Динамика

(от греч. dynamixos — имеющий силу, от dunamis — сила) в музыке — совокупность явлений, связанных с разл. степенями громкости звучания, а также учение об этих явлениях. Термин "Д.", известный ещё со времён антич. философии, заимствован из учения о механике; по-видимому, он был впервые введён в муз. теорию и практику швейц. муз. педагогом X. Г. Негели (1810). Д. основана на применении звучаний разл. степени громкости, их контрастном противопоставлении или же постепенной смене. Осн. виды динамич. обозначений: forte (сокращённо f) — громко, сильно; piano (r) — тихо, слабо; mezzo forte (mf) — умеренно громко; mezzo piano (mp)- умеренно тихо; fortissimo (ff) — очень громко; pianissimo (pp) — очень тихо; forte-fortissimo (fff) — чрезвычайно громко; piano-pianissimo (ррр) — чрезвычайно тихо. Все эти степени громкости звука являются относительными, а не абсолютными, определение которых относится к области акустики; абсолютная величина каждой из них зависит от многих факторов — динамич. возможностей инструмента (голоса) или ансамбля инструментов (голосов), акустич. особенностей помещения, исполнительской трактовки произведения и др. Постепенное нарастание звучания — crescendo (графич. изображение Динамика); постепенное ослабление — diminuendo или decrescendo (Динамика. Рис. 1). Резкая, внезапная смена динамич. оттенка обозначается термином subito. Piano subito — внезапная смена громкого звучания тихим, forte subito — тихого звучания громким. К динамич. оттенкам относятся разл. виды акцентов (см. Акцент), связанных с выделением отд. звуков и созвучий, оказывающим влияние и на метрику.

Д. — важнейшее средство муз. выражения. Подобно светотени в живописи, Д. способна производить психологич. и эмоцион. эффекты громадной силы, вызывать образные и пространств. ассоциации. Forte может создать впечатление чего-то светлого, радостного, мажорного, piano — минорного, печального, fortissimo — величественного, могучего, грандиозного, а доведённое до предельной силы — подавляющего, устрашающего. Наоборот, pianissimo ассоциируется с нежностью, нередко таинственностью. Смены нарастания и спада звучности создают эффект "приближения" и "удаления". Нек-рые муз. произв. рассчитаны на определённое динамич. воздействие: хор. пьеса "Эхо" О. Лассо построена на противопоставлении громкого и тихого звучания, "Болеро" М. Равеля — на постепенном нарастании звучания, приводящем в заключит. разделе к грандиозной кульминации.

Применение динамич. оттенков определяется внутр. сущностью и характером музыки, её стилем, особенностями структуры муз. произведения. В разл. эпохи эстетич. критерии Д., требования к её характеру и способам применения менялись. Одним из первоисточников Д. является эхо — резкое, непосредственное противопоставление громкого и тихого звучания. Примерно до сер. 18 в. в музыке господствовала Д. forte и piano. Высшее своё развитие этот динамич. принцип получил в эпоху барокко с его искусством "хорошо организованного контраста", тяготением к монумент. полифонич. формам вок. и инстр. музыки, к ярким эффектам светотени. Для музыки эпохи барокко типичной являлась контрастная Д. и в более тонких её проявлениях — Д. регистров. Этому типу Д. отвечал и господствовавший муз. инструментарий эпохи, в частности такие инструменты, как орган, клавесин (о последнем Ф. Куперен писал, что на нём "нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звуков", 1713), и монументально-декоративный стиль многогол. вок.-инстр. музыки венецианской школы, с её главенств. принципом coro spezzato — противопоставлением разл. хор. групп и игры 2 органов. Самая значит. форма инстр. музыки этой эпохи — предклассич. concerto grosso — основывалась на резком, непосредств. противопоставлении forte и piano — игры concerto и concertino, вообще отдельных, часто очень различных не только по тембру, но и по громкости звучания групп инструментов. В то же время в области сольного вок. исполнения уже в период раннего барокко культивировались плавные, постепенные изменения громкости звучания. В области инстр. музыки переходу к такой Д. способствовали коренной переворот в муз. инструментарии, свершившийся в кон. 17 — нач. 18 вв., утверждение скрипки, а позднее и молоточкового фп. как ведущих сольных инструментов, обладающих разнообразными динамич. возможностями, развитие певучей, протяжённой, гибкой, психологически более ёмкой инстр. мелодики, обогащение гармонич. средств. Скрипка и инструменты скрипичного семейства составили основу формирующегося классич. (малого) симф. оркестра. Отдельные знаки crescendo и diminuendo встречаются у нек-рых композиторов начиная с 17 в.: Д. Мадзокки (1640), Ж. Ф. Рамо (30-е гг. 18 в.). Указание crescendo il forte имеется в опере "Артаксеркс" Н. Йоммелли (1749). Ф. Джеминиани явился первым инстр. виртуозом, применившим в 1739, при переиздании своих сонат для скрипки с басом ор. 1 (1705), особые динамич. знаки для нарастания силы звука (/) и для его уменьшения ();он пояснял: "звук должен начинаться тихо и затем ровно усиливаться до половины длительности (ноты), после чего постепенно стихать к концу". Это исполнительское указание, относящееся к crescendo на одной ноте, следует отличать от переходного crescendo внутри больших муз. построений, применению к-рого положили начало представители мангеймской школы. Введённые ими длит. динамич. нарастания и спады, более чёткие динамич. оттенки были не только новыми исполнительскими приёмами, но и органич. особенностями самого стиля их музыки. Мангеймцы установили новый динамич. принцип — forte y них достигалось не с помощью простого увеличения количества голосов (приём, широко использовавшийся до этого), а с помощью усиления звучания всего орк. ансамбля. Они установили, что piano удаётся тем лучше, чем больше дисциплинированных музыкантов участвует в исполнении. Тем самым оркестр был освобождён от статичности и сделался способным к разнообразным динамич. "модуляциям". Переходное crescendo, связывавшее между собой forte и piano в единое динамич. целое, означало новый принцип в музыке, взрывавший старые муз. формы, основывавшиеся на контрастной Д. и Д. регистров. Утверждение классич. сонатной формы (сонатного allegro), внедрение новых принципов тематич. развития обусловили использование более детализированных, тонких динамич. оттенков, основывающихся уже на "контрастах в теснейших рамках тематич. образования" (X. Риман). Иск-во "хорошо организованного контраста" уступило место иск-ву "постепенного перехода". Эти два осн. динамич. принципа нашли своё органич. сочетание в музыке Л. Бетховена с её мощными динамич. контрастами (излюбленный приём subito piano — нарастание звука внезапно прерывается, уступая место piano) и вместе с тем постепенными переходами от одного динамич. оттенка к другому. В дальнейшем они получили развитие у композиторов-романтиков, в особенности у Г. Берлиоза. Для орк. сочинений последнего характерно сочетание разнообразных динамич. эффектов с определ. инстр. тембрами, что позволяет говорить о своего рода "динамич. красках" (приём, в дальнейшем широко разработанный импрессионистами). Позднее получила развитие и полидинамика — несовпадение при ансамблевой игре динамич. оттенков у отд. инструментов или орк. групп, создающее эффект тонкой динамич. полифонии (типична для симфонизма Г. Малера). Д. играет огромную роль в исполнительском искусстве. Логика соотношения муз. звучностей — одно из главных условий художеств. исполнения. Её нарушение способно исказить содержание музыки. Будучи неразрывно связана с агогикой, артикуляцией и фразировкой, Д. во многом определяет индивид. исполнит. стиль, характер интерпретации, эстетич. направленность исполнит. школ. Для одних характерны принципы волнообразной Д., дробных динамич. оттенков, для других — принципы террасообразной Д., построение целого из динамических "плоскостей", отделённых друг от друга отчётливыми гранями, и т. п.

В различных авангардистских течениях 20 в. использование динамич. средств претерпевает большие изменения. В атональной музыке, порывающей с ладом и функцион. отношениями, тесная связь Д. с логикой гармонич. развития утрачивается. У авангардистов модифицируется и эффект динамич. несовместимости, когда, напр., на выдержанном аккорде у каждого инструмента по-разному меняется сила звучания (К. Штокхаузен, "Zeitmasse"). В полисерийной музыке динамич. оттенки полностью подчинены серии, каждый звук к-рой связывается с определённой степенью громкости.

