Молитва

• Preces

(εὐχή, благодарственная M. — 'έπαινος), основанная на чувстве зависимости человека от богов и на вере в их власть и готовность помочь, была обращаема или к известным божествам, в особенной власти и под особым покровительством которых состоял молящийся, или ко всем богам в совокупности, частью для того, чтобы испросить их помощь в отдельном случае, частью, чтобы воздать им похвалу и благодарность за оказанные благодеяния, или же чтобы вообще выразить признание зависимости человека от воли богов. Верного ручательства за успех М. не существовало, хотя М. людей, отличающихся благочестием, у греков и римлян считалась в высшей степени действительной (см. Aeacus, Эак); язычники в М. никогда не находили того утешения, которое у христиан основано на вере в милосердную любовь Божью, явленную в Его Сыне; смирение греков и римлян главным образом проистекало из представления о могуществе богов. У Гомера, где встречаются большей частью М., испрашивающие известную милость в данном случае, М. имеет определенную неизменяемую форму; за обращением к божеству следует обыкновенно просьба с указанием причин, почему считают себя вправе требовать ее исполнения, причем ссылались на прежде оказанную помощь и принесенные дары и т. п. Il. 5, 115. 1, 39. 451. Перед М. принимались омовения как символ духовного очищения (Il. 6, 266. Ноm. Od. 2, 261. Ov. fast. 4, 778); во время M. поднимали руки. Если обращались с М. к морским божествам, то простирали руки обыкновенно по направлению к морю (Il. 1, 351, ср., напротив, Ноm. Od. 9, 526), если же к одному из подземных богов, то — по направлению к земле. Il. 9, 568. В храме обращались к алтарю и к изображению божества, обнимали алтарь и становились на колени. Платон говорит, что всякое предприятие должно начинаться с обращения к богам и что для добродетельного человека нет ничего лучше, как чтить богов жертвоприношениями и сохранять с ними постоянную связь посредством М. и обетов. Обыкновенно обращались к трем богам вместе. Римляне обыкновенно закрывались во время М., поднимая тогу в виде покрывала через затылок; по греческому обряду творили М. и совершали жертвоприношения, не покрывая головы. Греки и римляне освящали свои общественные дела религиозными обрядами; так, напр., греки открывали свои политические собрания, военные действия, игры, театральные представления и т. п. М. к Зевсу; нечто подобное совершалось и римлянами перед началом комиций, заседаний сената, народных переписей и т. д. Особенным родом М. было проклинание (ἀρά, ἀραί, dirae, exsecrationes), которое произносилось или отдельным лицом, потерпевшим лично глубокое оскорбление (Эдип проклинает своих сыновей), или официально, от имени государства через жрецов против преступников (Алкивиад), причем умоляли богoв; преимущественно подземных, погубить их. В Афинах жрецы, произнося торжественное проклятие, обращались на запад и махали багряными одеяниями по воздуху. Римляне проклинали осаждаемый город, вызвав предварительно из него богов (evocare). ср.: von Lasaulx, über die Gebete der Gr. u. R. (1842) и über den Fluch bei Gr. u. R. (1843).

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОЛИТВА — МОЛИТВА (греч. εὐχή, лат. oratio) – обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам. Новая философская энциклопедия
  2. молитва — -ы, ж. 1. Действие по глаг. молиться (в 1 знач.). Обращаясь на восток, Зовут к молитве муэдзины. Лермонтов, Демон. || Обращение к богу, святым, сопровождаемое чтением определенных текстов. Малый академический словарь
  3. МОЛИТВА — МОЛИТВА — англ. prayer; нем. Gebet. 1. Обращение к объекту поклонения (Богу, святым, сверхъестественным силам), неотъемлемая часть ритуала. 2. Канонизированный текст обращения к божеству. Социологический словарь
  4. молитва — Мол/и́/тв/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. Молитва — Обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и психологической общности религиозной группы. Возникая из магии слова (Заклинание)... Большая советская энциклопедия
  6. молитва — орф. молитва, -ы Орфографический словарь Лопатина
  7. Молитва — (Тфила) Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: "И служить Ему всем сердцем вашим". А что такое служение сердцем, как не молитва?" (Та'ан. II). Энциклопедия иудаизма
  8. Молитва — I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греч. Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. молитва — Наставление старшего конвоира перед выходом заключенных на работу Словарь воровского жаргона
  10. Молитва — Вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  11. молитва — Моление, мольба, молитвословие, молебен, молебствие, прошение, славословие, песнопение [повечерие, полунощница, ектения, кафизма, стихира, богородичен, прокимен, паремия, лития, шестопсалмие, полиелей, тропарь, антифон, канон... Словарь синонимов Абрамова
  12. молитва — Мол’итва — основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс.5:8 ; Лук.18:10 ; Деян.3:1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Библейский словарь Вихлянцева
  13. молитва — сущ., ж., ??? (нет) чего? молитвы, чему? молитве, (вижу) что? молитву, чем? молитвой, о чём? о молитве; мн. что? молитвы, (нет) чего? молитв, чему? молитвам, (вижу) что? молитвы, чем? молитвами, о чём? о молитвах... Толковый словарь Дмитриева
  14. молитва — Беззвучная, бесхитростная, благая (устар.), благодарственная, благодатная (устар.), благостная, благотворная, волнующая, восторженная, горячая, душевная, душеполезная (устар. Словарь эпитетов русского языка
  15. молитва — • Бессловная (П. Соловьева). • Благостная (И. Аксаков, Фруг). • Восторженная (Потехин). • Горячая (Голен.-Кутузов). • Жаркая (Фруг). • Кроткая (Фруг). • Немая (Андреев). • Пламенная (А. Измайлов). • Святая (Блок, Полежаев, К.Р.). Словарь литературных эпитетов
  16. молитва — МОЛИТВА -ы; ж. 1. к Молиться (1 зн.); моление. Совершить краткую молитву. Призвать к молитве. Облегчить душу молитвой. Проводить жизнь в молитвах и постах. Толковый словарь Кузнецова
  17. молитва — МОЛИТВА, ы, ж. 1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы «Верую», «Отче наш». 2. Моление, обращённое к Богу, к святым. Благодарственная м. М.-покаяние. Толковый словарь Ожегова
  18. молитва — МОЛ’ИТВА, молитвы, ·жен. 1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву. 2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву. Толковый словарь Ушакова
  19. МОЛИТВА — МОЛИТВА ,1) обращение верующего к божеству. 2) Канонизированный текст обращения. Большой энциклопедический словарь
  20. молитва — молитва ж. 1. Хвалебное, благодарственное или просительное обращение священника или мирянина миряне II к Богу, Богородице или святым святой I 1.; моление 1. 2. Текст, читаемый или произносимый священником или мирянином миряне II при таком обращении к Богу, Богородице или святым святой I 1. Толковый словарь Ефремовой
  21. молитва — См. молить Толковый словарь Даля