школа

• Schola.

I. У греков.

Подробности об этом вопросе представляют некоторые затруднения, во-первых, потому, что, удаляясь по большей части от общественной жизни, школьное дело принадлежало отдельному дому и семейству, а во-вторых, оттого, что оно было теснейшим образом связано с воспитанием (см. Educatio, Воспитание) y этого народа свободы и гуманизма. Между тем чем больше мы углубляемся в древность, тем больше кажется общественным как вопрос о школьном деле, так и весь быт. Различие существовало в Греции также между дорическими и ионическими государствами, между периодом до и после Сократа. Умственное и душевное развитие, напр., спартанцев ограничивалось музыкой в тесном смысле слова и развитием ума и способности суждения; лишь немногие умели читать и писать. В Афинах, напротив, обучение относилось к разнообразным предметам и требовало большей частью большего числа учителей, преподававших каждый свою специальность. По известию Дионисия Галикарнасского, дети по слоговому методу (συλλαβίζειν) учились в одно и то же время чтению и письму. При чтении повышение или понижение слогов выражалось степенью повышения голоса. Это делалось, без сомнения, несколькими учениками сообща и наверно было хорошей музыкальной подготовкой. Затем особенно высоко ставили заучивание на память; при этом, как и у спартанцев, стихи Гомера занимали первое место. Он считался во всей Греции образцом мудрости, так что знание его ставилось выше точного знания законов. При этом преобладающая воспитательная сила поэзии прилагалась верно и к принципам философии. Кроме того, кажется, пользовались, для мальчиков более зрелого возраста, баснями Эзопа и поэтом Симонидом, особенно для того, чтобы исполнить юношу воинственного духа. Во время великого переворота в эллинском быте, связанного с Пелопоннесской войной, всеобщим любимцем стал несколько нравоучительный и либеральный Еврипид. От писания, принадлежавшего к элементарным наукам или γράμματα, должно отличать так называемую графику или искусство рисования, ставшую частью школьного образования лишь во времена Аристотеля. За музыкой в более обширном смысле (см. Musica, Музыка) следовала в программе воспитания гимнастика (см. Gymnasium, Гимнасий). За обучение обоим предметам вносилась плата или вcем родом, молодое поколение которого училось вместе, или отдельными лицами, которые обыкновенно платили во второй день Анфестерий, в месяце Анфестерионе, когда было самое большое число праздников, а поэтому и наибольшие каникулы. Лишь впоследствии учителя мудрости и красноречия получали жалованье из средств государства; поэтому до того времени им довольно дорого платили за обучение. Во время Пелопоннесской войны были открыты школы софистов и риторов, имевшие столь решающее влияние не только на развитие эллинской образованности, но также и на развитие нравственной жизни. Все образование приняло почти исключительно формальное направление; стремления находились в связи в то время со страстью к наживе, ибо учителя, после того как Протагор первый взял возмездие, заставляли платить себе довольно значительный гонорар; так, напр., Протагор брал за сообщение полного образования 100 мин (2500 рублей). Однако некоторые, как, напр., Исократ (10 мин), составляли похвальное исключение из этого правила.

