Вибрато

Вибрация (итал. vibrato, лат. vibratio — колебание).

1) Приём исполнения на струн. инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне, вызывающее периодич. изменение в небольших пределах высоты, громкости и тембра звука. В. придаёт звукам особую окраску, певучесть, повышает их выразительность, а также динамичность, особенно в условиях большого конц. помещения. Характер В. и способы его использования определяются индивид. стилем интерпретации и артистич. темпераментом исполнителя. Нормальное число колебаний В. — ок. 6 в секунду. При меньшем числе колебаний слышится качание или дрожание звука, производящее антихудожеств. впечатление. Термин "В." появился в 19 в., однако лютнисты и гамбисты пользовались этим приёмом ещё в 16-17 вв. В методич. руководствах того времени приводятся описания двух способов исполнения В.: одним пальцем (как и в совр. исполнительстве) и двумя, когда один прижимает струну, а другой быстро и легко касается её. Старинные назв. первого способа — франц. verre cassй, англ. sting (для лютни), франц. langueur, plainte (для виолы да гамба); второго — франц. battement, pincй, flat-tement, позднее — flattй, balancement, tremblement, tremblement serrй; англ. close shake; итал. tremolo, ondeggiamento; на нем. языке наименование всех видов В. — Bebung. Co времени упадка сольной игры на лютне и виоле да гамба художеств. применение В. связано гл. обр. с игрой на инструментах скрипичного семейства. Одно из первых упоминаний о скрипич. В. содержится в "Универсальной гармонии" ("Harmonie universele...", 1636) M. Мерсенна. Классич. школы скрипичной игры 18 в. рассматривали В. лишь как разновидность украшений и относили этот приём к орнаментике. Дж. Тартини в своём "Трактате об орнаментике" ("Trattato delle appogiatura", ок. 1723, изд. 1782) называет В. "tremolo" и рассматривает его как вид т.н. игровых манер. Его использование, как и др. украшений (трель, форшлаг и др.), разрешалось в случаях, "когда того требует аффект". По Тартини и Л. Моцарту ("Опыт основательной скрипичной школы" — "Versuch einer grьndlichen Violinschule", 1756), B. возможно в кантилене, на длинных, выдержанных звуках, особенно в "завершающих музыкальных фразах". При mezza voce — подражании человеческому голосу — В., напротив, "никогда не должно применяться". Различались В. равномерно медленное, равномерно быстрое и постепенно убыстряющееся, обозначавшиеся соответственно волнистыми линиями над нотами:

Вибрато

В эпоху романтизма В. из "украшения" превращается в средство муз. выразительности, становится одним из важнейших элементов исполнительского мастерства скрипача. Широкое использование В., начало к-рому положил Н. Паганини, естественно вытекало из колористической трактовки скрипки романтиками. В 19 в., с выходом музыкального исполнительства на эстраду большого конц. зала, В. прочно входит в практику игры. Несмотря на это, ещё Л. Шпор в своей "Скрипичной школе" ("Violinschule", 1831) разрешает исполнять В. лишь отд. звуки, к-рые он отмечает волнистой линией. Наряду с названными выше разновидностями Шпор применял и замедляющееся В.

Дальнейшее расширение применения В. связано с исполнительством Э. Изаи и в особенности Ф. Крейслера. Стремясь к эмоцион. насыщенности и динамичности исполнения и используя В. как приём "опевания" техники, Крейслер ввёл вибрирование при игре быстрых пассажей и в штрихе detachй (что запрещалось классич. школами).

Это способствовало преодолению "этюдности", сухости звучания таких пассажей. Анализ скрипичного В. разл. видов и его художеств. применения дал К. Флеш в своей работе "Искусство игры на скрипке" ("Die Kunst des Violinspiels", Bd 1-2, 1923-28).

2) Приём исполнения на клавикорде, широко применявшийся нем. исполнителями 18 в.; выразительное "украшение", подобное В. и также называвшееся Bebung.

С помощью вертикального колебательного движения пальца на опущенной клавише, благодаря к-рому тангент оставался в постоянном соприкосновении со струной, создавался эффект колебания высоты и силы звука. Использовать этот приём надлежало на выдержанных, аффектированных звуках (Ф. Э. Бах, 1753) и, в особенности, в пьесах печального, грустного характера (Д. Г. Тюрк, 1786). В нотах обозначался:

Вибрато. Рис. 1

3) Приём исполнения на нек-рых духовых инструментах; лёгкое приоткрывание и закрывание клапанов, сочетающееся с изменением интенсивности выдоха, создает эффект В. Большое распространение получило у джазовых исполнителей. 4) В пении — особый вид колебания голосовых связок певца. В основе естественного вок. В. лежит неравномерность (не абсолютная синхронность) колебаний голосовых связок. Возникающие благодаря этому "биения" заставляют голос периодически пульсировать, "вибрировать". От свойства В. в значительной степени зависит качество голоса певца — его тембр, теплота, выразительность. Характер певческого В. не изменяется с момента мутации и только в пожилом возрасте В. переходит иногда в т.н. тремолирование (качание) голоса, что делает его звучание неприятным. Тремолирование может явиться и результатом плохой вок. школы.

Литература: Казанский В. С. и Ржевский С. Н., Исследование тембра звука голоса и смычковых музыкальных инструментов, "Журнал прикладной физики", 1928, т. 5, вып.1; Рабинович А. В., Осциллографический метод анализа мелодии, М., 1932; Струве Б. A., Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах, Л., 1933; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М. — Л., 1948; Агарков О. М., Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке, М., 1956; Paгс Ю., Вибрато и восприятие высоты, в сб.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Mиrsenne M., Harmonie universelle..., v. 1-2, P., 1636, facsimile, v. 1-3, P., 1963; Rau F., Das Vibrato auf der Violine..., Lpz., 1922; Seashore С. Е., The vibrato, Iowa, 1932 (University of Iowa. Studies in the psychology of music, v. 1); его жe, Psychology of the vibrato in voice and instrument, Iowa, 1936 (та же серия, v. 3).

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Вибрато — Вибрация (итал. vibrato, лат. vibratio — колебание), 1) приём исполнения на струнных музыкальных инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне. Периодически изменяя в небольших пределах высоту звуков... Большая советская энциклопедия
  2. вибрато — орф. вибрато, неизм. и нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  3. вибрато — Вибр/а́то, неизм. и нескл., с. Морфемно-орфографический словарь
  4. вибрато — [ит. ] – колебание звуков, выражающееся в лёгких отклонениях от основного звучащего тона; вибрато на струнных инструментах – важный элемент выразительности тона – достигается пульсацией пальца, прижимающего струну Большой словарь иностранных слов
  5. вибрато — вибрато I нескл. ср. Кратковременные и незначительные колебания высоты тона какого-либо звука (голоса, музыкального инструмента и т.п.), придающие ему особую окраску и выразительность. II нареч. обстоят. Толковый словарь Ефремовой
  6. ВИБРАТО — ВИБРАТО (итал. vibrato, от лат. vibro — колеблю) — периодические изменения высоты звука (частотное вибрато) или громкости (амплитудное вибрато). Применяется в пении, игре на струнных смычковых и духовых инструментах, в электроорганах. Звук с вибрато становится теплым, эмоционально насыщенным. Большой энциклопедический словарь
  7. Вибрато — (Vibrato) — см. Вибрация. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона