Мотет

(франц. motet, от mot — слово; лат. motetus; англ. motet, итал. motetto, нем. Motette) — жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции, с 13 в. по сер. 16 в. оставался важнейшим жанром зап.-европ. духовной и светской многогол. музыки. При этом признаки его претерпели существ. изменения. Самые ранние М. появились в муз. кругах Собора Парижской богоматери; их прообразами, по-видимому, служили кондукт и клаузула Перотина. Первоначально М. был близок к органуму; он представлял собой двухголосное муз. произв., в к-ром к тенору, основанному на мелизматич. отрывках напевов католич. службы (см. Григорианское пение), присоединялся новый голос, исполняющийся на др. текст. Этот голос получил назв. motetus, к-рое перешло и на всё произведение. Вскоре появились и 3-гол. (двойные), 4-гол. (тройные) М. с добавлением новых голосов к 2-гол. кондукту или к тому же 1-гол. тенору. Второй муз. голос назывался в них duplum, далее следовали motetus и triplum. На начальной стадии развития М. подтекстовка верхних голосов, мелодически несколько более богатых сравнительно с тенором, являлась развитием подтекстовки тенора — в ней повторялись с добавлениями важнейшие слова и выражения тенора. Позднее в этой подтекстовке стали давать расширит. толкование осн. текста, как бы свободные комментарии к нему. С течением времени подтекстовка приобретала всё большую самостоятельность как по словарному составу, так и по содержанию. Постепенно стали отдавать предпочтение текстам на простонародном языке, к-рые противостояли латыни тенора и по своему содержанию — юмористически-шуточному, сатирическому или эротическому. Каждый из голосов обычно исполнялся не только на особый текст, но зачастую и на ином, чем в др. голосах, языке. В теноре долгое время сохранялся лат. язык, в верхних голосах обычно применялся франц. язык и его местные наречия. Нередки были замены одного текста другим, напр. духовного светским и наоборот. В верхних голосах часто использовались народно-песенные мелодии; литургич. тенор порой заменялся свободно сочинённым, а иногда и нар. напевом, вокальным или инструментальным. Голоса могли поддерживаться инструментами. Типическим для эпохи ars antiqua стал 3-гол. М., в к-ром над инструментальным тенором звучали проходивший в относительно умеренном движении motetus и более оживлённый и подвижный triplum, исполнявшиеся с разл. текстами. Вначале все вок. партии пелись мужчинами, затем для исполнения triplum, а в эпоху ars nova и motetus стали привлекать мальчиков-дискантистов. В числе виднейших авторов М. эпохи ars antiqua — Перотин, Франко Кёльнский, ученик Перотина Пьер де Круа, к-рый применил в triplum ритмич. дробление вплоть до не использовавшейся до этого минимы.

Важным нововведением эпохи ars nova явился т. н. изометрический М. — вид М., созданный Филиппом де Витри и широко представленный в творчестве Г. де Машо. Принцип его заключался в следующем: ритм части (10-20 тт.) проходящего в теноре литургич. напева рассматривался как "остинатная" формула, к-рая возвращалась на протяжении напева и на его повторениях, т. о. та же звуковысотная линия всё время получала новое ритмич. оформление. Возвращающаяся ритмич. формула получила название talea, повторяющаяся звуковысотная формула — color. Последняя проходила до 12 раз. После этого могли использоваться новые мелодии и ритмич. формулы, на основе к-рых строилась новая часть мотета. Порой и сама ритмич. формула проводилась в уменьшении, в увеличении и т. п. Несмотря на столь сложное строение, М. нередко сохранял связь с распространёнными бытовыми жанрами. Так, Г. де Машо для тенора своих М. порой использует песенные мелодии. Одноврем. применялись разл. виды изложения, переменные мензуры, и т. п. Ткань в норме была четырёхголосной — к тенору присоединялся выполнявший функции гармонич. заполнения контратенор.

В ранних франц. М. авторы согласовывали каждый из голосов лишь с соседним по высоте, в связи с чем в целом нередко образовывались диссонантные звукосочетания. С течением времени, однако, начинает придаваться большее значение гармонич. вертикали; одноврем. возрастает роль терций и секст, к-рые ранее избегались как диссонансы, намечается осмысление ладо-функциональных отношений. Кристаллизуются зачатки тематизма, что делает возможным применение имитаций.

Дальнейшее развитие М. получил в творчестве Дж. Чикония (Италия), широко применявшего имитационное и канонич. изложение, у Дж. Данстейбла (Англия), а также у работавших в Италии и Франции представителей нидерландской школы Г. Дюфаи, Й. Окегема и Я. Обрехта.

В 15 в. намечается более широкое, чем прежде, понимание жанра М. Мотетом в это время часто называют любое муз. произведение, более развитое, сложное и торжественное по содержанию сравнительно с песней, хотя бы в нём и не было заимствованного тенора. Одним из ведущих авторов М. 15 в. был принадлежавший к той же школе Жоскен Депре. Он отказался от применения в М. нескольких одноврем. звучавших текстов, мешавших восприятию друг друга, и стремился возможно более ясно донести до слушателя единый для всего М. текст. В связи с этим наряду с имитационным складом он применяет гармонически-аккордовый; ритмические различия между голосами в его М. сглаживаются.

В 16 в. этот процесс нашёл продолжение в творчестве О. де Лассо, Дж. Габриели и Палестрины. Однородность, равноправие голосов возрастают, вырабатывается стиль чисто вокальной (без участия инструментов) хор. полифонии. В наиболее развитом виде этот стиль, получивший официальное одобрение рим. церкви, предстаёт в мотетах Палестрины. Во франц. мотетах 16 в. полифония также в значит. мере уступает место хоральному аккордовому складу; здесь формируются 2 осн. разновидности М. — праздничный, декоративно-красочный М. с чертами концертности (противопоставление группы солистов и хора) и "камерный", более скромный по масштабам и использованным средствам, интимный по содержанию.

Свои вклад в развитие M. в 15-16 вв. вносят чешские и польские мастера Хотя в их М. ощущается связь с католич. литургич. напевами, одновременно заметно и воздействие национальной нар. песенности, к-рое сказывается и в тематизме, и в приемах развития, в частности в широком применении вариационно-распевной разработки материала. Лучшие образцы чешских и польских М. приобрели известность и за пределами Чехии и Польши. Так, один из М. польского композитора Вацлава из Шамотул был издан в 1554 в Нюрнберге в собрании "Избранные псалмы", куда, как было указано в предисловии, вошли сочинения, созданные "превосходнейшими современными мастерами музыкального искусства".

В 17 в. развитие М. проходило одноврем. по разл. руслам. Полифонич. хор М. культивировался в Германии и Италии, особенно в Риме, где вплоть до 19 в. поддерживались традиции иск-ва Палестрины.

В Германии в то же время возникли новые разновидности М. — песенный М. (на духовные песенные мелодии в качестве Cantus firmus) и "Spruch-Motette" (на изречения из текстов нем. богослужения); их ведущие представители — X. Л. Хаслер, И. Г. Шеин, Г. Шюц. В Италии Л. Виадана своими "Десятью духовными концертами" ("Cento concerti ecclesiastici", 1602) утвердил тип 1 — 4-гол. сольного M. с генерал-басом. Эти разновидности М. сыграли определенную роль в формировании объединившей их черты нем. духовной кантаты, в области к-рой до Баха работали Д. Букстехуде, И. Пахельбель и др. Вершину развития М. составляют 8 мотетов И. С. Баха. 6 из них изложены a cappella (4 для двойного хора); по-видимому, вок. партии в них могли дублироваться инструментами. 2 М., в к-рых выписаны и инструментальные партии, приближаются к кантате. Лишь в эпоху романтизма композиторы окончательно отказываются в М. от привлечения инструментов.

В Южной Германии и Австрии М. в 18 в. развивается под влиянием итал. сольного М. (А. Кальдара, И. Й. Фукс, М. Гайдн, В. А. Моцарт). Во Франции название М. носят в это время сочинения типа кантаты. В Великобритании возникает нац. разновидность M. — энезем, получает развитие кантата типа мотетов Г. Ф. Генделя.

В 19 в. M культивируется как хор. произв. на текст серьезного характера, порой включающий религ. мотивы, но не связанный непосредственно с культом. В числе авторов таких М. — Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Брукнер, М. Регер, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, В. д'Энди и др.

