Офферторий

(позднелат. offertorium, от лат. offero) — подношу; точнее — Antiphone et Offertorium) — песнопение, исполняемое в католич. церкви во время обряда пресуществления даров — хлеба и вина, составляющего 4-ю и центральную по значению часть "особой мессы" (Proprium missae, см. Месса). Первоначально представлял собой псалм и антифон, исполнявшиеся попеременно двумя хорами. Позднее вместо антифонной приобрёл респонсориальную форму (см. Респонсорий) и примерно с 7 в. состоял из хоровых обрамляющих разделов, между к-рыми располагалось неск. сольных строф. В начале эпохи Возрождения сольные строфы отпали; лишь в 1958 Ватикан спец. постановлением вновь предписал их исполнение. Для респонсориального О. характерны мелизматически украшенная мелодика сольных строф, интонац. связи между обрамляющими разделами и сольными строфами, повторение слов и целых словесных оборотов. Первые многогол. обработки О. появились в 15 в. Возник тип О., состоявший из одноголосного песнопения, к-рое исполняли верующие, и многогол. части, основывавшейся на хоральной мелодии в качестве cantus firmus (О. композиторов парижской школы Нотр-Дам). Со 2-й пол. 16 в. стали создаваться О. без cantus firmus, в свободном мотетном стиле (см. Мотет). Наиболее значит. О. этого стиля — "Оффертории на весь год" ("Offertoria totius anni") Палестрины (1593) и 4-5-гол. О. "Священные песнопения" ("Sacrae cantiones") Лассо (1582 и 1585). В 17-18 вв. О. стал центр. частью "особой мессы" и создавался в виде полнозвучных 6-7-го-лосных или многохорных песнопений. В 18 в. преобладал тип более простого по музыке 4-гол. О., авторы к-рого стремились к возможно более ясной подаче текста. Возникли и новые формы О. — в виде чисто инстр. органной пьесы, концертного плана арии с инстр. сопровождением, кантаты. В таких О. часто использовались свободные, неканонич. тексты. В 18-19 вв. композиторы вернулись к литургич. текстам. В числе авторов О. — Й. и М. Гайдны, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др.

Литература: Lipphardt W., Die Geschichte des mehrstimmigen Proprium Missae, Hdlb., 1950; Steiner R., Some questions about the Gregorian offertories and their verses, "JAMS", 1966, v. 19; см. также лит. при статьях Месса, Григорианское пение.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ОФФЕРТОРИЙ — ОФФЕРТОРИЙ (позднелат. offertorium — приношение) — песнопение мессы, исполняемое во время обряда приношения и освящения даров. Многоголосные оффертории для различных исполнительских составов создавались многими композиторами (Палестрина, О. Лассо, В. А. Моцарт, А. Брукнер, С. Франк и др.). Большой энциклопедический словарь
  2. офферторий — орф. офферторий, -я (муз.) Орфографический словарь Лопатина