Прокофьев Г. П.

Григорий Петрович (28 XII 1883 (9 I 1884), Козлов, ныне Мичуринск Тамбовской обл. — 3 XII 1962, Москва) — сов. музыковед, пианист, педагог и методист. Окончил в 1906 юридич. ф-т Моск. ун-та, в 1909 — Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова. С 1909 преподавал игру на фп., в 1911-24 — в Моск. консерватории, где с 1915 вёл также курс методики фп. игры и её преподавания (с 1919 проф.). Вместе с М. М. Ипполитовым-Ивановым и А. Б. Гольденвейзером (в первые годы после Окт. революции 1917) чл. директората Моск. консерватории, декан организованного по его инициативе педагогич. ф-та. В 1923-43 преподавал в муз. уч-ще и Центр. муз. школе-десятилетке при Моск. консерватории. В 1924-31 действит. чл. ГИМНа и пред. его фп.-методология, секции. В 1931-41 организатор и рук. Н.-и. муз.-педагогич. лаборатории, первоначально при Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской, затем Ин-те художеств. воспитания Академии педагогич. наук РСФСР, с 1938 — при Моск. консерватории. С 1944 ст. науч. сотрудник Ин-та художеств. воспитания (отделение спец. психологии), с 1950 — Ин-та психологии Академии педагогич. наук РСФСР. С 1906 активно выступал как муз. критик в моск. периодич. печати (газ. "Русские Ведомости" и др.), в 1910-16 был моск. корреспондентом "Русской музыкальной газеты". Проницательностью суждений отмечены его статьи о творчестве А. Т. Гречанинова, Г. Л. Катуара, Н. К. Метнера, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина. Был одним из первых исследователей творчества С. В. Рахманинова. В послереволюц. годы разрабатывал вопросы методики и психологии фп. педагогики и исполнительства. Под его ред. и с его предисловиями изданы кн.: "Техника игры на фортепьяно" Ф. Штейнхаузена (пер. с нем., М., 1926), сб. "Развитие пианиста" (М., 1935); с его послесловием кн. "Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони" М. Н. Бариновой (М., 1964).

Сочинения: Певец интимных настроений (С. В. Рахманинов), "РМГ", 1909, No 48-52, 1910, No 2, 6, 26-31, 37, 38, 40; Игра на фортепьяно. (Лекции, читанные 21 и 28 марта 1926 г.), М., 1927; Формирование музыканта-исполнителя, М., 1956; Рахманинов играет Скрябина, "СМ", 1959, No 3; Заметки о Рахманинове, там же, 1959, No 10; Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем, "Вопросы психологии", 1959, No 5, и др.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me