Брак

• Matrimonium.

I. У греков (γάμος).

1. Цель Б. у греков была иметь законное потомство и удовлетворить таким образом тройной обязанности: относительно богов, которым должны были быть оставлены слуги (Plat. legg. 6, p. 773, Ε), относительно государства, существование которого должно было быть обеспечено оставленным потомством (в Спарте, где индивидуальная жизнь совершенно исчезала в государстве, это было единственною целью Б. и за безбрачие [ἀγαμία] налагалась поэтому даже ἀτιμία, Plut. Lyc. 15), и, наконец, относительно собственного рода, сохранение которого обеспечивало, между прочим, и постоянное исполнение обязанностей относительно умерших, украшение их могил, совершение семейных священнодействий. Любовь в современном смысле отступала сравнительно с этими соображениями совершенно на задний план и была вообще чужда эллинскому древнему миру; поэтому при выборе невесты решающее значение имели внешние соображения о приданом, роде и т. д. Часто отец выбирал невесту для сына, т. к. личное расположение не играло при этом никакой роли; подобное взаимное расположение молодых людей, впрочем, и не могло развиться при той замкнутости, в которой жили, напр., в Афинах, женщины. Первым условием законного Б. в Афинах, о которых мы преимущественно будем тут говорить, было, чтобы супруг и супруга были гражданами (ἀστός и ἀστή). Дети от Б. гражданина с негражданкой считались незаконными (νόθοι), по смерти отца могли претендовать только на подарок не свыше 1000 драхм (νόθεια) и были уже по Соломоновым законам лишены гражданских прав. Постановление это было два раза вновь подтверждено, первый раз Периклом (460 г. до Р. X.) и во второй — законом Аристофонта при архонте Евклиде (403 г.). Двоебрачие не было дозволено, но случалось, что муж, кроме законной супруги (γαμετή, ἐγγυητή, у Гомера κουριδίη 'άλοχος), имел еще наложницу (παλλακή), — связь, которую мы встречаем даже у Гомера. Родство не было препятствием для Б., и упоминаются Б. даже между сводными братьями и сестрами, хотя они встречались не часто и не были, вероятно, одобряемы общественным мнением. Законом запрещен был Б. между сводными от одной матери (uterini). При более отдаленных степенях родства Б. между родственниками считался даже желательным, а в одном случае даже требовался законом (см. Έπίκληρος под словом Herditas, 2). Б. по закону должно было предшествовать обручение (ἐγγύησις), причем невеста была торжественно обручаема отцом или тем, кто был ее κύριος (брат, агнаты, опекун), мужу (ἐκδοῦναι, ἐγγυᾶν относительно κύριος, ἐκδοθῆναι, ἐγγυηθῆναι ο невесте, ἐγγυήσασθαι о женихе). Несоблюдение этих формальностей лишало детей прав гражданства, исключало их из фратрии отца и лишало притязаний на наследство. При обручении выставлялись брачные договоры и определялось приданое (προΐξ или φερνή), отсутствие которого не было препятствием к Б., но считалось неприличным, так что иногда, чтобы устранить это неудобство, богатые граждане соединялись и на свои средства давали приданое бедным гражданкам. Оно не было собственностью мужа, но он пользовался лишь доходами. Кроме денежного приданого невеста получала еще приданое вещами, которое, впрочем, Солон ограничил известною мерой (Plut. Sol. 20). В Спарте законы Ликурга запрещали давать какое бы то ни было приданое, дабы несколько имуществ не доставались одному лицу. В героические времена было наоборот: муж получал жену посредством подарков ('έδνα), т. е. как бы покупал. Aristot. polit. 