В 20 в. в связи с попытками обновления церк. музыки вновь создаются духовные M., в к-рых традиции старинной церк. музыки сочетаются с применением новых выразит. средств (И. Н. Давид, Й. Дистлер, Э. Пеппинг и др.).

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, M.-Л., 1940, с 96-99, 107-109, 121-22, 125, 131-32; Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M.-Л., 1941, с 160-82, 208, 212, 218, 374-80, 449-458, т. 2, ч. 1, M.-Л., 1953, с. 98-101, 282-83, т. 2, ч. 2, M.-Л., 1959, с. 85-90; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, M.-Л., 1954; его же, История чешской музыкальной культуры, M., 1959; Ludwig Fr., Ьber die Entstehung und die erste Entwicklung der lateinischen und franzцsischen Motette in musikalischer Beziehung, "SIMG", 1905/06, Jahrg. 7; eго же, Repertorium organorum recentioris et motetorum vetustissimi stili, Bd 1, Abt. 1, Halle, 1910, N. Y.-Hildesheim, 1964; то же, Bd 1, Abt. 2, Bd 2 (начало), в сб.: Summa Musicae Medii Aevi, t. 7-8, Langen, 1901-62; Leichtentritt H., Geschichte der Motette, Lpz., 1908, Hildesheim, 1986; Orel A., Einige Grundformen der Motettkomposition im 15. Jahrhundert, "StMw", 1920, Jahrg. 7; Handschin J., Ьber den Ursprung der Motette, в сб.: KongreЯ-Bericht Basel 1924, Lpz., 1925; Stephan W., Die burgundisch-niederlдndische Motette zur Zeit Ockeghems, "Heidelberger Studien zur Musikwissenschaft", 1937 (Jahrg.) 6; Tisсhler H., English traits in the early 13th century motet, "MQ", 1944, v. 30; Lewinsky E. E., Secret chromatic art in the Netherlands motet, N. Y., 1946; Lewу К. J., New material on the early motet in England, "JAMS", 1951, v. 4; Damman R., Spдtformen der isorhythmischen Motette im 16. Jahrhundert, "AfMw", 1953, Jahrg. 10; Aрel W., Remarks about the isorhythmic motet, "Les Colloques de Wйgimont", 1955, (v.) 2; Reichert G., Wechselbeziehungen zwischen musikalischer und textlicher Struktur in der Motette des 13. Jahrhunderts, в кн.: In memoriam J. Handschin, Stras., 1962; Gьnther R., The 14th century motet and its development, "Musica Divina", 1958, v. 12; eё же, Das Wort-Ton-Problem bei Motetten des spдten 14. Jahrhunderts, в сб.: Festschrift H. Besseler, Lpz., 1961; Sparks E., Cantus firmus in mass and motet, 1420-1520, Berkeley-Los Angeles, 1963; Harbinson D., Imitation in the early motet, "ML", 1964, v. 45; Aрfel E., Beitrдge zu einer Geschichte der Satztechnik von den frьhen Motette bis Bach, Bd 1-2, Mьnch., 1964-1965; Mathiassen F., The style of the early motet, в сб.: Studier og publicationer fra Musikvidenskabeligt Institut Aarhus Universitдt, v. 1, Kbh., 1966.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мотет — (франц. motet, уменьшительное от mot — слово, изречение, заповедь) жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально... Большая советская энциклопедия
  2. мотет — орф. мотет, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. мотет — МОТЕТ а, м. motet m. < mot слово. муз. Жанр вокальной многоголосной музыки, обычно церковного характера, особенно развившийся во Франции в 12- 17 вв. БАС-1. Оторвавшись от литургического песнопения, мотет .. Словарь галлицизмов русского языка
  4. Мотет — (Motetto — итал., Motet — франц.) — хоровое полифоническое сочинение на изречение из Библии, в имитативном стиле. Происхождение М. весьма старинное; многие считают родоначальником его Франкона Кёльнского; настоящее развитие он получает в XV и XVI ст. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. МОТЕТ — МОТЕТ (франц. motet, от mot — слово) — жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в 12 в. В основе раннего мотета — литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются др. голоса, часто с вариантом того же текста или с др. Большой энциклопедический словарь
  6. мотет — мотет м. Жанр вокальной или вокально-инструментальной многоголосной музыки, первоначально церковного характера, особенно развившийся во Франции в XII — XVII вв. Толковый словарь Ефремовой