I. У римлян.

Тут можно больше сказать о собственно школьном деле, особенно потому, что оно тут, сообразно направленному к пользе и практичности римскому образованию, сильнее отделялось от воспитания. Уже рано существовали школы, и они упоминаются еще раньше Рима в Тускуле, Габиях и других латинских городах; их называли scholae, σχολαί, т. е. местом отдохновения в некотором смысле от утомительной общественной жизни, или ludi, упражнениями, а именно умственными, насколько все действия ума заключают прежде всего в себе самих свою конечную цель; учителя назывались ludi magistri. Первый пример существования общественной школы мы находим в 449 г. до Р. X. в рассказе о преследуемой децемвиром Аннием Клавдием Виргинии, которая, следовательно, посещала эту школу, будучи взрослой девушкой. Занятия происходили на площади в бараках; дети же слушали лекции и на улице in triviis, вследствие чего элементарные познания обозначаются уже Квинтилианом словами trivialis scientra (это слово встречается вообще нередко в смысле «обыкновенный», как, напр., Quint. 1, 4, 27). Должно быть, уже в то время грамматика, диалектика и риторика принадлежали к trivium, кaк было в средние века, когда арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли quadrivium. Вознаграждалось же обучение добровольными подарками и только со времен 2-й Пунической войны деньгами; гораздо же позже государство стало выдавать учителям жалованье. В противоположность грекам, предметами обучения стали именно практические науки, так что даже в самой математике арифметика предпочиталась геометрии. Cic. tusс. 1, 2. Hor. sаt. 1, 6, 75. а. р. 325. Рано и в то же самое время, когда детей обучали чтению и письму, с ними начинали заниматься арифметикой; метод же счисления был, как и у греков, способ считать по пальцам. Телесные же упражнения состояли лишь в подготовке к войне, где веселые игры должны были уступать место более серьезной действительной жизни. Уже в раннем возрасте учились танцам и пению и, кроме того, с особой любовью учились плаванью. Что касается до остальных предметов обучения, то, наверно, не пренебрегали предварительным ознакомлением с историей древности и пониманием мифов; напротив, можно предполагать, что римляне занимались географией гораздо меньше греков, но с большим старанием занимались чтением и изучением поэтов. Весьма замечательно, однако, то, что римляне первый народ, занимавшийся иностранными языками в виде отдельной части образования. Греческий язык вместе с латинским стал главным образовательным средством в позднейшие времена. Поэты Ливий Андроник и Енний объясняли также греческих писателей, потому что тогда римская литература представляла еще мало собственных произведений. Кратет Маллийский из Киликии, однако (см. Grammatici, Грамматики, 2), первый в 165 г. до Р. X. ввел в Риме изучение грамматики, т. е. в такое время, когда литература стояла еще на первой, чрезвычайно низкой ступени развития, тогда как греки занялись грамматикой только после погибели действительной жизни в науках и искусствах (см. Educatio, Воспитание, 20). Literatоres были грамматики, учившие чтению и письму; напротив, literati принадлежали к высшему классу преподавателей, упражнявших своих учеников в объяснении поэтов и устраивавших при этом еще практические упражнения в письменном изложении описания и в развитии способности логического мышления. И у римлян употреблялся слоговой метод в начинавшемся до достижения семилетнего возраста обучении чтению, причем ежедневно на это шло два урока; особенно обращалось внимание на ясное, отчетливое и верное произношение. От чтения отдельных слов переходили к чтению целых предложений и стихов, причем, младшие повторяли слова за старшими. Много учили наизусть, к чему принуждал еще недостаток в экземплярах какого-нибудь сочинения; более длинные отрывки с этой целью диктовались, причем, брали материалы из древнейшей римской литературы. Так, Орбилий брал материалы из драм Ливия, другие — из Енния; но ни одним писателем не пользовались так часто при школьном обучении (что продолжалось и во все средние века), как Вергилием. С чтением соединялось заучивание грамматических форм и письмо, причем больше обращали внимания на правильность и красивый почерк, чем на быстроту. Писали посредством грифеля, stilus (см. Стилл) или graphium, graphiolum на навощенных досках (tabulae ceratae); ср. Pugillares tabulae; при этом вносили потом все то, что должно было остаться, на бумагу (charta) или пергамент (membrana), который исписывался только с внутренней стороны (см. Scribere, Писчие материалы). Ученики распределялись по своим успехам на классы, и грамматики имели, кроме того, еще помощников, hypodidascali, subdoctores, proscholi. Дисциплина отличалась чрезвычайной строгостью; за проступки наказывали детей ударами по рукам посредством ferula (flagellum называлось средство наказания за значительные провинности — обыкновенно рабов). Некоторые, как Орбилий (см. Орбилий Пупилл), пользовались известностью чрезвычайно драчливых (plagosi) учителей. Содержание школы было очень выгодно для некоторых; так, училище Л. Апулея, как говорят, приносило своему владельцу 400.000 сестерциев (около 20.000 рублей золотом) ежегодного дохода. Каникулы были в праздники сатурналий (сперва 1, затем 4 и даже 7 дней), в Квинкватрии и во время сбора плодов и винограда. Высший курс преподавания литератов (literati) заключал в себе объяснения поэтов (сперва Гомера и Вергилия) и в изучении древности. Особенное внимание и старание прилагалось при этом на изучение греческого языка. Упражнения риторические были двоякого рода: для детей (pueri) и для более зрелого возраста (adulescentuli), причем первые имели характер совещательный, suasoriae, a вторые спорящий, controversiae. Последние во времена императоров получили главное значение и имели даже весьма вредное влияние на развитие почти всей образованности, за исключением образования юридического, процветание которого, напротив, совпадает с этим временем (см. Iuris consulti).

