Мадрид

(Madrid) — столица Испании, гл. центр её муз. жизни. Ок. 3,2 млн. жит. (на 1 янв. 1973). Муз. жизнь М. получила развитие после перенесения сюда корол. двора (1561), при к-ром была создана капелла, состоявшая из фламандских, позднее франц. музыкантов. Придв. испан. капеллой Филиппа II с 1587 руководил комп. Ф. Рожер (мальчиком пел в хоре фламандской капеллы), обогативший своими произв. её репертуар. С корол. капеллой были связаны мн. видные композиторы и органисты 16-18 вв. (они писали также музыку для монастырских хоров); среди них — A., X. и Э. де Кабесоны, Д., Б. К. и Ф. дель Кастильо, Н. Гомберт, Ф. и X. дель Вадо, X. де Торрес, А. Литерес и X. Небра и др. авторы полифонич. вок. и инстр. произв. Здесь же служили лучшие певцы.

Полифонич. культовая музыка в 16-17 вв. получила высокое развитие в творчестве композиторов и органистов Т. де Виктории, X. Элиаса, X. Морено-и-Поло, М. X. де Веаны, М. Руиса, А. Солера и др. видных музыкантов, живших в мадридских монастырях. Культовые произв. комп. К. де Моралеса, Ф. Герреро и Ф. де лас Инфантас, работавших в М., были известны и за пределами Испании.

В кон. 16 в. стали популярны представления с музыкой (на светские сюжеты), к-рые давались сначала под открытым небом, затем в т-рах "Де ла Крус" и "Дель Принсипе", в нач. 17 в. в них шли комедии Тирсо де Молины, Руиса де Аларкона-и-Мендосы, А. Морето-и-Каваньи с муз. интермедиями. В 1629 при дворе была пост. первая испан. опера неизвестного автора "Лес без любви" ("La selva sin amor"), в сер. 17 в. — первая сарсуэла"Сад Фалерины" ("El jardin de Falerina") в корол. резиденции Сарсуэла (близ М.), давшей назв. этому жанру. На открытом воздухе устраивались религ. представления (autos sacramentales) с муз. сопровождением. Наряду с вокальной музыкой, звучавшей гл. обр. в аристократич. салонах, получили распространение и инстр. произв., преим. для виуэлы и гитары; выделялись гитаристы Л. Руис де Рибайяс и Ф. Герау (18 в.), известный педагог С. де Мурсиль, Ф. Моретти, М. П. В. Гарсиа (кон. 18 — нач. 19 вв.) и др.

В 1708 в М. впервые гастролировала итал. оперная труппа, для к-рой был построен спец. оперный т-р "Каньос дель Пераль". В 18 в. спектакли итал. оперы с музыкой приглашавшихся в М. итал. комп. Дж. Факко, Ф. Корселли, Ф. Коррадини, Н. Конфорто и др. регулярно ставились в т-ре "Каньос дель Пераль" и в придворном т-ре во дворце "Буэн Ретиро", к-рымв1737- 1759 руководил певец-кастрат Фаринелли. Наряду с итал. операми продолжали ставиться сарсуэлы, мелодрамы и комедии с музыкой, во 2-й пол. 18 в. — тонадильи Л. Мисона, А. Герреро, П. Аранаса, П. Эстеве, Б. де Ласерны, А. Росалеса и др.

В сер. 18 в. развиваются камерно-инстр. жанры; высокие образцы музыки для чембало, виолончели, скрипки создали Д. Скарлатти, Л. Боккерини, Г. Брунетти, работавшие при дворе, где также выступали скрипачи X. Эррандо, Ф. Манальт, гобоисты Пла (3 брата). В 1830 осн. Корол. консерватория музыки и декламации имени королевы Христины; сначала в ней преподавали гл. обр. итальянцы. Несмотря на высокий уровень развития муз. жизнь М. носила замкнутый характер. С сер. 19 в. в М. стали гастролировать мн. иностр. музыканты (выступали на сцене т-ра "Лисео"). В 1863 было создано Квартетное об-во под рук. скрипача и дирижёра X. Монастерио, пропагандировавшее камерную музыку испан. композиторов, в 1866 — Конц. об-во с собств. оркестром. К кон. 19 в. всё большую роль стали играть представители нац. направления — испан. муз. Возрождения (Ренасимьенто), к-рые в своей педагогич., композиторской и обществ. деятельности стремились к утверждению нац. испан. стиля. Среди них — Ф. Барбьери, основавший в М. об-во "Музыкальная Испания" (способствовало организации испан. оперного т-ра) и своими сарсуэлами помогавший преодолению влияния итал. оперного стиля; Т. Бретон, организовавший оркестр Художественного объединения музыкантов, П. X. Э. Арриета-и-Корера, Р. Чапи, X. Монастерио и особенно Ф. Педрель, ведущий деятель Ренасимьенто, основоположник новой испан. композиторской и музыковедч. школ.

С сер. 19 в. начался расцвет муз. т-ра; были построены спец. оперные т-ры "Паласио реаль" (1849) для придв. оперы и "Реаль" (1850), в к-рых до 1870-х гг. ставились итал. и франц. оперы, а в кон. 19 в., с усилением движения Ренасимьенто, шли нац. оперы Т. М. Эславы, Э. Серрано, Р. Чапи, Бретона. С возрождением сарсуэлы в сер. 19 в. возникли т-ры "Сарсуэла" (1856), "Театро лирико" (1902). Муз. спектакли давались также в т-рах "Сирко" (1834-56), "Институто" (1839), "Мусео" (1847-49), "Варьедадес" (1842-88) и др.

Симф. и театр. оркестрами дирижировали Барбьери, Бретон, Чапи, Монастерио, X. Гастамбиде-и-Гарбайо, X. Хименес-и-Беллидо. В нач. 20 в. созданы симф. и филармонич. оркестры под рук. Ф. Арбоса и П. Касальса. В т-ре "Реаль" шли оперы М. де Фалья, X. Турины, К. дель Кампо, М. Торробы, И. Альбениса и др. В кон. 1920-х гг. уровень развития муз. жизни М. значительно снизился. В 1925 закрылся т-р "Реаль" (его реставрация продолжается ок. 50 лет). В годы гражд. войны 1936-39 распались мн. муз. об-ва, видные музыканты эмигрировали из страны (М. де Фалья, П. Касальс, Э. К. Чапи, К. Паласио). Нек-рое оживление в конц. жизнь М. внёс в 1940-е гг. дир. А. Архента, создавший Нац. оркестр и Объединение камерной музыки, к-рые и в сер. 1970-х гг. являются ведущими проф. коллективами города. В совр. М. работают Симф. оркестр Испан. радио и телевидения (рук. И. Маркевич) и оркестр Мадридской филармонии (рук. О. Алонсо), оперные спектакли ставятся в т-ре "Сарсуэла", "Театро лирико", а также даются испан. труппой Ассоциации друзей оперы и др.; оперетты ставятся в небольших драм. т-рах. Концерты из-за отсутствия спец. помещений проводятся в крупнейших кинотеатрах города. Среди муз. организаций совр. М. — Нац. ассоциация музыки, Ассоциация муз. культуры, конц. бюро "Даниель де Кесада" и "Витериа"; имеются муз. б-ки и муз. отделы в Национальных и Муниципальных б-ках. В М. проводятся музыкальные фестивали, выходит журн. "Informazion musical".

Литература: Carmena y Millбn L., Crуnica de la уpera italiana en Madrid, Madrid, 1878; Muсoz M., Historia del Teatro Real, Madrid, 1946; Martнnez Olmedilla A., Los teatros de Madrid, Madrid, 1947; Anglйs H., La mъsica en la corte de los reyes catуlicos, v. 1-3, Barselona, 1947-60; Subirб J., El Teatro del Real Palacio, Madrid, 1950; Soria Marco В., Madrid antiguo y moderno, Madrid, 1959; Сure1 R., Madrid, (Lausanne), 1964.

M. M. Яковлев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАДРИД — (Madrid) — столица Испании, гл. город обл. Новая Кастилия и адм. ц. пров. Мадрид. Важный политич., экономич. и культурный центр страны, узел жел. и шосс. дорог. Нас. 2443,2 тыс. чел. (1963). В М. находятся правления ведущих исп. Советская историческая энциклопедия
  2. Мадрид — Столица Испании. Город заложен в 927 г. как мавританское укрепление; в 939 г. упоминается под названием Магерит от араб, мадарат 'город'. По другой версии название доа-раб. из староисп. maderita 'лесная поросль'. Совр. исп. Madrid. Топонимический словарь
  3. Мадрид — (Madrid) столица Испании, крупнейший политический, экономический, культурный центр страны. Главный город провинции Мадрид и исторической области Новая Кастилия. Большая советская энциклопедия
  4. МАДРИД — МАДРИД (Madrid) — столица Испании, на р. Мансанарес, административный центр автономной обл. и пров. Мадрид. 3,1 млн. жителей (1990). Крупный транспортный узел. Международный аэропорт Барахас. Производство св. 1/10 промышленной продукции страны. Большой энциклопедический словарь
  5. Мадрид — (Madrid), столица Испании, в центре Пиренейского п-ова, на высоте 650 м, на Новокастильском нагорье, на берегах р. Мансарнаес (басс. р. Тахо). 2,9 млн. жителей (1999), в агломерации свыше 5,1 млн. чел. Известен с 932... Словарь географических названий
  6. мадрид — сущ., кол-во синонимов: 2 город 2765 столица 274 Словарь синонимов русского языка
  7. Мадрид — (Madrid) — столица Испании, в Кастилии, на левом берегу Мансанареса (летом высыхающего), на пустынном нагорье, 655 м над ур. моря. Летом жарко и сухо, зимой суровые холода. С предместьями более 500 тыс. жит. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона