Прокофьев С. С.

Сергей Сергеевич (11(23)IV 1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл. — 5 III 1953, Москва) — сов. композитор, пианист, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947). Род. в семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому мальчику все условия для быстрого духовного созревания. Особенно велика была роль матери — хорошей пианистки, ставшей его первой муз. воспитательницей. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании композитора, заложив основы его гармонич. мировосприятия. В 5 лет П. сочинил первую пьесу для фп. Дарование мальчика высоко оценил С. И. Танеев, по его рекомендации в Сонцовку дважды приезжал на летние месяцы Р. М. Глиэр — первый учитель П. по композиции. Годы учения в Петерб. консерватории (1904-14) были для П. периодом стремительного творч. развития, создали прочные основы его композиторского и пианистического мастерства. П. учился у А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (анализ форм). В 1909 П. окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 — по классу фп. (у А. Н. Есиповой; премия им. А. Г. Рубинштейна за исп. своего 1-го концерта для фп. с оркестром); занимался также по дирижированию у H. H. Черепнина. В годы учения П. вместе с другом и соучеником Н. Я. Мясковским изучал новейшие соч. А. Н. Скрябина, М. Регера, Р. Штрауса. Композитор нашёл поддержку в петерб. кружке "Вечера современной музыки", а несколько позднее в моск. кружке критика В. В. Держановского. В 1911-18 П. увлекался новейшими муз. идеями. Разочаровавшись в эстетич. ценности позднего романтизма и рус. академизма, он не стал последователем ни эстетич. символизма Скрябина, ни импрессионизма Дебюсси; более заметным было воздействие творчества И. Ф. Стравинского. Важную роль в формирования иск-ва П. сыграли новые течения в области т-ра, поэзии, живописи. Его привлекали стихи А. А. Ахматовой и К. Д. Бальмонта, живопись рус. последователей П. Сезанна и А. Матисса, театр. идеи В. Э. Мейерхольда. В 1914 С. П. Дягилев, один из влиятельных покровителей и консультантов П. в последующие полтора десятилетия, заказал ему балет. В летние месяцы 1913 и 1914 П. выезжал за границу для знакомства с заруб. иск-вом. В годы 1-й мировой войны 1914-18 П. много концертировал: в Петрограде, Москве и др. городах России. Острое, брызжущее молодостью и озорством иск-во композитора пугало академистов и эстетов, но встретило горячую поддержку наиболее проницательных современников, среди к-рых были М. Горький, В. В. Маяковский, критики В. Г. Каратыгин, Б. В.Асафьев. Концертные фирмы А. И. Зилоти и С. А. Кусевицкого организовали авторские вечера П., вызвавшие сенсацию.

Прокофьев С. С.

Дореволюц. период творчества П. отмечен интенсивностью поисков и напряжённостью стилистич. эволюции. Его мужественное иск-во резко противостояло произв. господствовавших в музыке многочисл. эпигонов Скрябина и Дебюсси. П. шёл от наивности ранних фп. сказок и гавотов к стихийному конструктивизму токкаты (ор. 11), от неоклассического "моцартианства" симфониетты (ор. 5) к дерзким варваризмам "Скифской сюиты" (ор. 20) и кантаты "Семеро их" (ор. 30), от известной традиционности ранних романсов (ор. 9) к проницательным интонационным опытам вок. сказки "Гадкий утёнок" (ор. 18) и романсов на стихи Ахматовой (ор. 27). В лучших соч. этого времени обнаруживались возросшая энергия ритмов, смелое расширение рамок тональности за счёт полиладовых и плакатно-красочных созвучий, новая трактовка фп. Испытывая заметные воздействия группы деятелей иск-ва, объединившихся вокруг Дягилева, П., однако, сохранил свою особую эстетич. позицию, продолжавшую традиции М. П. Мусоргского и др. рус. классиков. Первое из соч., заказанное Дягилевым, — балет "Ала и Лоллий" (по мотивам др.-слав. мифологии, либр. С. М. Городецкого) — было отвергнуто заказчиком. Музыка несостоявшегося балета целиком вошла в оркестровую "Скифскую сюиту". Премьера её (1916) вызвала острую борьбу мнений, разноречивые оценки. Второй заказ (1915) — балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (по мотивам сказок Пермской губ.) — послужил стимулом для экспериментов П. в области обновления рус. мелоса. Вопреки эстетич. доктрине, утверждавшей приоритет балета над "отмирающим" оперным жанром, П. с увлечением работал и в области оперы. Вслед за романтически экспрессивной "Маддаленой" (1911, 2-я ред. 1913) он сочинил лирико-психологич. оперу "Игрок" (1915-16, по Ф. М. Достоевскому), заключающую в себе черты обличения нравов бурж. общества. В опере сочетаются тонкий лиризм и сатирич. заострённость, меткость декламации и захватывающие симф. нагнетания. Наибольшее признание в эти годы получают первые два концерта П. для фп. с оркестром. Не меньшее значение в формировании стиля П. принадлежало ранним фп. сонатам — особенно 2-й (1912), 3-й и 4-й (обе " 1917), а также циклу фп. миниатюр "Мимолётности". Плодотворным был для П. 1917-й год; наряду с двумя сонатами он закончил 1-й концерт для скрипки с оркестром, "Классическую симфонию", написал эскизы 3-го концерта для фп. с оркестром.

Весной 1918 П. выехал в конц. поездку в США. Выступая в Нью-Йорке, композитор столкнулся с консерватизмом амер. критики, не оценившей новаторской сущности его иск-ва и осудившей его как "большевика и скифа". В 1919 П. написал для Чикагского т-ра эксцентрич. оперу-сказку "Любовь к трём апельсинам" (по К. Гоцци), идея к-рой родилась ещё в России (пост. 1921, Чикаго, затем в СССР и Германии). Не встретив активной поддержки в США, П. в 1920 уехал в Париж, где вскоре добился признания благодаря содействию Дягилева и Кусевицкого

Прокофьев С. С.. Рис. 1

С. С. Прокофьев. Хор "Вставайте, люди русские" из кантаты "Александр Невский". Страница партитуры. Автограф.

(пост. балета "Сказка о шуте..." труппой Дягилева в Париже и Лондоне — 1921, исп. "Скифской сюиты" и кантаты "Семеро их" — 1921 и 1924). Заслуженного успеха удостоился его 3-й концерт для фп. с оркестром (1921), в к-ром рус. муз. стиль смело обновлён и динамизирован. Во время пребывания в Германии (1922-23) композитор продолжил работу над драм.-экспрессивной оперой "Огненный ангел" (по повести В. Я. Брюсова), воскрешающей трагические сцены "процессов ведьм" в 16 в.; создание этой масштабной оперы потребовало многих лет напряжённой работы (1919-27). С 1923 П. жил в Париже, где сблизился с прогрессивными музыкантами Франции (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк). Здесь он продолжал напряжённую творч. и исполнительскую деятельность. В нач. 20-х гг. П. обратился к поискам более усложнённого хроматизированного стиля. Среди крупных произв. этих лет — эпическая 2-частная 2-я симфония (1924), сочетающая урбанистич. жёсткость конструкции (1-я часть) с красотой рус. распева и блестящей изобретательностью вариационного развития (2-я часть). Напряжённый драматизм и масштабность развития отличают и 3-ю симфонию (1928), осн. на тематизме оперы "Огненный ангел". В сотрудничестве с Дягилевым и по его заказу П. создал 2 одноактных балета. Балет "Стальной скок" (пост. 1927, либр. Г. Б. Якулова) вызвал широкий интерес в Париже и Лондоне благодаря новизне конструктивистской пост. (балетм. Л. Ф. Мясин) и попытке воплощения образов революц. России. В балете "Блудный сын" (балетм. Дж. Баланчин, 1929) отразилось новое для композитора стремление к утончённому лиризму и прозрачно-хрупкой оркестровке. Эмоц. смягчённость и прояснение стиля обнаружились и в сонате для 2 скрипок (1932), балете "На Днепре" (пост. 1932).

