Цаккони Л.

(Zacconi) Лудовико (в миру — Джулио Чезaре) (11 VI 1555, Пезаро — 23 III 1627, Фьоренцуола-да-Фокара, близ Пезаро) — итал. композитор, певец (тенор), вок. педагог, муз. теоретик. В 1568 вступил в монашеский орден августинцев, в 1575 получил сан священника. Изучал григорианский хорал, мензуральную нотацию и игру на органе у падре П. Луккини, вскоре стал органистом в церкви св. Августина в Пезаро. Овладел также игрой на др. инструментах (клавесин, лютня, виола да гамба), выступал как музыкант и певец в аристократич. домах Анконы и др. городов. С 1577 изучал контрапункт у А. Габриели в Венеции, где прославился как певец и учитель пения под прозвищем "Пезарино". После 1583 продолжил занятия контрапунктом под рук. И. Баккузи в Мантуе и Т. Массаино в Риме. В 1585-91 был "музыкантом и кантором" в капелле эрцгерцога Карла II в Граце, в 1591-95 хормейстером придв. капеллы курфюрста Вильгельма Баварского в Мюнхене. Находясь на службе в Мюнхенской капелле, в 1592 совершил путешествие в Венецию, где опубликовал 1-ю часть своей книги "Практика музыки". После 1595 возвратился в Италию, был проповедником в Генуе, выполнял миссии ордена августинцев. В 1622 в Венеции опубликовал 2-ю часть "Практики музыки". В последние годы жизни был настоятелем монастыря в Пезаро.

В муз.-теоретич. трудах Ц. выступает как приверженец контрапунктич. стиля 16 в. и игнорирует зарождение нового гомофонного муз. склада. В 1-й части "Практики музыки" стремится научить певцов придавать более совр. звучание контрапунктич. соч., вводя в них разл. рода мелодич. украшения, диминуции. 2-я часть этого труда посв. контрапункту, в особенности импровизации певцами контрапунктирующих голосов к cantus firmus. В трактате "Музыкальные каноны" ("Canoni musicali proprii e di diversi autori co'le loro divisioni partiture e narrazioni et interpretazioni...", рукопись) Ц. рассматривает разновидности канонов, привлекая муз. образцы собственного соч. и произв. др. авторов. Ценность трудов Ц. определяется тем, что в них обобщено учение о контрапункте и дано ясное представление об исполнит. практике кон. 16 в. (особенно об иск-ве диминуции), а также о применявшихся в то время муз. инструментах. Автор вок. и инстр. произв.: канонов, ричеркаров для органа и др. (многие сохранились в рукописи). Ему принадлежит также "Автобиография" (рукопись).

Сочинения: Prattica di musica utile et necessaria si al compositore per comporre i canti suoi regolatamente, sм anco al cantore per assicurarsi in tutte le cose cantabili, Venezia, 1592; Prattica di musica. Seconda parte. Divisa in quattro libri. Ne quali primamente si tratta de gl'elementi musicali, Venezia, 1622; обе части переизданы в серии: Bibliotheca musica Bononiensis, sez. 2, No 1-2, Bologna, 1967.

Литература: Chrysander Fr., L. Zacconi als Lehrer des Kunstgesanges, "VfMw", 1891, Jahrgang 7, 1893, Jahrgang 9, 1894, Jahrg. 10; Vatielli Fr., Un musicista pesarese nel secolo XVI (L. Zacconi), Bologna, (1904) (Bibliotheca musica Bononiensis, sez. 3, No 15); его же, I "Canoni musicali" di L. Zacconi, Bologna, 1905, переизд. 1968; его же, Notizie su la vita e su le opere di L. Zacconi, Bologna, 1912, переизд. там же; Kretzschmar H., L. Zacconis Leben auf Grund seiner Autobiographie,' "JbP", 1910; Astengo S. L., Musici Agostiniani, Firenze, 1929, p. 9-14; Singer G., L. Zacconi's treatment of the "Suitability and classification" of all musical instruments in the "Prattica di musica" of 1592, Ann Arbor, 1969; Gruber G., L. Zacconi als Musiktheoretiker. Studien zur praxisbezogenen Theorie seiner Zeit, W., 1973.

C. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me