2, 8. Дню свадьбы предшествовали разные обряды Богам — охранителям брака (θεοὶ γαμήλιοι) приносилась торжественная жертва (τὰ προτέλεια γάμων или προγάμεια), именно Зевсу и Гере, Артемиде, Мойрам, а также θεοῖς ἐγχωρίοις. В день свадьбы жених и невеста купались, для чего вода бралась из определенного для каждого города источника, для Афин из Каллиррои (называемой со времени Писистрата ἐννεάκρουνος). Женщина, несшая воду (носили ли ее мужчины, сомнительно) для λουτρόν νυμφικόν, называлась λουτροφόρος. В доме невесты после различных церемоний, о которых, впрочем, мы не знаем никаких подробностей, давался свадебный обед (γάμος, θοίνη γαμική), причем женщины с невестой сидели отдельно от мужчин. Гости на свадьбе считались свидетелями заключенного Б. Под вечер после обеда жених (νύμφιος) сам заезжал на колеснице (ἐφἀμάξη) за невестой, которая сидела между женихом и близким родственником, παράνυμφος или πάροχος (от 'όχημα, повозка). В Спарте вместо того, чтобы увозить, жених похищал невесту, конечно с согласия родителей. При втором Б. муж уже не увозил жену, но ему ее привозил или родственник, или друг (νυμφαγωγός). Перед поездом брачной пары, которая была в праздничном платье и венках, а невеста еще с покрывалом, а равно и позади него неслись факелы. Мать невесты зажигала свадебный факел. Под пение гименея при аккомпанементе флейт и кифар поезд двигался в дом жениха, украшенный зеленью; там при встрече рассыпали лакомства (καταχύσματα), а затем следовал свадебный пир (γάμος, θοίνη γαμική), на который приглашались гости, в том числе и женщины. Этот пир имел важное значение, потому что справление его, ἐστιᾶσαι γάμους, считалось перед судом доказательством того, что жена действительно — законная, γαμετή. Как особенный свадебный подарок упоминаются пироги из сесама (πέμματα или πλακοῦς γαμικòς ἐκ σησάμου πεποιημένος). После обеда c невесты снимали покрывало и уводили ее в брачный покой (θάλαμος, παστάς), у дверей которого пелась свадебная песнь, ἐπιθαλάμιον. После свадьбы (неизвестно, на другой ли день, ἐπαύλια, или же на третий) жене приносились мужем, родственниками и друзьями подарки (ἀνακαλυπτήρια, ὀπτήρια, названа так потому, что жена теперь уже показывалась без покрывала). И мужу подносились подарки. Местом пребывания замужней женщины был терем (γυναικωνῖτις, см. Domus, Дом, 2). Стол у супругов был общий, за исключением того случая, когда у мужа обедали гости. Деятельность жены ограничивалась заведованием хозяйством, ведение которого при замкнутой жизни афинских девиц ей приходилось часто изучать только после свадьбы, и воспитанием детей, мальчиков — до времени учения, девочек — до выдачи замуж (см. Educatio, Воспитание, 9). Ей, следовательно, принадлежало управление имуществом, рабами, хозяйством и кухней; в богатых домах она при этом пользовалась помощью ключницы, ταμία. Она же заведовала уходом за больными, причем ей помогали рабы. Само собою разумеется, что в бедных семействах хозяйке приходилось исполнять немало таких работ, которые обыкновенно лежали на обязанности рабов. Взаимное отношение супругов основывалось вообще более на уважении, чем на любви в современном смысле. Муж был хозяином, нередко, однако, случалось, что личные свойства характера и величина принесенного в приданое имущества давали жене перевес над мужем, почему Платон и высказывается против всякого приданого (legg. 6, р. 774, С. 'ύβρις δὲ ἠττον γυναιξὶ καὶ δουλεὶα ταπεινὴ καὶ ἀνελεύθερος διὰ χρήματα τοῖς γήμασι γίγνοιτ' 'άν). В Спарте, где муж менее посвящал себя семейной жизни, положение жены было свободнее и ее власть в доме была всеми признаваема. У Плутарха (Lyc. 14) иностранка говорит спартанке: Μόναι τῶν ἀνδρῶν 'άρχετε ὐμεῖς αἰ Λάκαιναι. Весьма строго наблюдали в Афинах за супружескою верностью жены, хотя нарушение ее в Афинах встречалось гораздо чаще, нежели в Спарте, где прелюбодеяние в старинное время было неслыханным преступлением. В Афинах оскорбленный муж имел право убить на месте соблазнителя жены. Жену постигало бесчестие (ἀτιμία), но и муж подвергался ему, если он оставлял жену при себе, так что в этом случае расторжение Б. требовалось законом; но и по другим причинам супруги нередко разводились без особенных затруднений, особенно для мужа — см. Ἀποπέμπειν, Расторжение брака.

