Цабель А. Г.

Альберт Генрихович (22 II 1834, Берлин — 3 (16) II 1910, Петербург) — рус. арфист, композитор и педагог. По национальности немец. Занимался в Берлинском корол. муз. уч-ще, куда был принят стипендиатом по рекомендации Дж. Мейербера. Ученик К. Л. Гримма (в годы учёбы Ц. играл перед королём и получил от него в подарок арфу). В 1845-48 выступал с оркестром под упр. Й. Гунгля в городах Германии, России, Великобритании и США. В 1848-51 солист оркестра Берлинской оперы. В 1853 с большим успехом гастролировал в Петербурге (исполнял виртуозное произв. Э. Пэриш-Алварса "Танец фей"). С 1855 жил в Петербурге, был солистом оркестра Итал. оперы, затем балета Мариинского т-ра (осуществил редакцию каденций арфы в балетах П. И. Чайковского "Лебединое озеро" и "Щелкунчик"). По просьбе Р. Вагнера (во время его гастролей в России в 1863) Ц. переложил партию арфы в "Валькирии" для 2 арф. Игра Ц. отличалась чистотой звука, блестящей техникой (использовал очень высокое положение первого пальца). В 1862-1904 преподавал игру на арфе в Петерб. консерватории (с 1879 профессор). Среди его учеников: Е. А. Вальтер-Кюне, И. А. Помазанский, Н. И. Амосов, Д. А. Андреев. Из многочисл. соч., написанных Ц. для арфы (концерт для арфы с оркестром, дуэты для 2 арф и др.), сохранили своё значение лишь два: свободная обработка соло арфы из оперы Г. Доницетти "Лючия ди Ламмермур" и виртуозная фантазия "Фауст" на темы одноимённой оперы III. Гуно. Автор школы для арфы ("Grosse Methode fьr Harfe", текст на нем., англ., франц. яз., 1900).

Сочинения: Слово к господам композиторам по поводу практического применения арфы в оркестре, СПБ-М.-Лейпциг-Лондон, 1899.

Литература: Поломаренко Ив., Арфа в прошлом и настоящем, М.-Л., 1939; Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975.

Б. В. Доброхотов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me