Мадригальная комедия

Драматический мадригал, — принятое в совр. лит-ре обозначение муз. жанра, возникшего в Италии во 2-й пол. 16 в. и представлявшего собой хор. композицию на текст комедийной, реже пасторальной пьесы с музыкой в характере мадригала. Все партии действующих лиц, в т. ч. и монологи, исполнялись многогол. ансамблем. Сюжеты — бытовые, часто гротескно- сатирические, с традиционными персонажами нар. комедии дель арте. В музыке М. к. из бытующих форм употреблялись мадригалы, канцонетты, вилланеллы и др. разновидности многогол. песен. Предполагают, что М. к. содержали и пантомимное воспроизведение действия. В то же время О. Векки, один из основателей этого жанра, указывал, что его "Амфипарнас" должен восприниматься "не через глаза, а через уши". Среди композиторов, писавших М. к., — А. Стриджо, Дж Кроче, А. Банкьери, Дж. Торелли. Наиболее ранняя М. к. — "Болтовня женщин за стиркой" ("Il cicalamento delle donne al bucato", 1567) Стриджо явилась прототипом позднейших образцов этого жанра (содержит комич. и драм. эпизоды, сгруппированные в 5 частей: 1-я часть — 4-голосная, остальные — 7-голосные; особенно интересны диалоги, образованные разл. комбинациями голосов). Кроче принадлежат две М. к. (с текстами на венецианском диалекте): "Приятные маскарады" ("Mascarate piacevoli", 1590) и "Музыкальная панацея" ("Тriаса musicale", 1595), в к-рых вслед за Стриджо он использует нар. песни и звукоподражат. приемы для достижения комич. эффекта. Выдающаяся М. к. — "Предгорье Парнаса" Векки ("Amfiparnaso", исп. 1594, Модена, изд. 1597, Венеция). Ее сюжет варьирует обычные ситуации комедии дель арте. Разнообразны муз. приёмы — от хор. речитатива до полноценной полифонии. Пользуясь исключительно средствами хора, Векки создаёт яркие характеристики персонажей. В др. своей М. к. — "Сьенские вечеринки, или Различные настроения, показанные современной музыкой" ("Veglie di Siena ovvero i Varii humori della musica moderna", 1604) наряду с характерными карикатурными сценками Векки рисует весёлость, меланхолию, скорбь, учтивость, коварство, искренность и т. п.

Последователем Векки был Банкьери — автор ряда популярных М. к.: "Старческое сумасбродство" ("La pazzia senile", 1598), "Музыкальная смесь" ("Zabaione musicale", 1603), "Юношеское благоразумие" ("Prudenza giovanile", 1607), "Представление в масленицу" ("Il festino nella sera del giovedi grasso avanti cena", 1608) и др. Пример пасторальной трактовки этого жанра — М. к. "Верные возлюбленные" ("Fidi amanti", 1600) Торелли.

M. к. — блестящее свидетельство достижений хор. иск-ва Позднего Возрождения. В М. к. нашёл обобщение долгий и многосторонний опыт музыкантов в нар. стилизации (неаполитанские канцонетты, виллоты, вилланеллы, balletti), подражании явлениям природы, создании комич. и скорбно-лирич. образов. Декламац. стиль в буффонных партиях, а также драматургия монологов и дуэтов подготовили элементы зарождающейся оперы.

Литература: Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М., 1931; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940, с. 160; Dent E. J., The "Amfiparnaso" of O. Vecchi, "The Monthly Musical Record", 1906, (v.) 36; Krоуеr Th., Dialog und Echo in der alten Chormusik, "JbP", 1910, (Jahrg.) 16; Ho1 J. C., Horatio Vecchis weltliche Werke, в кн.: Sammlung musikwissenschaftlicher Abhandlungen, (Bd) 13, Stras., 1934; Einstein A., The Italian madrigal, Princeton, (New Jersey), 1949; Reese G., Music in the Renaissance,N. Y., 1954, p. 433-37.

T. H. Дубравская.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me