II. У римлян Б. с самого начала считался священным (dignitas matrimonii, Cic. Cluent. 12), ср. Liv. 1, 9: illas (речь идет о похищенных сабинянках) in matrimonio, in societate fortunarum omnium civitatisque et, quo nihil carius humano generi sit, liberorum fore. Он был двух родов:

1. matrimonium iustum или legitimum, законный гражданский Б. и 2) matrimonium iniustum, признававшийся лишь на основании ius gentium, напр., между римлянами и перегринами. Необходимым условием первого было connubium со стороны обоих супругов, и последствием его является полная власть отца над детьми. Connubium — это полноправность заключить Б., признаваемый римским правом, connub. составляет важную часть римского гражданства вообще, см. Civitas, Цивитас. Первоначально этим правом пользовались только граждане одинакового сословия между собою, пока закон lex Canuleia в 445 г. до Р. X. не даровал взаимное connubium патрициям и плебеям. Вместе с правом гражданства connubium распространено было на Лаций, затем в силу lex Iulia et Plautia Papiria на всю Италию и наконец в правление императора Каракаллы — на всю Римскую империю. Перегрины и рабы не пользовались правом connubium'a; дети от браков без права connubium'a по lex Minicia принадлежали к тому сословию, из которого была мать, за исключением того случая, когда мать была римскою гражданкой. В древнейшее время вместе с matrimonium iustum жена переходила из potestas отца под власть мужа (in manus venire, conventino in manus). Вследствие этого и ее приданое (dos) делалось достоянием мужа (omnia, quae mulieris fuerunt, viri fiunt, dotis nomine, Cic. top. 4), хотя он обязан был возвратить его в случае расторжения Б. не по вине жены. Жена, которая in manum mariti convenit, называлась mater familias и принадлежала своему супругу как дочь (fïliae loco), так что совершенно переходила в его фамилию. Такой matrimonium iustum заключался трояким образом:

1. посредством Confarreatio;

2. посредством coëmptio, нечто вроде покупки (возникло из древнего обычая покупать жен); формула, которую произносил при этом муж, была: An sibi materfamilias esse vellet, на что жена отвечала: se velle;

3. посредством usus (своего рода давность или usucapio), если жена целый год без перерыва оставалась в доме супруга. По законам XII таблиц отлучка жены из дома мужа в течение трех ночей подряд освобождала ее из-под власти мужа. С тех пор она переставала быть materfamilias и делалась matrona или uxor tantum и в этом качестве, как ставшая in patria potestate или sui iuris, могла располагать своим состоянием, но уже не могла наследовать мужу. И этот способ заключения Б. почитался за iustum matrimonium, a в позднейшее время, особенно при императорах, сделался преобладающим. Tac. ann. 4, 16. О свадебных обрядах см. Nuptiae, Свадьба. ср. Concubina, Конкубина; о разводе см. Divortium, Расторжение брака. Главное соч. A. Rossbach, über d. röm. Ehe (1853).

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Брак — Добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям. Сексологическая энциклопедия
  2. брак — 1) -а, м. Семейный союз мужчины и женщины; супружество. Состоять в браке. Вступить в брак. Расторгнуть брак. □ Первым браком он был женат на богатой женщине. М. Горький, О Гарине-Михайловском. 2) -а... Малый академический словарь
  3. БРАК — БРАК — англ. marriage; нем. Heirat. Семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и обязанности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств требует соответствующего оформления (регистрации). см. СЕМЬЯ. Социологический словарь
  4. Брак — I (Braque) Жорж (13.5.1882, Аржантёй, — 31.8.1963, Париж), французский художник. Учился в школах изящных искусств в Гавре и Париже. С 1905 писал пейзажи в духе Фовизма, в 1908 обращение к опыту П. Сезанна делает его наряду... Большая советская энциклопедия
  5. брак — орф. брак, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. брак — (иноск.) — испорченная вещь, ниже должной доброты Ср. Браковать — признавать негодным. Ср. Она не делала прежде безумных трат на туалеты и брик-а-брак и приемы... Боборыкин. Дома. 5. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  7. брак — • стопроцентный ~ Словарь русской идиоматики
  8. Брак — I: 1) в соотв. с обществ. и правовыми нормами, Б. подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью. Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель... Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. брак — БРАК а, м. braque m. Род легавых собак, хороших для иску дичи. Сл. нат. ист. Браки — фр. легавые собаки. Брокг. Пород французских легавых довольно много, но у нас большей частью встречаются ублюдки или уже выродившиеся "браки". Словарь галлицизмов русского языка
  10. Брак — I (Brak), телль близ р. Хабур в Сирии, раскопан Мэллоуном в 1937–1938 гг. Заселен с начала доисторического периода и до середины 2-го тысячелетия до н.э. Наиболее важными объектами были т.н. Археологический словарь
  11. Брак — Установление брака относится к первоначальному созданию человека. Видя, что не хорошо быть человеку одному, Бог сотворил ему помощника, соответственного ему (Быт 2:18). Библейская энциклопедия архим. Никифора
  12. Брак — Под Браком подразумевается установленный Богом союз мужчины и женщины с целью создания семьи, рождения, защиты и воспитания детей, а также для обеспечения различных нужд этой семьи и общества в целом... Католическая энциклопедия
  13. брак — I см. >> негодное II см. также -> (законный, гражданский, сводный {свод}, морганатический); бракосочетание, венчание, свадьба; супружество, узы Гименея, узы Гимена, партия Вступить в законный брак Она составила хорошую партию «Жалели... Словарь синонимов Абрамова
  14. брак — 1. брак/¹ (супружество). 2. брак/² (изъян). Морфемно-орфографический словарь
  15. брак — [семейные отношения] сущ., м., употр. нечасто (нет) чего? брака, чему? браку, (вижу) что? брак, чем? браком, о чём? о браке; мн. что? браки, (нет) чего? браков, чему? бракам, (вижу) что? браки, чем? браками, о чём? о браках... Толковый словарь Дмитриева
  16. брак — 1. товар, по своим качествам не отвечающий требуемым условиям. Скрытый брак (выявленный в процессе потребления товара) может рассматриваться как страховой интерес товаропроизводителя... Большой бухгалтерский словарь
  17. брак — Семейный союз мужчины и женщины; семейная жизнь. Благоденственный (устар.), благополучный, божественный, надежный, неравный, неразрывный, несчастливый, несчастный, неудачный, прочный, счастливый, удачный. Словарь эпитетов русского языка
  18. БРАК — Общественный институт, посредством к-рого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству; отсюда связь Б. с семьей (см. Семья), объединяющей родителей и детей. Возникая на определенном этапе истории человечества... Советская историческая энциклопедия
  19. брак — БРАК 1. БРАК, -а; м. Семейный союз мужчины и женщины; супружество. Состоять в браке. Вступить в б. Сочетаться браком. Регистрация, расторжение брака. Б. по любви, по расчёту. Церковный б. (брак, заключаемый в церкви по религиозным обрядам). Законный... Толковый словарь Кузнецова
  20. брак — 1. БРАК1, а, м. 1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский, незарегистрированный б. 2. Сопровождаемое обрядом бракосочетания христианское таинство вступления в супружество. | прил. Толковый словарь Ожегова
  21. брак — 1. БРАК м. законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковию. Браки мн. церк. брачный пир. Жених весел, всему браку радость. Вообще пиршество, почетное угощенье (от брашно?). Всхоте брак сотворити ему (Св. Борису), Нест. Толковый словарь Даля
  22. брак — Брака, мн. нет, м. [нем. Brack]. Испорченная, имеющая дефект продукция. В литейном цехе много брака. || Дефект, изъян товара. Большой словарь иностранных слов
  23. брак — БРАК, брака, ·муж. сожительство супругов, совокупность бытовых и правовых отношений, связывающих мужа и жену. Вступить в брак. Счастливый брак. Состоять в браке. Брак их продолжался недолго. | Форма закрепления и узаконения супружеских отношений (офиц.). Толковый словарь Ушакова
  24. брак — I Это слово, обозначающее супружество, возникло от древнерусского глагола бьрати (вспомним выражение "брать в жены"). II Это слово в значении недоброкачественное изделие заимствовано в XVII... Этимологический словарь Крылова
  25. брак — брак I м. 1. Венчание как одно из семи христианских таинств, в процессе которого союз жениха и невесты благославляется священником специальным церковным обрядом. 2. Семейный союз мужчины и женщины; супружество. II м. Толковый словарь Ефремовой
  26. БРАК — Некачественные товары, непригодные к употреблению; продукция, не удовлетворяющая требования стандартов. Экономический словарь терминов
  27. БРАК — БРАК — семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах... Большой энциклопедический словарь
  28. брак — I I. "изъян", со времени Петра I; см. Смирнов 65; браковщик уже в 1705 г.; см. Христиани 41. Через польск. brak – то же (с XVI в.; см. Смирнов, там же; Брюкнер 38) или из ср.-нж.-н. brak "недостаток, изъян" (букв. "перелом"), см. Бернекер 1, 80 и сл. Этимологический словарь Макса Фасмера
  29. БРАК — БРАК — исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и их детям. Типы и формы Б. существенно изменялись в ходе исторического развития. Новейший философский словарь
  30. брак — В семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. б. заключается в органах записи актов гражданского состояния. с 1994... Большой юридический словарь