944, со струн. орк., на тему норв. нар. песни "Сульфагер и Король драконов"), для скр. (1953), для влч. (1966); камерно-инстр. ансамбли — Duo concertante для скр. и альта (1949), фп. трио (1941), струн. квартет (1933), струн. квинтет (1939), 2 квинтета для духовых (1939 и 1949, для деревянных инструментов); для фп. — 2 сонаты (программная Песнь о сновидении — Draumkvedesonate, 1933, Sonata patйtica, 1956), 3 фантазии -"в ритме халлинга", "в ритме гангара", "в ритме спрингара" (все 1939); хоры с орк. — Норвежская песнь (Noregs-songen, 1941) и Тот день не пришёл (Den dag kjem aldri) и др.; хоры a cappella, в т. ч. Лирич. сюита (1936); песни с орк. и с фп.

Литература: Modern nordisk musik, Stockh., 1957; Lange К., Шstvedt A., Norwegian music; a brief survey, L., (1958) (рус. пер. — Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967, с. 72-74); Nоrdheim A., Klaus Egges nye symfoni, "Dansk musiktidsskrift", 1959, Dec, Еrg. 34, No 8, s. 249-52; Dorfmьlier J., Studien zur norwegischen Klaviermusik der еrsten Hдlfte des 20. Jahrhunderts, Kassel, 1969 ("Marburger Beitrдge zur Musikwissenschaft", Jahrg. 4); Grinde N., Norsk musikkhistorie, Oslo — Bergen — Tromsш, 1971, 1975, s. 293-97.

H. H. Moхoв.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me