Молитва

(Тфила)

Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: "И служить Ему всем сердцем вашим". А что такое служение сердцем, как не молитва?" (Та'ан. II). М. вызывает душевный подъем, приближает душу к ее Создателю, побуждает человека удалиться от зла и приблизиться к добру. В М. еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: "Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание". М. пробуждает в еврее надежду, что мольба его будет услышана, и "не оставит Господь народ Свой и удел Свой не покинет".

Согласно еврейской вере, молящийся не нуждается в посреднике между собой и Богом: "Смотри, как высоко Он стоит в мире Своем, но человек входит в синагогу и молится шопо-том, а Господь слышит его молитву", как сказано: "А Хана говорит в сердце своем, только уста ее шевелились, и не было слышно голоса ее" (I Сам. 1,13), но Господь внял ее М.

Сохранились очень древние М., такие как М. Ханы, М. Шломо; вся книга Псалмов является сборником М. В эпоху Храма священники читали "Шма", молитву "Шмонэ-Эсрей"*, "благословения Когенов" и др. Со временем эти М. перешли в синагоги и стали, вместе с чтением Торы*, основной частью богослужения.

В древности М. подразделялись на три основных вида: принятие власти Царства небесного, общественные М. и мольбы (просьбы личные).

Принятие власти Царства небесного

Молитва "Шма" составлена из отрывков, взятых из нескольких глав Торы. В наши дни принято читать следующие три фрагмента: "Шма" (Втор. VI, 4-9), "ВеГая, им шамоа" (Втор. XI, 13-21) и "Вайомер" (Чис. XV, 37-41). Все три части вместе называются "Шма", по словам первого ее стиха "Шма Исраэль" ("Слушай, Израиль") ; эта молитва превратилась в девиз национального единства. С этой М. на устах шли на смерть еврейские мученики во все времена.

Общественная молитва (или "Шмонэ-Эсрей" — "Восемнадцать благословений")

В этой молитве общество просит даровать благословение и избавление стране и народу. Хазан* произносит молитву вслух, а присутствующие говорят "Амен" после каждого благословения. К М. "Шмонэ-Эсрей" добавились "Благословения когенов" и "Кдуша". Вначале Когены* благословляли народ только в Храме, но со временем обряд этот перешел в синагоги, и соответствующая М. произносится ежедневно, перед последним благословением из "Шмонэ-Эсрей". Позднее хазал постановили произносить "Благословения когенов" в диаспоре* только по праздникам, а в Эрец Исраэль, по обычаю, когены благословляют ежедневно.

"Кдуша" состоит из нескольких стихов, взятых из книги Исайи.

Мольбы

(тахануним)

После М. священников в Храме народ падал ниц, и каждый произносил свои личные мольбы. Впоследствии и эта М. перешла в синагоги. Содержание ее не было строго регламентировано, и каждый молился по-своему.

После разрушения Храма все богослужение перешло в синагоги. Ранее синагоги были предназначены, главным образом, для изучения Торы. С разрушением Храма М. стала основой богослужения и заменила жертвоприношения. Это новое положение символизируют слова пророка Гошеа: "Принесем жертвы устами нашими" (Гош. XIV, 3), хотя мудрецы подчеркивали, что только добрые деяния способны заменить жертвоприношения в Храме.

Все же синагоги рассматривались как "Малый Храм", который должен занять место разрушенного Храма. Поэтому М. назначены на те же часы, которые служили прежде для общественных жертвоприношений в Храме.

М., как и галахот*, не были записаны, а передавались устно. Поэтому каждый хазан мог менять их текст по своему разумению, пока р. Гамлиэль* не утвердил формальный текст М. "Шмонэ-Эсрей". Он постановил, что вначале

общество произносит эту М. шопотом, а затем хазан повторяет ее вслух. Он также постановил произносить эту самую М. и вечером.

Наши мудрецы рекомендуют: молитесь в синагоге. Если нет такой возможности, молитесь в поле. Если нет такой возможности -молитесь дома. Если нет возможности молиться дома открыто — молись в постели. Если нельзя и этого — молись мысленно в сердце своем.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОЛИТВА — МОЛИТВА (греч. εὐχή, лат. oratio) – обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам. Новая философская энциклопедия
  2. молитва — -ы, ж. 1. Действие по глаг. молиться (в 1 знач.). Обращаясь на восток, Зовут к молитве муэдзины. Лермонтов, Демон. || Обращение к богу, святым, сопровождаемое чтением определенных текстов. Малый академический словарь
  3. МОЛИТВА — МОЛИТВА — англ. prayer; нем. Gebet. 1. Обращение к объекту поклонения (Богу, святым, сверхъестественным силам), неотъемлемая часть ритуала. 2. Канонизированный текст обращения к божеству. Социологический словарь
  4. молитва — Мол/и́/тв/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. Молитва — Обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и психологической общности религиозной группы. Возникая из магии слова (Заклинание)... Большая советская энциклопедия
  6. молитва — орф. молитва, -ы Орфографический словарь Лопатина
  7. Молитва — I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греч. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. молитва — Наставление старшего конвоира перед выходом заключенных на работу Словарь воровского жаргона
  9. Молитва — Вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  10. молитва — Моление, мольба, молитвословие, молебен, молебствие, прошение, славословие, песнопение [повечерие, полунощница, ектения, кафизма, стихира, богородичен, прокимен, паремия, лития, шестопсалмие, полиелей, тропарь, антифон, канон... Словарь синонимов Абрамова
  11. Молитва — • Preces (εὐχή, благодарственная M. — 'έπαινος), основанная на чувстве зависимости человека от богов и на вере в их власть и готовность помочь, была обращаема или к известным божествам... Словарь классических древностей
  12. молитва — Мол’итва — основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс.5:8 ; Лук.18:10 ; Деян.3:1) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Библейский словарь Вихлянцева
  13. молитва — сущ., ж., ??? (нет) чего? молитвы, чему? молитве, (вижу) что? молитву, чем? молитвой, о чём? о молитве; мн. что? молитвы, (нет) чего? молитв, чему? молитвам, (вижу) что? молитвы, чем? молитвами, о чём? о молитвах... Толковый словарь Дмитриева
  14. молитва — Беззвучная, бесхитростная, благая (устар.), благодарственная, благодатная (устар.), благостная, благотворная, волнующая, восторженная, горячая, душевная, душеполезная (устар. Словарь эпитетов русского языка
  15. молитва — • Бессловная (П. Соловьева). • Благостная (И. Аксаков, Фруг). • Восторженная (Потехин). • Горячая (Голен.-Кутузов). • Жаркая (Фруг). • Кроткая (Фруг). • Немая (Андреев). • Пламенная (А. Измайлов). • Святая (Блок, Полежаев, К.Р.). Словарь литературных эпитетов
  16. молитва — МОЛИТВА -ы; ж. 1. к Молиться (1 зн.); моление. Совершить краткую молитву. Призвать к молитве. Облегчить душу молитвой. Проводить жизнь в молитвах и постах. Толковый словарь Кузнецова
  17. молитва — МОЛИТВА, ы, ж. 1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы «Верую», «Отче наш». 2. Моление, обращённое к Богу, к святым. Благодарственная м. М.-покаяние. Толковый словарь Ожегова
  18. молитва — МОЛ’ИТВА, молитвы, ·жен. 1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву. 2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву. Толковый словарь Ушакова
  19. МОЛИТВА — МОЛИТВА ,1) обращение верующего к божеству. 2) Канонизированный текст обращения. Большой энциклопедический словарь
  20. молитва — молитва ж. 1. Хвалебное, благодарственное или просительное обращение священника или мирянина миряне II к Богу, Богородице или святым святой I 1.; моление 1. 2. Текст, читаемый или произносимый священником или мирянином миряне II при таком обращении к Богу, Богородице или святым святой I 1. Толковый словарь Ефремовой
  21. молитва — См. молить Толковый словарь Даля