Литература: Mострас К. Г., Динамика в скрипичном искусстве, М., 1956; Коган Г. М., Работа пианиста, М., 1963, 1969, с. 161-64; Пазовский А. М., Записки дирижёра, М., 1966, с. 287-310, М., 1968; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb., 1884; Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule, в кн.: Riemann-Festschrift, Lpz., 1909, S. 433-55; Rolland R., Hдndel, P., 1910, рус. пер., M., 1931, с. 68-70; Harding R. E. M., Origins of musical time and expression, L., 1938, ch. IV, p. 85-107; Kolneder W., Auffьhrungspraxis bei Vivaldi, Lpz., (1955); Fellinger I., Ьber die Dynamik in der Musik von J. Brahms, В., 1961.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДИНАМИКА — (от греч. dynamis — сила), раздел механики, посвящённый изучению движения матер. тел под действием приложенных к ним сил. В основе Д. лежат Ньютона законы механики, из к-рых получаются все ур-ния и теоремы, необходимые для решения задач... Физический энциклопедический словарь
  2. динамика — -и, ж. 1. Раздел механики, изучающий законы движения тел в зависимости от действующих на них сил. 2. Состояние движения, ход развития, изменения чего-л. Динамика государственного бюджета. Динамика производительности труда. Динамика исторических событий. Малый академический словарь
  3. Динамика — Раздел механики, в к-ром изучается движение материальных тел, происходящее под действием приложенных к ним сил, вызывающих или изменяющих это движение,- так называемых ускоряющих сил. Основы Д. заложены в нач. 17 в. Г. Галилеем (G. Математическая энциклопедия
  4. ДИНАМИКА — ДИНАМИКА (от греч. dynamikos — обладающий силой, сильный) — англ. dynamics; нем. Dynamik. Развитие, изменение к.-л. явления под влиянием действующих на него сил, противопоставляемое состоянию относительного равновесия. Социологический словарь
  5. динамика — Дина́м/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. динамика — динамика , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. Динамика — I Дина́мика (от греч. dynamikós — сильный, от dýnamis — сила) раздел механики (См. Механика), посвящённый изучению движения материальных тел под действием приложенных к ним сил. В основе Д. лежат три закона И. Ньютона (см. Большая советская энциклопедия
  8. динамика — орф. динамика, -и Орфографический словарь Лопатина
  9. динамика — Изучение и теория того, как и почему движутся объекты. Большой астрономический словарь
  10. динамика — ДИНАМИКА Раздел механики, в котором изучается движение тел под действием приложенных к ним сил. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  11. динамика — ДИНАМИКА и, ж. dynamique <�гр. физ. Механика имеет две части: Статику и Динамику. ПК 1769 354. Наука, которая разсуждает о движении, вообще называется .. Динамика. Эйлер ПП 1 234. // Сл. 18 6 133. Ход развития, движения чего-л. Динамика грузооборота. Словарь галлицизмов русского языка
  12. динамика — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? динамики, чему? динамике, (вижу) что? динамику, чем? динамикой, о чём? о динамике 1. Динамика — это раздел физики (механики), который изучает движение тел под действием приложенных к ним сил. Курс динамики. Толковый словарь Дмитриева
  13. ДИНАМИКА — ДИНАМИКА, отрасль МЕХАНИКИ, которая изучает движение предметов. Основными разделами ее являются кинематика, изучающая движение безотносительно к его причинам, и КИНЕТИКА, принимающая в расчет силы, вызывающие движение. см. также ИНЕРЦИЯ, МОМЕНТ, ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ. Научно-технический словарь
  14. динамика — ДИНАМИЧЕСКИЙ — СТАТИЧЕСКИЙ Динамически — статически (см.) динамический — статичный (см.) динамичный — статический (см.) динамичный — статичный (см. Словарь антонимов русского языка
  15. динамика — ДИНАМИКА -и; ж. [от греч. dynamis — действующий] 1. Раздел механики, изучающий движение тел под действием приложенных к ним сил. Курс динамики. 2. Состояние чего-л., находящегося в движении, развитии, и перспективы его изменения (противоп.: статика). Толковый словарь Кузнецова
  16. динамика — ДИНАМИКА, и, ж. 1. Раздел механики, изучающий движение тел под действием приложенных к ним сил. 2. Ход развития, изменения какого-н. явления (книжн.). Д. общественного развития. 3. Движение, действие, развитие. В пьесе много динамики. | прил. динамический, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова
  17. динамика — ДИНАМИКА ж. греч. наука о движении тел, о силах двигающих. Механика делится на статику и динамику. Динамический, относящийся к динамике; основанный не на отвлеченном понятии о теле, о веществе, а на деятельных силах тела. Толковый словарь Даля
  18. динамика — Динамики, мн. нет, ж. [от греч. dynamikos – действующий]. 1. Отдел механики, изучающий законы движения тел в зависимости от действующих на них сил (мех.). 2. Ход развития, изменения какого-н. Большой словарь иностранных слов
  19. динамика — ДИН’АМИКА, динамики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. dynamikos — действующий). 1. Отдел механики, изучающий законы движения тел в зависимости от действующих на них сил (мех.). Толковый словарь Ушакова
  20. динамика — динамика I ж. Раздел механики, изучающий движение тел под воздействием приложенных к ним сил. II ж. 1. Движение, действие, развитие. 2. Состояние движения, ход развития какого-либо явления или процесса. Толковый словарь Ефремовой
  21. ДИНАМИКА — ДИНАМИКА — в музыке — различной степени силы звучания, громкости и их изменения. Обозначаются итальянскими терминами: пиано (piano, сокр. p) — тихо; форте (forte, сокр. Большой энциклопедический словарь
  22. Динамика — Греч. слово (δύναμις — сила), введено Лейбницем и служит наименованием учения о движении тел под влиянием сил. См. Механика теоретическая и Кинетика. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона