Медианта

(франц. mediante, от позднелат. medians, род. падеж mediantis — находящийся посредине, посредничающий).

1) Обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники, т. е. III и VI ступеней лада; в более узком смысле М. (или верхняя М.) — назв. аккорда III ступени (VI ступень в этом случае называется субмедиантой, или нижней М.). Аналогич. образом обозначаются и соответствующие звуки — III и VI ступени лада. Гармонич. функция аккордов М. определяется прежде всего их промежуточным положением между осн. аккордами: III -между I и V, VI — между I и IV. Отсюда двойственность функции аккордов М.: III — слабо выраженная доминанта, VI — слабо выраженная субдоминанта, в то же время как III, так и VI могут выполнять нек-рые функции тоники. Отсюда же и выразительное значение аккордов М. — смягчённость, завуалированность их контраста тонике, мягкость терцовых смен при соединении с тоникой, субдоминантой и доминантой. В др. связях (напр., VI-III, III-VI, VI-II, II-III, VI-III и т.п.) гармонии М. делают менее заметной зависимость аккордов от тоники лада, выявляя их местные (переменные) функции, способствуя образованию ладотональной переменности (напр., в ариозо князя Юрия "О слава, богатство суетное" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии").

В ступенной гармонич. теории (Г. Вебер, 1817-21; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85) аккорды М. входят в число семи диатонич. ступеней, хотя в качестве побочных они в большей или меньшей степени отделяются от главных (I и V). В функциональной теории (X. Риман) М. трактуются как видоизменения "трёх единственно существенных гармоний" — Т, D и S: как их параллели (например, в C-dur e-g-h — Dp) или как созвуки вводной смены (e-g-h в C-dur может быть также: Медианта), в зависимости от реальной доли этих аккордов в контексте. По Г. Шенкеру, значение аккордов М. (как и других) зависит прежде всего от конкретной направленности движения, от линий голосов между исходным и целевым тоном. Г. Л. Катуар понимал М. как результат смещения прим и квинт в главных трезвучиях (например, в С — dur

Медианта. Рис. 1

В концепции авторов "Практического курса гармонии" (И. В. Способина, И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, В. В. Соколова, 1934-1935) за аккордами M. закреплено смешанное ступенно-функцио-нальное значение (в C-dur e-g-h — DTIII, а — с — е — TS VI)

(при этом ступенная трактовка вновь приобретает больший вес, и вся концепция восходит не только к Риману, но, в неменьшей мере, и к Римскому-Корсакову). В теории переменных функции Ю. Н. Тюлина III ступень в мажоре может выполнять функции T и D, а VI — Т, S и D; в миноре III — Т, S и D, а VI — T и S. (Примеры различных трактовок одного и того же гармонического последования):

Медианта. Рис. 2

2) В структуре григорианских мелодий M. (mediante; др. назв. — metrum) — срединное заключение (по Б. В. Асафьеву — "цезурный полукаданс"), разделяющее целое на две симметрично уравновешенные половины:

Медианта. Рис. 3

Литература: 1)Чайковский P. И., Руководство к практическому изучению гармонии, M., 1872, то же, Полн. собр. соч., т. III a, M., 1957, Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, переизд. в Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, M., 1924; Практический курс гармонии, ч. 1, M., 1934 (авт. Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В.; Берков В., Гармония, ч. 1-3, M., 1962-66, М., 1970; Тюлин Ю., Приваво Н., Теоретические основы гармонии, M., 1965, Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1818-21; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. — N. Y., 1893 (рус. пер. — Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, М., 1901); Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1-3, Stuttg. — B — W, 1906-1935, 1956.

2) Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941, с. 394

Ю. Н. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Медианта — Двух дробей a/b и с/d с положительными знаменателями — дробь ( а+с)/(b+d). М. двух дробей заключена между ними, т. е. если , то . Конечная последовательность дробей, каждая промежуточная из к-рых является М. соседних с ней, наз. рядом Фарея. Математическая энциклопедия
  2. Медианта — (от позднелатинского medians, родительный падеж mediantis — находящийся посредине, посредничающий) в музыке, обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники, т. е. расположенных на III и VI ступенях лада. В более узком смысле... Большая советская энциклопедия
  3. медианта — орф. медианта, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. медианта — [<�лат. medians (mediantis] разделяющая пополам] – муз. третья и шестая ступень диатонической гаммы (нижняя и верхняя медианта). Большой словарь иностранных слов
  5. Медианта — Средняя нота в гамме между тоникой и доминантой, а также между субдоминантой и тоникой, считая снизу. М. отстоит от вышеупомянутых нот на терцию; напр. в гамме до нота ми — М. между тоникой до и доминантой соль. Нота ля —... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. МЕДИАНТА — МЕДИАНТА (от позднелат. medians — находящийся посредине) — в музыке — трезвучие на III ступени мажора или минора. В зависимости от контекста может иметь функцию тоники или доминанты. Большой энциклопедический словарь