Фарс
ФАРС. — Герой каждого драматического произведения, охваченный единым, цельным стремлением, страстью, наталкиваясь на противоборство окружающей среды, неизбежно нарушает нормы, обычаи и привычки этой среды. Герои комедии нарушают социально-психологические нормы; фарсом называют, обычно, комедию, в которой герой нарушает социально-физические нормы общественной жизни. Так в «Лизистрате» Аристофана героиня стремится принудить мужчин к прекращению войны, побуждая женщин отказывать им в любовных ласках. Так, Арган («Мнимый больной» Мольера) приносит интересы своей семьи в жертву интересам своего мнимо-больного желудка. Область фарса есть по преимуществу эротика и пищеварение. Отсюда с одной стороны чрезвычайная опасность для фарса — впасть в сальную пошлость, с другой — чрезвычайная острота фарса, непосредственно задевающего наши жизненные органы.
В связи с физической стихией фарса, сценически его, естественно, характеризует изобилие внешне-действенных движений, столкновений, объятий, драк. Фарс по природе своей периферичен, эксцентричен — это эксцентрическая комедия. Животная возня в сценической интерпретации переходит в физическое действие, облагороженное ритмом и пластикой: фарс на сцене принимает характер буффонады. Поскольку физические нормы человеческого общества несравненно менее изменчивы, нежели нормы социально-психологические, фарс (или эксцентрическая комедия) в несравненно меньшей степени нуждается в бытовой разработке, нежели комедия бытовая. По той же причине хороший фарс долговечнее бытовой комедии. По своей конструкции фарс, таким образом, ближе к трагедии (см. Трагедия), бытовая комедия к драме (в узком смысле этого слова).
В. Волькенштейн.
История фарса. Фарсы развились из бытовых сцен, введенных как независимые интермедии в средневековые пьесы религиозного или моралистического характера. Фарсы поддерживали традицию комических представлений, идущую от греко-римской сцены, и постепенно преобразовались в комедию новых веков, сохранившись в качестве особого вида легкой комедии. Исполнителями фарсов в прежние времена были обыкновенно любители. Таково, напр., во Франции общество Базош; к нему, вероятно, принадлежал неизвестный по имени автор знаменитого французского фарса «Адвокат Пателен» (1470), изданного множество раз с переделками текста и под разными заглавиями. Списки фарсов появляются только с конца 15 века: с ними нещадно боролось католическое духовенство. Однако, игрались фарсы уже в 13 веке. К обществу Базош принадлежал и Ж. д'Абонданс, автор фарса „La cornette“ (1545), имеющего темой семейные неурядицы. Таков же и другой знаменитый фарс (анонимный): „Le cuvier“. Сходны с французскими фарсами немецкие «масляничные представления» (Feschnachtspiele), лучшие из которых написали Ганс Фольи, Ганс Сакс, Розенблют. Рейхлин дал немецкую переделку фарса о Пателене подназванием «Неппо». Богата фарсами испанская литература. Их ввел Х. Висенье (перв. полов. 16 века). Образцовые фарсы можно видеть в «Интермедиях» Сервантеса. У итальянцев фарс часто сливался с commedia dell'arte. В старом английском театре славились многочисленные фарсы Фута. У нас большая часть фарсов — переводы и переделки западных. Немецкие и французские фарсы изданы несколькими сборниками, иные из которых содержат около сотни фарсов.
И. Э.
Значения в других словарях
- Фарс — I (франц. farce, от лат. farcio – начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками) 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14–16 вв. в западно-европейских странах. Большая советская энциклопедия
- Фарс — ФАРС (франц. farce, латин. farsa) — один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр. Литературная энциклопедия
- фарс — -а, м. 1. Вид средневекового (14—16 вв.) западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера. 2. В театре 19—20 вв. комедия-водевиль легкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приемами. Малый академический словарь
- Фарс — Остан на Ю. Ирана. Остан сохраняет название истор. обл. Фарс (она же до VII в. Парс) или Фарсистан; название от этнонима фарсы (персы). Топонимический словарь
- ФАРС — Ист. область на Ю. Ирана. До завоевания арабами известна под назв. Парса. При Сасанидах и позже, до 10-11 вв., Ф. был гл. оплотом феод.-сепаратистской деятельности староиран. знати. В 7 в. Ф. был завоеван арабами; гл. город области Истахр был разрушен. Советская историческая энциклопедия
- фарс — орф. фарс, -а Орфографический словарь Лопатина
- фарс — Фарс/. Морфемно-орфографический словарь
- фарс — ФАРС а, м. farce f. 1. Связанная с народной традицией комедия XIV-XVI вв. сатирического, бытового или иного содержания с широким использованием внешнего комизма; представление такой комедии на сцене. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
- фарс — см. >> зрелище, шутка Словарь синонимов Абрамова
- фарс — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где farce «фарс» < «начинка, смесь» восходит к лат. farcire «начинять, наполнять». См. фарш. Этимологический словарь Шанского
- Фарс — (Fars), историческая обл. на Ю. Ирана. До арабского завоевания (VII в.) называлась Парса, Персида. В конце VII в. – один из районов движения хариджитов. В сред. века – ядро феод. гос-в Бундов, Мозафферидов, Зендов, столицей которых был г. Шираз. Словарь географических названий
- фарс — СМЕХ — ПЛАЧ Заливаться смехом — заливаться плачем. Взрыв смеха — взрыв плача. ○ Иной смех плачем отзывается. Пословица. Мчишься от Аракса до Торжка И не знаешь, где твоя могила! Смех иль плач затаены в груди? Облака и солнце впереди. С. Марков. Рябина. Словарь антонимов русского языка
- фарс — ФАРС, а, м. 1. Театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами. 2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф. | прил. фарсовый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
- фарс — ФАРС, фарса, ·муж., и (·устар.) ФАРСА, фарсы, ·жен. (·франц. farce). 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (·публиц. ). Толковый словарь Ушакова
- фарс — ФАРС -а; м. [франц. farce] 1. Вид средневекового западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера. 2. В театре 19-20 вв.: комедия или водевиль лёгкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приёмами. Толковый словарь Кузнецова
- фарс — ФАРС м. фарсы мн. франц. шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. Фарсить, ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. Фарсун, фарсунья, кто фарсит, выкидывает фарсы. Толковый словарь Даля
- Фарс — (франц. farce, от латинск. farsus — начинка, фарш) — один из видов легкой комедии, особенно процветавшей в средневековой французской словесности, по преимуществу устной. В статье Комедия (см.) указано его историческое положение. Ф. смешивали с сотией (ср. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Фарс — (фр. farce) 1) вид средневекового западно-европейского театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (XIV – XVI вв.); 2) в театре XIX – XX вв. – комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. Словарь по культурологии
- фарс — Фарса, м., [фр. farce]. 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). 3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Большой словарь иностранных слов
- ФАРС — ФАРС — историческая область на юге Ирана. До арабского завоевания (7 в.) называлась Парса, Персида. В средние века — ядро государств Буидов, Мозафферидов, Зендов и др. ФАРС (франц. farce, от лат. Большой энциклопедический словарь
- фарс — фарс I м. 1. Вид западноевропейского народного театра и западноевропейской литературы бытового комедийно-сатирического характера (в эпоху Средневековья). Толковый словарь Ефремовой
- фарс — Род. п. -а. Из франц. fаrсе "шутка, фарс", первонач. "начинка", от лат. farcīre "наполнять, набивать", собственно интермедия между действиями спектакля; см. Доза 315; Гамильшег, ЕW 406. Этимологический словарь Макса Фасмера