Виардо-Гарсиа М. Р.

(Viardot-Garcia) Мишель Pолина (18 VII 1821, Париж, — 17/18 V 1910, там же) — певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и композитор. Дочь и ученица испан. педагога, певца М. Гарсиа (старшего), сестра М. Малибран. На фортепьяно занималась у Ф. Листа, по теории композиции — у А. Рейхи. Впервые публично выступила в Брюсселе. С 1839 солистка Итал. оперы в Париже (дебютировала в партии Дездемоны — "Отелло" Россини). Пела в разл. театрах Европы (в Петербурге впервые в 1843), с 1837 много концертировала. Лучшие партии: Фидес ("Пророк" Мейербера), Сафо ("Сафо" Гуно), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Золушка ("Золушка" Россини), Розина, Норма, Лючия; Леонора ("Фаворитка" Доницетти), Донна Анна ("Дон Жуан"). Творчество В.-Г. отличалось высокой муз. культурой и драматич. экспрессией. Блестящий вок. стиль, выразительность и виртуозность пения, драматизм игры, законченность в воплощении муз.-сценич. образов определили место В.-Г. среди выдающихся певцов мира. В 1863 оставила сцену, посвятив себя педагогич. деятельности; принципы В.-Г. оказали большое влияние на совр. школу пения. Автор мн. романсов, неск. комич. опер, в т. ч. "Слишком много женщин" (1867), "Бирюк" (1868, пост. в домашнем т-ре В.-Г. в Баден-Бадене), "Последний колдун" (1869, Веймар). Либретто для этих опер написал И. С. Тургенев, близкий друг В.-Г. В 1871-75 преподавала пение в Парижской консерватории. Среди её учеников: Д. Aртo, M. Брандт, A. Стерлинг, А. Оргени, Б. Бьянки.

Сочинения: L'йcole classique du chant, P., 1964.

Литература: Розанов А. С., Полина Виардо-Гарсиа, Л., 1969; Василенко-Левитон М., Полина Виардо, "СМ" 1955, No 3; Torrigi-Heiroth L., M-me Pauline Viardot-Garcia, Gen., 1901; Hйritte-Viardot L., Une famille de grands musiciens, P., 1923; Fitz1yon A., The price of genius. A life of P. Viardot, L., 1964.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me