В 20-е и нач. 30-х гг. П. с успехом гастролировал как пианист в крупнейших центрах Зап. Европы и Америки, захватывая мужественным динамизмом, виртуозным размахом, мощью. В 1927 с триумфом выступал в СССР, где укрепились его связи с Н. Я. Мясковским. Б. В. Асафьевым, В. Д. Мейерхольдом. Поездки по США (1925, 1930, 1933) сопровождались новыми заказами (4-я симфония на материале музыки балета "Блудный сын" — к 50-летию Бостонского симфонического оркестра, 1-й квартет — по заказу Б-ки Конгресса в Вашингтоне). Однако отрыв от России стал отрицательно сказываться на творч. развитии П. (абстрактность и эмоциональная блёклость нек-рых фп. пьес — "Вещи в себе" и др.). Вместе с тем 4-й концерт для фп. с оркестром (для левой руки), предназначенный для австр. пианиста П. Витгенштейна (1931), и 5-й концерт для фп. с оркестром (1932) вновь продемонстрировали тяготение композитора к мощной, "атлетической" виртуозности. Ни успех у публики, ни общение с выдающимися деятелями зап.-европ. культуры не могли заменить П. всё более недостававших ему контактов с Родиной. Поездки в СССР (1927, 1929, 1932) привели его к решению покончить с заруб. обязательствами и окончательно переехать в Москву.

Начиная с 1933 композитор становится в строй ведущих деятелей сов. культуры, не прекращая (до 1938) конц. поездок за границу. Он сотрудничает с сов. режиссёрами С. М. Эйзенштейном, А. Я. Таировым, С. Э. Радловым, мастерами балета Л. М. Лавровским, Г. С. Улановой, музыкантами-исполнителями Г. Г. Нейгаузом, С. Т. Рихтером, Э. Г. Гилельсом, Д. Ф. Ойстрахом.

Сов. период творчества П. отмечен плодотворными исканиями. П. воплощает в своих произв. новые идеи и тематику (темы Родины, её истории и др.). Чётче определяются реалистич. и нац.-эпические черты его музыки, богаче становится лирическая линия соч. композитора, органичнее — синтез традиционных тональных и мелодич. средств со стилистич. достижениями музыки 20 в. В годы, предшествующие Великой Отечеств. войне 1941-45, П. создаёт ряд новых шедевров: 2-й концерт для скрипки с оркестром (1935), балет "Ромео и Джульетта" (1935-36), музыку к фильму "Александр Невский" (1938). Сотрудничество с деятелями т-ра и кино рождает программные соч., отмеченные рельефностью и остротой характеристик, — сюита "Поручик Киже" (1934, на материале одноим. фильма), сюита "Египетские ночи" (1934) из музыки к одноим. спектаклю Камерного т-ра, симф. сказка для детей "Петя и волк" (1936), кантата "Александр Невский" (1938-39). В 1939 П. создаёт оперу "Семён Котко" в характере нар. бытовой драмы о событиях Гражд. войны на Украине (по повести "Я сын трудового народа" В. П. Катаева), в 1940 — комич. оперу "Обручение в монастыре" ("Дуэнья", по Р. Шеридану). Композитор пробует силы и в жанрах массовой сов. песни и кантаты, среди них — монументальная Кантата к 20-летию Октябрьской революции (1936-37), в к-рой используются тексты из работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, лирико-эпич. кантата "Здравица" (1939) на тексты совр. нар. песен. В кантате "Александр Невский", опере "Семён Котко", 6-й фп. сонате зазвучали мотивы предчувствий грозной воен. бури, свидетельствуя о возросшей социальной чуткости автора. Одной из блистательных кульминаций иск-ва П. была пост. "Ромео и Джульетты" в Ленингр. т-ре оперы и балета (1940). В музыке балета с её щедрой пленительной мелодикой и шекспировской мощью контрастов П. подвёл итог своих многолетних исканий муз. реалистич. стиля.

Великая Отечеств. война 1941-45 обострила нац. чувство П. Раздумья о судьбах России в тяжкую годину Отечеств. войны приводят композитора к монументальному замыслу патриотич. оперы-эпопеи "Война и мир" по роману Л. Н. Толстого (1-я ред. 1941-43), в к-рой скрещиваются две важнейшие линии творчества П. — лирико-психологическая и эпическая. Прямое воплощение тема войны нашла в симф. сюите "1941 год", в кантате "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным" (1942-1943), в ряде песен и маршей. Усилившееся тяготение П. к нац.-эпической образности проявилось в богатырски величавой 5-й симфонии (1944) и в музыке к фильму "Иван Грозный". Яркими документами тревожного времени стали сонаты для фп. — 6-я (1939-40), 7-я (1939-42) и 8-я (1939-44), в к-рых наряду с драм. конфликтностью образов нашли преломление мотивы рус. эпоса. Композитор проявляет интерес к муз. фольклору народов СССР (2-й струн. квартет на кабардинские темы, 1941; эскизы комич. оперы "Хан Бузай" по мотивам казах. сказок). Своеобразной разрядкой после трагически обострённых эмоций первых воен. лет были прозрачно светлые настроения, воплотившиеся в "неоклассической" сонате для флейты и фп. (1943) и в балете-сказке "Золушка" (1940-44). Тяжёлое заболевание П. с нач. 1945 ограничило возможности его творч. работы.

В послевоенные годы композитор создал рус. фантастич. балет "Сказ о каменном цветке" (1948-50) по мотивам уральских сказов П. П. Бажова и оперу "Повесть о настоящем человеке" (1947-48) на сюжет одноим. повести Б. Н. Полевого. Душевно чистые образы детства нашли выражение в симф. сюите "Зимний костёр" и оратории нa стихи С.-Я.-Маршака "На страже мира" (с использованием хора мальчиков и детского голоса соло). В эти же годы П. осуществляет новые редакции нек-рых своих ранних произв., в т.ч. 4-й симфонии, 5-й сонаты для фп. В ряде последних соч. появились новые для П. черты — созерцательность, светлое умиротворение (9-я соната для фп., 1947; соната для виолончели и фп., 1949). Особенно яркое выражение они получили в жанрово-лирич. 7-й симфонии (1951-52), ставшей "лебединой песнью" композитора. Вместе с тем такие произв., как 6-я симфония (1945-47), — эпическое напоминание о трагедиях минувшей войны, концерт-симфония для виолончели с оркестром, сказочно-эпическая 1-я соната для скрипки и фп. (1938-46), посв. Д. Ф. Ойстраху, отличаются масштабностью мышления, новизной колористич. и конструктивных решений.

Наряду с Б. Бартоком, П. Хиндемитом, К. Орфом, А. Онеггером, И. Ф. Стравинским и Д. Д. Шостаковичем П. решительно обновил образный и стилистич. строй муз. иск-ва, не порывая с классич. традициями. Громадное наследие композитора охватывает почтя все муз. жанры — от детских песен до симфоний и кантат. Особенно значительны его достижения в жанрах оперы и балета; здесь П. неизменно выступал как смелый реформатор, динамизируя и обновляя муз. драматургию. В его операх значит. место занимают основанные на сквозном действии сцены, в к-рых сложное симф. развитие сочетается со стремительным диалогом, броским речитативом, гибко претворяющим речевые интонации.

В сов. период в оперном творчестве П. возрастает роль вок. кантилены и завершённых муз. форм. Сходная эволюция заметна и в балетах: "скифские" и эксцентрич. мотивы ранних одноактных балетов позднее сменяются углублённостью психологич. содержания, выраженного в масштабных формах большого симфонизированного балета. Чрезвычайно плодотворной была работа П. в области фп. и симф. музыки. Его 5 концертов для фп. с оркестром, 9 фп. сонат, множество миниатюр для фп. открывают новую страницу в эволюции клавирного стиля.

Композитору присущи тяготение к сухим токкатным звучаниям, к простоте и "обнажённости" фактуры, к чётким, "ударным" звучностям, отказ от фигурационной пышности, свободные переходы от виртуозных нагнетаний к плавной кантилене. Прочно вошли в мировой репертуар 7 симфоний П., образность к-рых во многом обусловлена содержанием и стилем его же театр. музыки. На граня симф. и театр. жанров сложился стиль кантатно-ораториальных опусов П.: ораторски-речевые или распевные приёмы использования хора свободно взаимодействуют в них с ярко характеристической партией оркестра. Новое в кантатах П. связано с воздействием динамич. образности кино либо со смелыми опытами муз. воплощения документальной прозы (Кантата к 20-летию Октября).

В стилистике П., поначалу казавшейся дерзко-нигилистической, преобладает созидательное, творчески-конструктивное начало. В противовес дробности, измельчённости мелоса в модернистском иск-ве он упорно культивирует развёрнутые мелодия, линии, обогащенные свежестью модуляционных сдвигов; вопреки тяготению к разрушению тональности — неизменно утверждает чёткость ладово-функциональных устоев, одноврем. расширяя и усложняя тональную систему.

Гармония П. основывается на расширенной 12-ступенной звуковой системе. Она отличается многозвучными полиладовыми комплексами и резкими контрастами между "зоной неустоев" и тональными опорами. Примечателен интерес П. к масштабным, строго классичным конструкциям, к ритмически импульсивной технике остинато, к сочному орк. стилю, основанному на чистых тембрах — то острохарактерных, то мягких и прозрачных.

Творчество П. преемственно связано д. классич. рус. музыкой 19 в. Величавый эпос М. И. Глинки и А. П. Бородина, красочность нар.-фантастич. образов Н. А. Римского-Корсакова, реалистич. характерность и драматизм М. П. Мусоргского нашли в его иск-ве достойное продолжение. Одноврем. с этим мн. черты муз. стиля П. отразили новое звуко-ощущение человека 20 в.: образная контрастность — от жёсткости до нежнейшего лиризма, ритмич. упругость, лапидарность гармонич. и тембровых эффектов, свобода политональных и полимодальных приёмов. Вместе с И. Ф. Стравинским и Б. Бартоком. П. прокладывал пути совр. интерпретации фольклора.

Прокофьев С. С.. Рис. 2

С. С. Прокофьев. 1-я страница партитуры 10-й картины оперы "Война и мир". Автограф.

Мощный динамизм музыки П. во многом обусловлен бурными социальными потрясениями эпохи. Современники угадывали в его лучших соч. живые отражения событий обеих мировых войн и революц. катаклизмов нач. 20 в. Образы обострённого гротеска, обличительного сарказма, свойственные музыке молодого П., были своеобразным отголоском настроений русской интеллигенции в канун Октябрьской революции 1917. По мере возмужания таланта П. в его иск-ве всё большее значение приобретает тема утверждения новых духовных сил народа, вступившего на путь коренных социально-историч. преобразований. П. всё явственнее раскрывался как художник социалистич. эпохи: от интуитивного постижения стихии революц. обновления к сознательному воспеванию героики революции, пафоса нар.-освободит. войны, радости созидания. Музыка П. получила огромную популярность в СССР и за рубежом.

Статистика неоднократно подтверждала, что П. является одним из самых репертуарных авторов 20 в. Его оперы и балеты постоянно идут во многих сов. и заруб. муз. театрах. По всему миру звучат симф. и фп. пьесы П. Сов. кинематографисты экранизировали балеты "Ромео и Джульетта" и "Золушка", оперы "Игрок" и "Любовь к трём апельсинам". Чл. академии "Санта-Чечилия" в Риме (1934), Швед. корол. муз. академии (1947), почётный чл. "Умелецкой беседы" в Праге (1946). Гос. пр. СССР (1943, три — в 1946; 1947, 1951), Ленинская пр. СССР (1957, посмертно, за 7-ю симфонию). Имя П. присвоено Гос. струн. квартету и муз. школе в Москве.

Основные даты жизни и деятельности

1891.-11(23) IV в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Красноармейского района Донецкой обл.) в семье агронома С. А. Прокофьева родился сын Сергей.

1896. — Начало занятий музыкой под рук. матери. Первое соч. — "Индийский галоп" (для фп., записан матерью). 1898. — Гувернантка Луиза Роблен записала ряд фп. пьес юного П.

1900. — Поездка с родителями в Москву. — Посещение Большого т-ра. — Сочинение оперы "Великан" на собств. либр.

1901. — Сочинение оперы "На пустынных островах". — Поездка к родственникам в Калужскую губ.; любительская пост. "Великана" в усадьбе Раевских. — Занятия общеобразовательными предметами под рук. отца.

1902. — Поездка с родителями в Петербург и Москву. — Посещение Мариинского т-ра. — Занятия теорией музыки с С. И. Танеевым и Ю. Н. Померанцевым. — Летом в Сонцовке занятия с Р. М. Глиэром.

1903. — Летом второй приезд Р. М. Глиэра в Сонцовку. — Создание оперы "Пир во время чумы" по А. С. Пушкину и серии фп. миниатюр.

1904.-II. Поездка с матерью в Петербург для поступления в консерваторию. — Консультации у А. К. Глазунова. — Уроки у М. М. Чернова. — Работа над оперой "Ундина" (либр. М. Г. Кильштет). — IX. Экзамен и зачисление в консерваторию в класс композиции А. К. Лядова.

1905. — Участие в коллективном письме студентов в защиту Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из консерватории.

1906. — Начало дружбы с Н. Я. Мясковским; совместное музицирование. — Посещение авторских вечеров М. Регера; встреча с А. Н. Скрябиным. — Уроки инструментовки у Н. А. Римского-Корсакова.

1907. — Посещение "Кружка начинающих композиторов". — Завершение работы над "Ундиной".

1908. — Участие в кружке "Вечера современной музыки", сближение с В. Г. Каратыгиным, А. П. Нуроком, В. Ф. Нуве-лем. — Начало занятий дирижированием с Н. Н. Черепниным. — 18 XII. Дебют П. в 45-м собрании "Вечеров современной музыки" (исп. фп. пьес "Наваждение", "Отчаяние", "Сказка" и др.).

1909. — Исп. симфонии e-moll Придв. оркестром (дир. Г. Варлих). — Окончание консерватории по классу сочинения. — Поступление в класс А. Н. Есиповой (фп.).

1910. — Оркестровые соч. П. — эскиз "Осеннее" и симф. картина "Сны" исп. на ученическом вечере в консерватории. — Опыты в жанре романса и хор. музыки (ор. 7 и 9). — Выступления на "Вечерах современной музыки". — Знакомство с И. Ф. Стравинским.

1911. — Сближение с моск. кружком В. В. Держановского — редактора журн. "Музыка". — Исп. "Снов" и "Осеннего" на летних симф. концертах (дир. К. С. Сараджев, Москва, Сокольнический круг).

1912.-25 VII. 1-й концерт для фп. с оркестром исполнен автором в моск. Нар. доме (дир. К. С. Сараджев). — Печатные выступления Н. Я. Мясковского в защиту музыки П. на страницах журн. "Музыка".

1913.-23 VIII. Первое исп. автором 2-го концерта для фп. с оркестром. — Поездка с матерью за границу (Франция, Великобритания, Швейцария). — Встреча с К. Дебюсси в редакции петерб. журн. "Аполлон".

1914. — Окончание консерватории по классу фп. — Поездка в Лондон, посещение "Русских сезонов" С. П. Дягилева; создание по его заказу балета "Ала и Лоллий".

1915. — Поездка в Италию, — Авторские выступления в Риме. — Знакомство с итал. футуристами.

1916.-16 I. Премьера "Скифской сюиты", созданной на материале балета "Ала и Лоллий". — Включение в репертуар Мариинского т-ра оперы "Игрок". — Авторские выступления в Петрограде, Москве, Киеве, Саратове. — Начало сотрудничества с изд-вом С. А. Кусевицкого.

1917. — Контакты с В. Э. Мейерхольдом (постановщиком "Игрока"). — Знакомство с М. Горьким. — Восторженная реакция на события Февральской революции. — Участие в "Союзе деятелей искусств" вместе с А. А. Блоком, В. В. Маяковским, В. Э. Мейерхольдом. — Замысел оперы "Любовь к трём апельсинам" (по совету Мейерхольда).

1918. — Возвращение в Петроград. — Дружеские встречи с В. В. Маяковским (Москва, "Кафе поэтов"). — IV. "Прокофьевская" неделя в Петрограде: исп. Классической симфонии, "Мимолётностей", 3-й и 4-й фп. сонат. — Встреча с наркомом просвещения А. В. Луначарским. — Отъезд за границу по командировке Наркомпроса. — Путешествие через Сибирь и Дальний Восток. — Авторские концерты в Токио и Йокохаме (июнь), Нью-Йорке и Чикаго (окт.-дек.).

1919. — Завершение оперы "Любовь к трём апельсинам" по сказке К. Гоцци для Чикагского оперного т-ра. — Конц. поездки по Америке.

1920. — Затруднения с постановкой оперы "Любовь к трём апельсинам" в Чикаго. — Поездка в Париж. — Конц. выступления в Калифорнии и Мексике.

1921. — Исп. "Скифской сюиты" и балета "Сказка о шуте..." в Париже; большой успех. — 16 XII. Первое исп. 3-го концерта для фп. с оркестром в Чикаго. — 30 XII. Премьера оперы "Любовь к трём апельсинам" (там же).

1922. — Переезд в Германию (местечко Этталь в Баварии). — Подготовка к печати серии рукописей (для изд-ва "Edition Musicale Russe"), — Встречи в Берлине с В. В. Маяковским. — Переписка с сов. друзьями (Н. Я. Мясковским, Б. В. Асафьевым, В. В. Держановским). — Женитьба на певице Л. Льюбера.

1923. — Переезд в Париж. — 18 X. Первое исп. 1-го концерта для скрипки с оркестром, его неприятие в модернистских кругах Франции.

1924.-9 III. Исп. 5-й сонаты для фп. в Париже; неприятие произв. публикой. — Исп. 2-го фп. концерта (2-я ред., 8 V) и кантаты "Семеро их" (29 V).

1925.-6 VI. Первое исп. 2-й симфонии в концерте С. А. Кусевицкого. — пост. оперы "Любовь к трём апельсинам" в Кёльне. — Переговоры о конц. поездках в СССР. — Успешные гастрольные турне по Зап. Европе и США.

1926. — пост. оперы "Любовь к трём апельсинам" в Ленинграде (18 II) и Берлине (9 X). — Встреча с М. Горьким во время гастролей в Италии. — Переговоры с В. З. Мейерхольдом о переработке оперы "Игрок".

1927.-I-III. Пребывание в СССР. — Триумфальный успех авторских концертов П. в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. — 14 IV. Конц. исп. в Париже фрагментов из оперы "Огненный ангел" под упр. Кусевицкого. — 7 VI. Премьера балета "Стальной скок" в Париже.

1929. — Первые исп. в Париже 3-й симфонии (17 V, дир. П. Монтё) и балета "Блудный сын" (21 V, хореография Дж. Баланчина). — XI. Вторая поездка в Москву; дружеские контакты с В. Э. Мейерхольдом и В. В. Маяковским.

1930. — Трёхмесячное гастрольное турне по США. — Исп. 4-й симфонии в Бостоне (14 XI) и Париже (18 XII).

1931. — Активная конц. деятельность (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Чехословакия).

1932.-31 X. Первое исп. автором 5-го концерта для фп. с оркестром в Берлине (дир. В. Фуртвенглер). — Приглашение в Москву для занятий по композиции с аспирантами консерватории. — Первое исп. в Париже балета "На Днепре" (т-р "Гранд-Опера", хореограф С. Лифарь) и сонаты для 2 скрипок. — XI. Третья поездка в СССР; решение П. возвратиться на Родину ("я с величайшей радостью возвращаюсь восвояси на советскую землю").

1933 — Летом отдых на юге Франции в доме видного коммунистич. деятеля Ж. Садуля. — Осень. Начало работы в качестве педагога-консультанта в Моск. консерватории (до 1937).

1934. — Конц. выступления на Украине и в Закавказье. — Отдых на берегу Средиземного моря. — Сотрудничество с моск. Камерным т-ром (музыка к спектаклю "Египетские ночи", пост. А. Я. Таирова).

1935.-IV. Премьера "Египетских ночей" в Камерном т-ре с музыкой П. — XII. Конц. поездка с франц. скрипачом Р. Соэтаном в Испанию и Сев. Африку.

1936.-2 V. Первое исп. симф. сказки для детей "Петя и волк". — Первые исп. "Русской увертюры" и симф. сюит из "Ромео и Джульетты". — Гастрольная поездка по Зап. Европе и США.

1937. — Замысел кантаты о покорителях Сев. полюса.

1938. — Последнее конц. турне за границей. — Изучение техники звукового кино в студиях Голливуда. — XI. Исп. концерта для виолончели с оркестром на Декаде сов. музыки в Москве. — 1 XII. Выпуск на экраны фильма режиссёра С. М. Эйзенштейна "Александр Невский" с музыкой П. — 30 XII. Премьера балета "Ромео и Джульетта" в г. Брно (Чехословакия).

1939. — Работа в содружестве с В. Э. Мейерхольдом над оперой "Семён Котко". — Создание дополнит. номеров к балету "Ромео и Джульетта" для Ленингр. т-ра оперы и балета. — 17 V. Первое исп. кантаты "Александр Невский". — 21 XII. Первое исп. кантаты "Здравица".

1940.-11 I. Первая пост. балета "Ромео и Джульетта" в Ленингр. т-ре оперы и балета (балетм. Л. М. Лавровский). — 20 IX. Премьера оперы "Семён Котко" в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского.

1941.-V-VI. Закрытые показы комич. оперы "Дуэнья" ("Обручение в монастыре") в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского. — Главы автобиографии П. опубликованы в журн. "Советская музыка". — Женитьба на поэтессе М. А. Мендельсон. — Первые отклики на события Великой Отечеств. войны 1941-45: симф. сюита "1941 год", песни и марши. — Эвакуация в Нальчик. — XI. Переезд в Тбилиси.

1942. — Переезд в Алма-Ату по приглашению С. М. Эйзенштейна для работы над фильмом "Иван Грозный". — IX. Первое исп. 2-го квартета в Москве. — Успешные исп. кантаты "Александр Невский" в Великобритании и США. — Поездка в Москву с остановкой в Семипалатинске (для работы над мушкой к фильму "Партизаны в степях Украины").

1943.-18 I. С. Т. Рихтер впервые исп. 7-ю сонату для фп. — II. Замысел казах, комич. оперы "Хан Бузай". — VI. Переезд в Пермь. — X. Возвращение в Москву.

1944.-21 II. Первое исп. кантаты "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным". — 16 X. Первый показ оперы "Война и мир" (под фп., Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва). — 30 XII. Исп. Э. Г. Гилельсом 8-й сонаты для фп.

1945.-13 I. Первое исп. 5-й симфонии (последнее дирижёрское выступление П.). — Тяжёлое заболевание (гипертония). — После длительного лечения работа в Доме творчества в Иваново. — 7 VI. Конц. исп. оперы "Война и мир" в Большом зале консерватории (дир. С. А. Самосуд). — 21 XI. Премьера балета "Золушка" в Большом т-ре (балетм. Р. В. Захаров).

1946.-12 VI. Сценическая премьера оперы "Война и мир" в Ленингр. Малом оперном т-ре (первые 8 картин). — 23 X. Первое исп. сонаты для скрипки и фп. (ор. 80) Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным. — 3 XI. пост. оперы "Дуэнья" ("Обручение в монастыре") в Ленингр. т-ре оперы и балета. — 22 XII. Балет "Ромео и Джульетта" впервые пост. в Большом т-ре.

1947. — Временное улучшение состояния здоровья в результате почти безвыездного пребывания на загородной даче в пос. Николина Гора. — Взлёт творч. активности: завершение 6-й симфонии (первое исп. 11 X, зал Ленингр. филармонии, дир. Е. А. Мравинский), новой редакции 4-й симфонии, а также 9-й фп. сонаты.

1948. — Сближение с дирижёром С. А. Самосудом. — 3 X. Неудачный показ оперы "Повесть о настоящем человеке" в Ленингр. т-ре оперы и балета (закрытый просмотр).

1949. — Тяжёлый рецидив болезни. — Сотрудничество с С. Я. Маршаком (начало работы над симф. сюитой "Зимний костёр" и ораторией "На страже мира").

1950.-1 III. Первое исп. сонаты для виолончели и фп. — 19 XII. Первые исп. сюиты "Зимний костёр" и оратории "На страже мира".

1951.-21 IV. Чествование П. в Союзе композиторов по случаю 60-летия со дня рождения.

1952.-18 II. Первое исп. симфонии-концерта для виолончели с оркестром. — Присуждение П. персональной пенсии. — Решение об издании избранных сочинений композитора. — Окончание 7-й симфонии (по заказу Всесоюзного радио). — 11 X. Первое исп. 7-й симфонии. — Замысел концерта для двух фп. и струн. оркестра.

1953. — Работа с коллективами Большого т-ра и Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко по подготовке спектаклей балета "Каменный цветок" и оперы "Война и мир". — П. сочинил эскизы Концертино для виолончели с оркестром и сонаты для виолончели соло. — 5 III. Смерть на моск. квартире от кровоизлияния в мозг. — Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения: оперы — Маддалена (сюжет и либр. М. Ливен, ор. 13, 1911; 2-я ред. 1913, не исп.), Игрок (по. Ф. М. Достоевскому, либр. П., ор. 24, 1915-16; 2-я ред. 1927. пост. 1929, Корол. т-р, Брюссель), Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, либр. П., ор. 33, 1919, пост. 1921, Чикаго; 1926, Ленингр. т-р оперы и балета). Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, либр. П., ор. 37, 1919-27; конц. исп. 1954, "Т-р Елисейских полей", Париж; пост. 1955, т-р "Фениче", Венеция), Семён Котко (либр. B. П. Катаева и П., ор. 81, 1939; пост. 1940, Оперный т-р им. К. С. Станиславского, Москва), Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, либр. П., ор. 86, 1940; пост. 1946, Ленингр. т-р оперы и балета), Война и мир (по Л. Н. Толстому, либр. П. и М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 91, 1941-43; 2-я ред. 1946-52; пост. 1946, Ленингр. Малый оперный т-р), Повесть о настоящем человеке (по Б. Н. Полевому, либр. П. и М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 117, 1947-48; пост. 1948, Ленингр. т-р оперы и балета, закрытый просмотр; 1960, Большой т-р); балеты — Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (по рус. нар. сказкам Пермской губ., из сб. А. Н. Афанасьева, либр. П., ор. 21, 1915; 2-я ред. 1920; пост. 1921, "Театр лирик", труппа С. П. Дягилева, Париж), Стальной скок (либр. Г. Б. Якулова и П., ор. 41, 1925; пост. 1927, труппа Дягилева, т-р Сары Бернар, Париж), Блудный сын (либр. Б. Кохно, ор. 46, 1928; пост. 1929, труппа Дягилева, там же), на Днепре (либр. C. Лифаря и П., ор. 51, 1930; пост. 1932, т-р "Гранд-Опера", Париж), Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, либр. С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и П., ор. 64, 1935-36; пост. 1938, т-р "На градбах", Брно; 1940, Ленингр. т-р оперы и балета), Золушка (либр. Н. Д. Волкова, ор. 87, 1940-44; пост. 1945, Большой т-р; Гос. пр. СССР, 1946), Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, либр. М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского, ор. 118, 1948-50; пост. 1954, Большой т-р); для солистов хора и орк. — оратория — На страже мира (сл. С. Я. Маршака, ор. 124, 1950; Гос. пр. СССР, 1951); кантаты Семеро их (сл. К. Д. Бальмонта, ор. 30, 1917-18), К 20-летию Октября (текст-монтаж П. из соч. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, ор. 74, 1936- 1937), Александр Невский (сл. П. и В. А. Луговского, ор. 78, 1938-39), Здравица (текст из рус., укр., белорус., кумыкского, курдского, мар. и морд. фольклора, ор. 85, 1939), Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным (сл. П. Г. Антокольского, ор. 93, 1942-43), Расцветай, могучий край (сл. Е. А. Долматовского, ор. 114, 1947); вок.-симф. сюиты Песни наших дней (сл. А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные, ор. 76, 1937), Зимний костёр (ел, С. Я. Маршака, ор. 122, 1949; Гос. пр. СССР, 1951); для орк. — 7 симфоний (Классическая, D-dur, op. 25, 1916-17; 'd-moll, op. 40, 1924; c-moll, op. 44, 1928; C-dur, op. 47, 1930, 2-я ред., op. 112, 1947; B-dur, op. 100, 1944, Гос. пр. СССР, 1946; es-moll, op. 111, 1945-47; cis-moll, op. 131, 1951-52, Ленинская пр., 1957), симфониетта (A-dur, op. 5, 1909; 2-я ред., 1914; 3-я ред., op. 18, 1929), сюиты Ала и Лоллий (Скифская сюита, ор. 20, 1914-15), Шут (из балета, ор. 21 bis, 1922), Любовь к трём апельсинам (из оперы, ор. 33 bis, 1934), Стальной скок (из балета, ор. 41 bis, 1926), Блудный сын (из балета, ор. 46 bis, 1929), Четыре портрета и Развязка из оперы "Игрок" (ор. 49, 1931), На Днепре (из балета, ор. 51 bis, 1933), Поручик Киже (из музыки к фильму, ор. 60, 1934), Египетские ночи (из музыки к спектаклю, ор. 61, 1934), Ромео и Джульетта (1-я сюита из балета, ор. 64 bis, 1936, 2-я сюита из балета, ор. 64 bis, 1936, 3-я сюита из балета, ор. 101, 1946), Летний день (детская сюита, ор. 65 bis, 1941), Семён Котко (из оперы, ор. 81 bis, 1941), 1941 год (ор. 90, 1941), Золушка (1-я сюита лз балета, ор. 107, 1946; 2-я сюита из балета, ор. 108, 1946; 3-я сюита из балета, ор. 109, 1946), Вальсы (симф. сюита в 6 частях, ор. 110, 1946), Летняя ночь (из оперы "Обручение в монастыре", ор. 123, 1950), Свадебная сюита (из балета "Сказ о каменном цветке", ор. 126, 1951); поэмы — Тридцать лет (ор. 113, 1947), Встреча Волги с Доном (ор. 130, 1951); увертюра (два варианта: для 17 исполнителей и для большого орк., ор. 42, 1926; ор. 42 bis, 1928), увертюра на евр. темы (ор. 34 bis, 1934), Русская увертюра (два варианта: для четверного и тройного состава орк., ор. 72, 1936); симф. картина Сны (ор. 6, 1910), Дивертисмент (ор. 43, 1925-29; конц. перелож. для фп., ор. 43 bis, 1938), Симфоническая песнь (ор. 57, 1933), симф. эскиз Осеннее (ор. 8, 1910), сказка Петя и волк (сл. П., ор. 67, 1936), симф. марш (B-dur, op. 88, 1941), Ода на окончание войны (ор. 105, 1945), Два пушкинских вальса (ор. 120, 1949), Цыганская фантазия (из балета "Сказ о каменном цветке", ор. 127, 1951), Уральская рапсодия (из балета "Сказ о каменном цветке", ор. 128, 1951); концерты с орк. — 5 для фп. (Des-dur, op. 10, 1911-12; g-moll, op. 16, 1913, 2-я ред. 1923; C-dur, op. 26, 1917-21; B-dur, op. 53, 1931, для левой руки; G-dur, op. 55, 1932); 2 для скр. (D-dur, op. 19, 1916-1917; g-moll, op. 63, 1935), для влч. (e-moll, op. 58, 1933-38), симфония-концерт для влч. (e-moll, op. 125, 1950-52), Концертино для влч. (g-moll., op. 132, завершено др. автором), для 2 фп. и струн. орк. (ор. 133, 1952, не закончено); для дух. оркестра — 4 марша (ор. 69, 1935-37), марш (ор. 99, 1943-44); камерно-инстр. ансамбли — соната для 2 скр. (ор. 56, 1932); для скр. и фп. — 2 сонаты (ор. 80, 1938-46, Гос. пр. СССР, 1947; ор. 94 bis, 1943-44, транскрипция сонаты для флейты и фп.), 5 мелодий (ор. 35 bis, 1925); соната для флейты и фп. (ор. 94, 1943); соната для влч. и фп. (ор. 119, 1949), Баллада для влч. и фп. (ор. 15, 1912), Юмористическое скерцо для 4 фаготов (ор. 12 bis, 1912), 2 струн. квартета (ор. 50, 1930; на кабардинские темы, ор. 92, 1941), Увертюра на евр. темы для кларнета, 2 скр., альта, влч. и фп. (ор. 34, 1919), квинтет для гобоя, кларнета, скр., альта и контрабаса (ор. 39, 1924); для фп. — сонаты (ор. 1, 1907, 2-я ред. 1909; ор. 14, 1912; ор. 28, 1907, 2-я ред. 1917; ор. 29, 1908, перелож. для орк. Andante, op. 29 bis, 1934, 2-я ред. 1917; op. 38, 1923, 2-я ред., op. 135, 1952-53; op. 82, 1939-40; op. 83, 1939-42, Гос. пр. СССР, 1943; op. 84, 1939-1944, Гос. пр. СССР, 1946; ор. 103, 1947; ор. 137, 1953, не законч.); 3 сонатины (2 — ор. 54, 1932; 3-я — Пасторальная, ор. 59, 1934), токката (ор. 11, 1912), Сарказмы (ор. 17, 1912-1914), Мимолётности (ор. 22, 1915-17), Сказки старой бабушки (ор. 31, 1918), 2 конц. транскрипции из оперы "Любовь к трём апельсинам" (ор. 33, 1918, два фрагмента из оперы), Вещи в себе (ор. 45, 1928), Мысли (ор. 62, 1933-34), Детская музыка (12 лёгких пьес, ор. 65, 1935), Ромео и Джульетта (10 пьес для фп., конц. транскрипция из музыки к балету, ор. 75, 1937), Гавот (ор. 77,1938, конц. транскрипция из музыки к спектаклю "Гамлет"), 3 пьесы из балета "Золушка" (ор. 95, 1942), 10 пьес из балета "Золушка" (ор. 97, 1943), 6 пьес из балета "Золушка" (ор. 102, 1944), 4 этюда (ор. 2, 1909), пьесы (ор. 3, 1911; ор. 4, 1910-12; ор. 32, 1918; ор. 52, 1930-31; ор. 59, 1934; ор. 96, 1941-42); для скр. соло — соната (ор. 115, 1947); для голоса и фп. — Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта (ор. 9, 1910-11), Гадкий утёнок (сказка X. К. Андерсена, ор. 18, 1914; 2-я ред. для голоса и орк., 1914), 5 стихотворений (сл. В. И. Горянского, З. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева, ор. 23, 1915), 5 песен (без слов, ор. 35, 1920), 5 стихотворений (сл. А. А. Ахматовой, ор. 27, 1916), 5 стихотворений (сл. К. Д. Бальмонта, ор. 36, 1921), 6 песен (сл. М. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные, ор. 66, 1935), 3 романса (сл. А. С. Пушкина, ор. 73, 1936), 7 песен (сл. А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные, ор. 79, 1939), 3 детские песни (сл. А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в пер. С. В. Михалкова, ор. 68, 1936-39), 7 массовых песен (сл. В. В. Маяковского, А. А. Суркова, М. А. Мендельсон, ор. 89, 1941-42), Солдатская походная (сл. В. А. Луговского, ор. 121, 1950), 2 дуэта (обр. рус. нар. песен, ор. 106, 1945) и др.; хоры — Два стихотворения (для жен. хора и орк., сл. К. Д. Бальмонта, ор. 7, 1909-10); обр. нар. песен — 2 тетради рус. нар. песен (ор. 104, 1944), 5 казах. нар. напевов (1927); музыка к драм. спектаклям — "Египетские ночи" (по У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину, без op., 1934, Камерный т-р, Москва), "Борис Годунов" Пушкина (ор. 70 bis, 1936, пост. 1957, Центр. детский т-р, Москва), "Евгений Онегин" (по роману в стихах Пушкина, ор. 71, 1936, Камерный т-р, Москва), "Гамлет" Шекспира (op. 77, 1937-38, Ленингр. драм, т-р); музыка к фильмам — "Поручик Киже" (1933), "Пиковая дама" (1938), "Александр Невский" (1938), "Лермонтов" (1941), "Тоня" (1942), "Котовский" (1942) "Партизаны в степях Украины" (1942), "Иван Грозный" (1942; за 1-ю серию Гос. пр. СССР, 1946; на музыку из фильма созданы: оратория, 1961, муз. композиция А. Л. Стасевича, сл. В. А. Луговского; балет — составлен М. И. Чулаки, 1975, Большой т-р); обработки для фп. — сюита из вальсов Ф. Шуберта (1920), Сюита из вальсов Ф. Шуберта (в 4 руки, 1923), Органная прелюдия и фуга Д. Букстехуде (1920).

Собрания сочинений: т. 1-20, М., 1955-67.

Литературные сочинения и письма: А. Станчинский. Эскизы для фортепиано, "Музыка", 1913, No 148; H. Мясковский. Соната No 1 для фортепиано, там же, 1915, No 210; Музыкальные инструменты футуристов, там же, 1915, No 219; (Об "Игроке"), "Вечерние биржевые ведомости", 1916, 12 мая; (Еще об опере "Игрок"), "Вечернее время", 1916, 13 мая; (О самом себе), "The Musical Observer" N. Y., 1918; Париж, весенний сезон 1925, "De Musica", Временник разряда истории и теории музыки, 1925, вып. 1; Беседа с С. Прокофьевым, "Музыка и революция", 1927, No 3; Музыкальная жизнь Парижа, "Советский театр", 1932, No 12; За шесть дней, "Советское искусство", 1933, 20 янв.; О музыке САСШ, там же, 1933, 26 ноября; Из переписки С. Прокофьева и С. Эйзенштейна, "СМ", 1961, No 4; Письма С. С. Прокофьева к В. В. Держановскому, в кн.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962; Прокофьев С. С. и Алперс В. В. Переписка, в сб.: Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962; Последнее письмо С. Прокофьева (фотокопия), "СМ", 1963, No 3; "Моя музыка навсегда останется русской", там же, 1970, No 4; Из эпистолярного наследия, публикация подготовлена И. Мартыновым, там же, 1971, No 4; Автобиография, М., 1973; Переписка (с Н. Я. Мясковским), М., 1977.

Литература: Н. Сем, XLV вечер современной музыки (фп. пьесы), "Слово", 1908, 20 дек.; Каратыгин В., Молодые русские композиторы, "Аполлон", 1910, No 12; его же, Петербургский летний сезон, там же, 1913, No 7; его же, Музыка, там же, 1914, No 5; его же, 2-й абонементный концерт Зилоти, "Музыкальный современник", 1915, вып. 5; его же, Концерты Прокофьева, "Наш век", 1918, 6 апр., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Достоевский и музыка, "ЖИ", 1921, 15, 29 нояб., 13 дек., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Новая музыка, "ЖИ", 1924, No 23, то же, в кн.: С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, М., 1961; А, Н., Музыкальный вечер в "Аполлоне", "Аполлон", 1910, No 7; О. В., Концерты в С.-Петербурге. Консерваторский акт, "РМГ", 1914, 1-8 июня; Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Петроградские куранты, ст. 1, 3, 4, 9, 12, "Музыка", 1914, No 203; 1915, No 208-209, 226; 1916, No 249; его же, Первый абонементный концерт Зилоти, "Хроника журнала Музыкальный современник", 1916, No 3; его же, Второй внеабонементный концерт А. Зилоти, там же, 1916, No 5-6; его же, Путь к радости. (О намечающемся в русской музыке новом пути развития), "Новая жизнь", 1917, 26 июля; его же, Предвосхищение будущего, "ЖИ", 1918, 31 окт.; его же, Про композиторов-современников, там же, 1919, 15 янв.; его же, Русская симфоническая музыка за 10 лет, "Музыка и революция", 1927, No 11; его же, Сергей Прокофьев, Л., 1927; его же, За восемь лет, "Современная музыка", 1927, No 19; его же, Прокофьев-исполнитель, "ЖИ", 1927, No 7; его же, К 25-летию музыкальной деятельности Сергея Прокофьева, в кн.: Любовь к трем апельсинам. Опера С. Прокофьева, (Л.), 1934; его же, Три имени. Через прошлое к будущему, "СМ", 1943, No 1, то же, Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Sergej Prokofev, "Tempo", Praha, 1947, rocnik 19, No 4; то же, "CM", 1958, No 3; (Мясковский H.), Сергей Прокофьев, op. 10. Первый концерт для фортепиано с оркестром, "Музыка", 1914, No 194, то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, Статьи, письма, воспоминания, т. 2, М., 1960; Maлков Н., Концерты в Петрограде, "РМГ", 1915, No 5; его же, Прокофьев в Ленинграде, "ЖИ", 1927, No 8; его же (под псевд. Исламей), А. В. Луначарский о творчестве Бетховена и Прокофьева, там же, 1926, No 22, то же, в кн.: Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1971; Жиляев Н., Сергей Прокофьев, "К новым берегам", 1923, No 1; его же, Характерные черты творчества Прокофьева, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924; Сараджев К., Сергей Прокофьев. Концерт для скрипки, ор. 19, "К новым берегам", 1923, No 3; Фейнберг С., О фортепианном стиле С. Прокофьева, там же, 1923, No 1; Беляев В., Возвращение Прокофьева, "ЖИ", 1927, No 6; его же, Сергей Прокофьев. (Творческий и жизненный путь), М., 1932; Богданов-Березовский В., Сергей Прокофьев, "Рабочий и театр", 1927, No 18; Держановский Вл., Увертюра ор. 42 С. Прокофьева, "Современная музыка", 1927, No 19; Кузнецов К., Живой облик Прокофьева, там же, 1927, No 20; Нейгауз Г., Сергей Прокофьев, "Музыка", 1937, No 29; его же, Первая крупная удача, "СМ", 1940, No 10; Hестьев И., Материалы к творческой биографии Прокофьева, "СМ", 1941, No 4; его же, О стиле С. Прокофьева, в сб.: Сов. музыка, вып. 4, М., 1946; его же, Путь Сергея Прокофьева, "СМ", 1953, No 5, то же в кн.: Советская симфоническая музыка, М., 1955; его же, Прокофьев, М., 1957, перераб. и доп. изд. под назв.: Жизнь Сергея Прокофьева, М., 1973; Шлифштейн С., Творчество С. Прокофьева в дни войны, "Информационный сборник", 1944, No 5-6; его же, С. С. Прокофьев. Заметки о творчестве в годы Великой Отечественной войны, в сб.: Сов. музыка, вып. 5, М., 1946; его же, О Прокофьеве — композиторе и человеке, "МЖ", 1961, No 7; его же (сост.), С. С. Прокофьев, Нотографический справочник, М., 1962; его же (сост.), Сергей Прокофьев. (Альбом, М., 1965); его же, Слово о Прокофьеве. К 75-летию со дня рождения, "МЖ", 1966, No 8; Шостакович Д., Советская музыка в дни войны, "Литература и искусство", 1944, 1 апр.; его же, Опера "Война и мир" в концертном исполнении, "Советское искусство", 1945, 12 окт.; его же, Симфония света и радости жизни, "СМ", 1957, Мб; КабалевскийДм., Чудесная дружба, там же, 1961, No 4; Хохловкина A., "Война и мир" Сергея Прокофьева, там же, 1946, No 8-9; К 60-летию С. С. Прокофьева, там же, 1951, No 4; Памяти С. Прокофьева. (Некролог), там же, 1953, No 4; С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, (сост., ред., примечания и вступ. статья С. И. Шлифштейна), М., 1956, 1961; Журдан-Моранж Э., Парижский сезон, (пер. с франц. Г. Эдельмана), "СМ", 1957, No 6; Берков В., О гармонии С. Прокофьева, там же, 1958, No 8; Maртынов И. И., Сергей Прокофьев, М., 1958; его же, С. Прокофьев. Жизнь и творчество, М., 1974; Сабинина М., Сергей Прокофьев, (М., 1958); её же, "Семён Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; её же, "Поручик Ниже" в балете, "СМ", 1963, No 7; Ярустовский Б., Опера и современность. Заметки о стиле некоторых советских опер, там же, 1958, No 4; его же. Прокофьев и театр. Заметки о драматургии, там же, 1961, No 4; Боганова Т., О русских традициях в творчестве Прокофьева, там же, 1959, No 8; её же, О ладовых основах и вариантности строения мелодии в поздних симфониях Прокофьева, в кн.: Труды кафедры теории музыки Моск. гос. консерватории, вып. 1, М., 1960; её же, Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева, М., 1961; Гаккель Л., О пианистическом искусстве Прокофьева, "СМ", 1959, No 8; его же, Фортепьянное творчество С. С. Прокофьева, М., 1960; его же, О фортепьянном стиле Прокофьева периода 1914-1918 годов, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Блок В., Об эволюции стиля и о некоторых особенностях творческого метода С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Особенности варьирования в инструментальных произведениях Прокофьева, там же, вып. 3, М., 1965; его же, Утверждение героики, "СМ", 1966, No 11; его же, Основные особенности неимитационной полифонии Прокофьева, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; его же, Виолончельное творчество Прокофьева. Исследование, М., 1973; Левашёв Ю., Музыка балета "Золушка" С. Прокофьева, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Запорожец Н. В., Некоторые композиционные особенности творчества С. Прокофьева, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Слонимский Ю., Встречи с Прокофьевым, "МЖ", 1960, No 5; Pайер Ю., Записки балетного дирижера, "СМ", 1960, No 10; Чепелевский С., В мире шахмат, "Шахматы в СССР", 1960, No 12; Дельсон В. Ю., Фортепианные концерты С. Прокофьева, М., 1961; его же, художник мужественный, светлый..., "СМ", 1964, No 8; его же, Самобытный пианист, там же, 1967, No 4; его же. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева, М., 1973; Ермолаев A., О Прокофьеве, "СМ", 1961, No 4; Караев К., Мысли о Прокофьеве, там же; Самосуде., Вспоминая встречи с С. Прокофьевым, там же; Холопова В., Холопов Ю., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1961; Яунзем И., О Прокофьеве, "СМ", 1961, No 4; её же, Жизнь в песне, там же, 1967, No 12; Мендельсон М., В Алма-Ате, там же, 1962, No 8; её же. Из воспоминаний, там же, 1963, No 3; Орджоникидзе Г. Ш., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1962; его же, Шекспир и Прокофьев, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Сергей Прокофьев. 1953-1963. Статьи и материалы. (Сост. и ред. И. В. Нестьев и Г. Я. Эдельман), М., 1962, дополн. и перераб., М., 1965; Скорик М., Прокофьев и Шенберг, "СМ", 1962, No 1; его же, Особенности лада музыки Прокофьева, К., 1967; его же, Ладовая система С. Прокофьева, с предисл. Д. Кабалевского, К., 1969; Слонимский С., Черты симфонизма С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Симфонии Прокофьева. Опыт исследования, М.-Л., 1964; Черты стиля Прокофьева. Сб. теоретических статей, (сост., ред. Л. Бергер), М., 1962; Катонова С., Балеты Прокофьева, М., 1962; Арановский М., О некоторых стилевых особенностях лирической мелодики С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, Л., 1963; его же, Стилевые черты инструментальной мелодики раннего Прокофьева, там же, вып. 4, М.-Л., 1965; его же, Мир Прокофьева, "МЖ", 1967, No 21; его же, Путь к расцвету, "СМ", 1968, No 4; его же, Мелодика С. Прокофьева. Исследовательские очерки, Л., 1969; Данько Л., Оперы Прокофьева, Л., 1963; Земцовский И., О двух типах трактовки вводного тона в произведениях С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, М., 1963; Рождественский Г., Неизведанный мир, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Roгожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, М.-Л., 1964; её же, Романсы и песни С. С. Прокофьева, М., 1971; Степанов О. Б., Мастерство, достойное восхищения, "СМ", 1964, No 11; его же, О некоторых особенностях музыкальной драматургии оперы С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", в кн.: Труды гос. ин-та им. Гнесиных, вып. 8, М., 1968; его же. Синтез новаторства и традиций. ("Любовь к трем апельсинам"), "СМ", 1970, No 6; его же, Театр масок в опере С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", М., 1972; Бирман С, Встреча с Прокофьевым, "СМ", 1965, No 9; Василенко С., Балеты Прокофьева, М.-Л., 1965; Глиэр Р., Письма к М. Р. Ренквист (о С. С. Прокофьеве), "СМ", 1965, No 10-11; Кремлёв Ю., Эстетические взгляды С. С. Прокофьева. По материалам высказываний, М.-Л., 1966; Леман A., Его музыка живет, "СМ", 1966, No 4; Тер-Мартиросян Т., Некоторые особенности гармонии Прокофьева, Л., 1966; Тюлин Ю., На пути к признанию. Страницы воспоминаний, "МЖ", 1966, No 8; Якубов М., Величайший мелодист XX века, "СМ", 1966, No 4; его же, Полифонические черты мелодики Прокофьева. (Имитационные формы скрытой полифонии), в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Морозов С., Прокофьев, М., 1967 (Жизнь замечательных людей); Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967; его же, Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Xолoпова В., О ритмике Прокофьева, там же; её же, Симметрия интервалов в музыке Прокофьева, "СМ", 1972, No 4; Тараканов М., Стиль симфоний Прокофьева. Исследование, М., 1968; Кончаловская Н., Непридуманные рассказы. Праздник в будни, "Москва", 1969, No 11; Киселева Е. И., Полигармония и политональность в творчестве С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, M., 1970; Сохoр A., Воплощая ленинскую тему, "СМ", 1970, No 4; Pаисов Ю., Еще раз о политональности, "СМ", 1971, No 4; С. Прокофьев. Статьи и исследования, сост. В. Блок, М., 1972; Eвсеева Т., Сергей Прокофьев — пианист, "МЖ", 1972, No 8; Куницына И. С., Роль имитационной полифонии в драматургии музыкальной формы произведений С. С. Прокофьева, в кн.: Научно-методические записки Уральской консерватории, вып. 7, Свердловск, 1972; Bruyr J., Serge Prokofieif, в его кн.: L'Ecran des musiciens. (Seconde sйrie), P., 1933; Serge Prokofieff. (Mit Beitrдgen von: Serge Prokofieff, Gerald Abraham, Franck Merrick u. a.), (Bonn, 1953); Кinsey L., The piano sonatas of Serge Prokofieff. A critical study of the elements of their style, (N. Y., 1959); Zielinski T. A., Koncerty Prokofiewa, (Kr., 1959); Streller F., Sergej Prokofjew, Lpz., 1960; Samuel Сl., Prokofjev, P., 1960; Steller Fr., S. Prokofjew, Lpz., 1960; Sliwinski Z., Sergiusz Prokofiew i ego sonaty fortepianowe, в кн.: Panstwowa wyzsza szkola muzyczna w Katowicach. Zeszyt naukowy, No 1, 1962; О twуrczoуsci Sergiusza Prokofiewa. Studia i materialy, (Kr.), 1962; Ashley P. R., Prokofjew's piano music, N. Y., 1963; Poulenc F., La musique de piano de Prokofieff, в кн.: Musique russe, v. 2, P., 1953 (рус. пер. — Пуленк Ф., Его фортепианная музыка, "СМ", 1968, No 4); Вrосkhaus H. A., Sergei Prokofjew. Mit einer Auswahl von Aufsдtzen des Komponisten, Lpz., (1964); Hofmann R. M., Serge Prokofiew. L'homme et son oeuvre, (P., 1964), 1966; Vajda I., Sergej Prokofiev, Brat., 1964; Rayment M., Prokofjew, L., 1965; Xлeбаpов И., Сергей Прокофиев, София, 1965; McAllister R., Natural and supernatural in "The fiery angel", "The musical times", 1970, v. 111, No 1530.

И. В. Нестьев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me