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Школа — I Шко́ла (лат. schola, от греч. schole) 1) учебно-воспитательное заведение (см. Школа). 2) Система образования, выучка, приобретённый опыт. 3) Направление в науке, литературе, искусстве и т.п. Большая советская энциклопедия
  2. школа — -ы, ж. 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения, а также здание, в котором помещается это заведение. Начальная школа. Средняя школа. Ходить в школу. Малый академический словарь
  3. ШКОЛА — ШКОЛА (от лат. schola — досуг, занятие на досуге; место обучения) — англ. school; нем. Schule. 1. Учебно-воспитательное заведение для обучения, образования и воспитания детей, молодежи и взрослых. Социологический словарь
  4. школа — орф. школа, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. школа — Шко́л/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. школа — Латинское – schola (отдых от физического труда, досуг). Слово «школа» получило широкое распространение довольно поздно – в XVI–XVII вв., хотя известно было и раньше, но до этого времени его заменяли синонимом – словом «училище». Этимологический словарь Семёнова
  7. школа — (фр. schola < др.-греч. σχîλή) в лингвистической науке; направление в изучении языка, отличающееся единством идей, методов. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. школа — ШКОЛА Венская высшая школа верховой езды. Школа верховой езды в Вене, где всадников и лошадей обучают элементам верховой езды высшей трудности (в основном искусственным). При школе музей, где демонстрируются эти элементы. Словарь спортивных терминов
  9. Школа — (лат. schola, от греч. schole) 1. учебно-воспитательное учреждение (см. Образовательные учреждения). Сложились различные точки зрения на определение понятия "Ш.". Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в Ш. личности, а саму... Педагогический терминологический словарь
  10. школа — Училище, учебное заведение, питомник, рассадник см. >> здание, общество, разряд, стиль Словарь синонимов Абрамова
  11. школа — (иноск.) — все то, что человека чему-нибудь учит, к чему-нибудь приготовляет (как школа — самое место учения вообще) Ср. "Он прошел тяжелую школу". Ср. Школить - учить, держать в порядке. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. школа — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? школы, чему? школе, (вижу) что? школу, чем? школой, о чём? о школе; мн. что? школы, (нет) чего? школ, чему? школам, (вижу) что? школы, чем? школами, о чём? о школах... Толковый словарь Дмитриева
  13. школа — Др.-русск. заим. через польск. посредство из лат. яз., в котором schola восходит к греч. scholē, производному от scholazō «отдыхать от труда». Буквально scholē — «досуг, отдых». Этимологический словарь Шанского
  14. школа — 1. направление в какой-либо области, науке; 2. выучка, достигнутый в чем-либо опыт; 3. учебное заведение. Большой бухгалтерский словарь
  15. Школа — гигиенические требования. Строительство Ш. производится по типовым проектам, разработанным с учетом ученических мест в начальной, неполной средней и средней школе. Медицинская энциклопедия
  16. школа — ШКОЛА -ы; ж. [от греч. schole] 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения; здание, в котором помещается это заведение. Начальная, средняя ш. Пойти, поступить, ходить в школу. Толковый словарь Кузнецова
  17. школа — Это слово восходит к древнегреческой основе, которая оставила след почти во всех европейских языках (ecole – во французском, Schule – в немецком, school – в английском); греческое слово имело значение "свободное время, досуг"... Этимологический словарь Крылова
  18. школа — ШКОЛА ж. лат. немецк. училище, и бол. низшее. || Лесничее рассадник дерев, посевы и присадки разных возрастов, для разводки плодовых или лесных деревьев. || В верховой езде, манежная, берейторская выучка лошади, вся постепенность искуственной езды. Толковый словарь Даля
  19. ШКОЛА — ШКОЛА — (лат. schola, от греч. schole).. 1) учебно-воспитательное учреждение. Содержится на средства государства или частных лиц и обществ. Большой энциклопедический словарь
  20. школа — шко́ла укр. шко́ла, блр. шко́ла, др.-русск. школа "училище" (начиная с 1388 г.; см. Срезн. III, 1598 и сл.), чеш., слвц. škоlа, польск. szkoɫa. Заимств. через польск. из лат. schola от греч. σχολή "досуг", букв. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. школа — школа I ж. 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. || Здание, в котором помещается такое заведение. || разг. Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя. Толковый словарь Ефремовой
  22. школа — ШК’ОЛА, школы, ·жен. (·греч. schole). 1. Низшее и среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ. 2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных). Сельская школа. Начальная школа. Народная школа. Толковый словарь Ушакова
  23. школа — ШКОЛА, ы, ж. 1. Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Государственные, частные школы. Общеобразовательная ш. Начальная, средняя ш. Вечерняя ш. Музыкальная, художественная ш. Специальная ш. (со специальным уклоном). Толковый словарь Ожегова
  24. Школа — Как один из рассадников знания и полезных навыков, является необходимой ступенью в развитии как отдельного человека, так и целого общества. Еще Аристотель указал на взаимодействие между... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона